Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История отечественного государства и права /

Древнерусское феодальное право

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 

пытались разорвать их, поднимали руку на обидчиков- хозяев. Так, в 1066 году, сообщает Новгородская летопись, был удавлен собственными холопами один из церковных изуверов епископ Стефан. Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Его личность как субъекта права не защищалась законом, В судебном процессе холоп не может выступать в качестве стороны. Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на “слова холопа”. Закон регламентировал различные источники холопства Русской Правды и предусматривал следующие случаи: само продажа в рабство, рождение от рабы, женитьба на рабе, “ключничество”, т.е. поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Одна у холопа была надежда. Если был он пленным - “от рати взят”, то соплеменники могли выкупить его. Цена за пленного была высока- 10 златников, полновесных золотых монет русской или византийской чеканки. Не каждый надеялся, что заплатят за него такой выкуп. А если раб происходил из своего русского рода- племени, тогда ждал он и желал он смерти своего господина. Хозяин мог завещанием своим духовным, надеясь искупить земные грехи, отпустить холопов на волю. После этого превращался холоп в пущенника, то есть отпущенного на волю. Холопы стояли на низшей ступени уже и в те древние времена лестницы социальных отношений. Источники холопства были также: совершения, бегства закупа от господина, злостное банкротство. Жизнь становилась сложнее, дани и оброки увеличивались. Разорение непосильными поборами смердов- общинников породило еще одну категорию зависимых людей- изгоев. Изгой- это человек, изгнанный силой тяжелых жизненных обстоятельств из своего круга, разорившийся, потерявший дом, семью, хозяйство. Название изгоя происходит, по-видимому, от древнего глагола “гоить”, равнозначному в старину слову “жить”. Уже само возникновение особого слова для обозначения таких людей говорит о большом количестве обездоленных. Изгойство как социальное явление широко распространилось в Древней Руси, и феодальным законодателям пришлось включить в своды древних законов статьи об изгоях, а отцам церкви то и дело поминать их в своих проповедях.

В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.

Ознакомившись с литературой, посвящённой Русской Правде, я заметила, что она насчитывает более чем 200-летнюю давность. В 1738 году русский историк В. Н. Татищев “с крайней прилежностью” сделал список из этого памятника и представил его в Академию Наук. Однако прошло почти 30 лет, прежде чем Русская Правда впервые вышла печатным изданием. Только в 1767 году находку Татищева, А.Л.Шлецер напечатал Русскую Правду под заглавием: “Правда Русская; данная в XI веке от великих князей Ярослава Владимировича и сына его Изяслава Ярославовича”. С этого времени не прекращающийся интерес историков к этому замечательному памятнику по истории Древней Руси. В.Н. Татищев опубликовал краткую редакцию памятника. Но уже в том же XVIII веке была опубликована и Пространная Правда. В.Крестинин напечатал текст Пространной Правды, помещённый в одной из Кормчей, принадлежавшей в XVI веке Строгановым и подаренной ими в Благовещенский собор в Сольвычегодске. Несколько позже (в 1792 году) было напечатано новое издание Пространной Правды, издателем был И.Н.Болтин. Новые открытия были сделаны Н.М.Карамзиным, который обратил внимание на пергаментный (Синодальный) список Кормчей XVIII века, заключавшей в себе текст Пространной Русской Правды. Новые издания памятника появились в “Русских достопамятностях”, которые стали печататься в 1815 году. Русская Правда предметом особых исследований. В 1826 году на немецком языке вышло сочинение И.Ф.Эверса “Древнее русское право”. Он признал, что краткая редакция Правды составлена в XI веке, а  Правда - в XIII веке.

Первый период изучения Правды завершился сочинением Тобина, напечатанным на немецком языке в 1844 году. Тобин разделил все списки Правды на 2 “фамилии”. К первой он отнёс Краткую Правду, а ко второй - Пространную. Краткая Правда, по мнению Тобина, состоит из двух частей. Первая часть Краткой Правды составлена Ярославом Мудрым, вторая - его сыновьями и служит дополнением к первой. Пространная Правда, в основном, соответствует Краткой Правде, 2 принадлежит Владимиру Мономаху.

Работы Эверса и Тобина оказали большое влияние на литературу о Русской Правде, но в то же время они ясно обнаружили необходимость к новым методам исследования. Перед русской наукой встал вопрос о выявлении списков Русской Правды и их классификации. Этот вопрос был разрешён в работе Н.В.Калачова “Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды”, впервые напечатанном в 1846 году и вновь переизданном в 1880 году. Труд Калачова делится на 4 отделения. В первом он делает разбор изданий и сочинений о Русской Правде до 1846 года. Во втором отделении своего труда Н.В.Калачов даёт деление списков Русской Правды на “фамилии”. К первой фамилии он отнес списки Краткой Правды, которые встречаются в составе Новгородской 1 летописи. Во вторую фамилию он включил Пространной и Сокращённой Правд, находящихся в Кормчих, а также в юридических сборниках, известных под названием Мерила Праведного и Кормчей. К этой фамилии, по Н.В. Н.В.Калачову, относятся древнейшие пергаментные списки: Синодальный XIII века и Троицкий XIV века. Списки третьей фамилии находятся в позднейшей Новгородской летописи, известной под названием Софийского Современника, т. е. к так называемому Карамзинскому виду. Наконец, к четвёртой фамилии Н.В.Калачов относит списки Русской Правды, Помещённые в “сборниках разных статей” и представленные древним Пушкинским списком XIV века, напечатанным Д.Дубенским в “Русских достопамятностях”. В третьем отделении своего труда Н.В.Калачов дал текст Русской Правды с привлечением к изданию 44 списков. К сожалению, он разбил текст на статьи в произвольном порядке, группируя их по юридическим признакам. В последнем, четвёртом издании своего труда историк напечатал известные ему памятники.

В 1881-1886 годах были напечатаны “Исследования о Русской Правде” Мрочек-Дроздовского. Он приложил к текстам Правды словарь, объясняющий некоторые слова. Его работа носит справочный характер и ни в коем случае не может быть сравнена с работой Н.В.Калачова. Новая постановка была сделана В.И.Сергеевичем. Свои мысли о Русской Правде с наибольшей ясностью он изложил в “Лекциях и исследованиях по древней истории русского права”. В отличие от Н.В.Калачова В.И.Сергеевич делит все списки Русской Правды на 3 “фамилии”. В первую он выделяет Краткую Правду, которая состоит из двух частей: древнейшей Правды и Правды Ярославовичей. По мнению Сергеевича, Краткая Правда была составлена в XI веке в Киеве. Ко второй фамилии он относит все списки Пространной Правды. Составление Пространной Правды “должно быть отнесено к началу XII века”. К третьей фамилии относится Сокращённая Правда, время возникновения которой

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»