←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
которой он определяет XIII веком. Заслугой его явилось то, что он особое внимание обратил на две части, признав их особыми редакциями, таким образом, у него оказалось также 4 “фамилии”.
Не мог пройти мимо Русской
Правды и В.О. Ключевский. В своём “Курсе русской истории” он
подробно изучает не только содержание Русской Правды, но и вопрос о её
происхождении. Указав многочисленные точки соприкосновения между Русской
Правдой и юридическими памятниками церковного происхождения (Кормчими, Мерилами
Праведными и т. д.), Ключевский приходит к выводу, что “Русская Правда - это
церковный судебник по недуховенским делам лиц духовенского ведомства... Русская
Правда - свод постановлений об уголовных преступлениях и гражданских
правонарушениях в том объёме, в котором нужен был такой свод церковному судье
для суда по недуховным делам “церковных людей”.
Переходим к взгляду Г.И. Шмелева, который относит происхождение Древнейшей Правды к временам князя Владимира. Но этот взгляд не получил самостоятельной аргументации. Шмелев развивает взгляд Ключевского о возникновении Русской Правды в церковной среде и считает, что потребность в издании церковного сборника прав по не церковным делам могла возникнуть сразу же по крещении Руси, следовательно, могла тогда же возникнуть и Древнейшая Правда. Взгляды Г.И.Шмелева являются простыми предположениями.
В 1910-1913 годах большая работа (4 тома) на немецком языке Л.К.Гетца, профессора университета в Бонне, в которой досконально разработан текст Русской Правды. Первая редакция Правды, по Гетцу, должна быть отнесена к дохристианскому времени. Наиболее ценной частью работы Л.К.Гетца являются его комментарии к тексту, основанные на выводах всей предшествующей литературы о Русской Правде.
Против тезиса Л.К.Гетца о
том, что в Древнейшей Правда нет следов уголовно-карательной деятельности
князей, Владимирский - Буданов М. Ф. Привел в своей рецензии перечень
многочисленных данных о том, что с именем Я связывается установление многих
норм и существенных определений карательной системы. Например, статья
Пространной Правде: “По Ярославе же пакы - совокупишаеся сынови его и
отложиша убиение за голову по кунами ее выкупати, а иное все, якоже Ярослав
судил, такожже и сынове его уставиша”.
В 1914 году вышла книга Н.А.Максимейко, доказывающего, что Краткая Правда Возникла во второй половине XI века, как единый памятник.
И.И. Яковкин считал, что Правда Ярославовичей была дана в целях отмежевания новгородцев от состава княжеского двора. Этот взгляд мы применять не можем, т.к. его теория происхождения Русской Правды совершенно не связана с историей права Киевского государства, неправильны соображения об общественно- политическом строе новгородской земли.
В приведённом обзоре литературе по изучению Русской Правды отмечены только наиболее крупные работы. Кроме того, было написано множество статей по объяснению отдельных неясных выражений и терминов в различных редакциях Русской Правды. Несмотря на обширность литературы об этом памятнике, общие итоги её изучения дворянско-буржуазной историографией нельзя признать удовлетворительными. Издания текстов Русской Правды были сделаны неполно. Большое количество списков Русской Правды, помещённых в Кормчих и различных сборниках, остались совершенно неизученными. При изучении статей Русской Правды применялся метод объяснения их содержания путём примитивного сопоставления с законами других стран, причём все черты сходства обычно объяснялись заимствованиями в Русскую Правду из скандинавских и других законов. После длительного, почти 2-х векового, исследования Русской Правды дворянами и буржуазными историками этот памятник так и остался без надлежащего объяснения.
Русская Правда является
основным источником по Руси X -XIII веков, рисующим нам
положение феодального хозяйства и положение производителей- крестьян.
Первоочередной задачей советских исследователей стало изучение списков Русской
Правды и их научное издание. Значительная часть выводов известной книги
Б.Д.Грекова “Киевская Русь” построена на тщательно
анализе Русской Правды, в частности, большая и принципиально важная глава об
организации крупной вотчины X - XI веков. Не занимаясь
специально вопросом о происхождении редакции Русской Правды, он не прошел мимо
вопроса об их датировке. Он считает, что Правда Ярославовичей и Пространная
Правда - документы XI - XII веков. Место возникновения Русской Правды - Киев.
Крупным событием в исторической науке явилось новое издание Русской Правды по всем её спискам, подготовленным к печати коллективом сотрудников Института Академии Наук по инициативе и под редакцией Б.Д.Грекова. Для издания использованы все известные списки Русской Правды, в количестве 88, не считая 15 списков, не использованных для вариантов, как поздние копии с более старых списков. Несомненным достижением является классификация списков Пространной Русской Правды, составленная В.П.Любимовым. Они разделены им на 3 группы: Синодально-Троицкую, Пушкинскую и Карамзинскую с подразделением каждой на виды. Однако недостатком такого деления явилось производное отнесение Сокращённой Русской Правды к группе списков Пространной Правды, чем нарушается само понятие о редакциях памятника, тем более что списки
←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
|
|