←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...
укрывательство чужой челяди. За преступление холопа виру платил господин. За обиду, которую холоп наносил свободному человеку, последний мог безнаказанно убить обидчика, вместе с тем Русская Правда является незаменимым источником по истории хозяйственных, общественных и классовых отношений на Руси. Сам вопрос о начале феодальных отношений на Руси, бесспорно, разрешается только данными Русской Правды. Громадное значение Русской Правды как источника по истории непосредственных производителей материальных благ особенно четко выясняется в трудах В.И. Ленина. Русская Правда имеет громадное значение как источник по генезису феодализма в древней Руси. Закабаление смердов фактически могло быть изучено при последствии этого документа, т.к. летописи и другие источники говорят о смердах и их положении крайне мало. Она служит источником для наших представлений о социально-экономическом строе древней Руси, т.к. только в ней мы находим сведения о развитии крепостных отношений в этот период. Вопросы феодальной собственности проходят по всему тексту Русской Правды, возникшей в среде феодального общества и отражающей стремление господствующей феодальной верхушки держать в повиновении непосредственных производителей материальных благ - крестьян.
По ходу истории возникает новый источник русского права - княжеское законодательство и судебная практика князей. По мере того, как появляется феодальное право, находящееся в противоречии с существующим обычным правом варварского дофеодального государства, возникает совершенно настоятельная необходимость его обнародовать, чтобы сделать известными основные положения массам. Следовательно, возникает потребность в издании особого сборника, в котором были бы изложены эти новые положения.
В рассматриваемый период не
было необходимости в составлении обширного сборника, в котором нашли бы место
все действующие нормы всех отраслей права - и государственные, и
административные и т.д. На первом этапе издаются новые нормы, относящиеся к
уголовному праву и частично к процессу. Именно здесь, в этой отрасли права,
возникают в первую очередь нормы, принципиально отличные норм обычного права,
действующего в IX - X веках. Уровень правового развития Руси был
достаточно высок, во всяком случае, намного выше, нежели это представляло
большинство историков права. Еще во времена Олега существовала особая система
права - Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного,
процессуального права). Закон русский упоминается еще в русско-византийских
договорах, сохранившихся в составе древнерусской летописи “Повести
временных лет”. Ссылки договоров на молодое Российское
государство, использовались как источник права наряду с законами Византийской
империи, стали темой дискуссии в исторической и юридической литературе. Для
сторонников нормандского происхождения Древнерусского государства в
дореволюционной историографии закон русский является скандинавским правом. В то
же время авторы, изучавшие процесс становления древнерусского права от обычая
до Русской Правды, не придавали особого значения закону русскому. До сих пор не
прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения
об этом документе. В.О. Ключевский считал, что Закон Русский являлся “юридическим
обычаем”, а в качестве источника Русской Правды представляет собой “не
первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси,
сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX - XI веках”.
При князьях Владимире и Ярославе развивается судебная функция княжеской власти, которая выражалась в организации судебных органов и отправлении суда. Юрисдикция князей стала расширяться. Организация сложной сети финансовой и судебной администрации, установление принципов феодального судебного права, - все это возможно было провести в жизнь только путем законодательства. При Владимире и Ярославе стала развиваться законодательная функция князей. Князья не только устанавливают «уставы и уроки», но и изменяют путем издания законов основные принципы уголовного права и процесса IX – X веков. Как указано, по рассказу летописи, Владимир дважды изменял основные принципы карательной политики. А при Ярославе появился первый юридический сборник – Русская Правда. Путем издания законов князья устанавливают размеры судебных пошлин, а также вознаграждения административных лиц. Князья Владимир и Ярослав после принятия Христианства на Руси всячески способствуют устроению церкви, создают мощную экономическую базу для духовенства, установив так называемую десятину. Княжеская власть при этих князьях в основном стала соответствовать и функциям власти ранне-феодальных монархов.
Система органов власти и управления при Владимире и Ярославе изменяется значительным образом. Прежде всего, эти органы стали носить ярко выраженный феодальный характер, а с другой стороны, функции этих органов стали усложняться. Князь и в это время является военным вождем, но его военно-организационная деятельность усложняется из-за усложнения состава военных сил государства. В интересах собственной безопасности Киевскому князю приходилось контролировать деятельность местных князей. Превращение дани в феодальную ренту и установление в городах пошлин создают феодально-административную систему, находящуюся под контролем князя. Устанавливались дополнительно к дани сборы. Так, поместники говоря о полюдье и о даре. Но одним из крупных источников княжеских
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...
|
|