Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

История отечественного государства и права /

Развитие общего понятия и системы преступлений от Русской Правды к Судебнику 1497 г.

←предыдущая следующая→  
1 2 3 

относилась: кража церковная, головная, повторная кража, а также кража с поличным, «совершенная ведомым лихим человеком» Церковная татьба, упоминаемая в ст. 9, перечисляющей особо опасные преступления, означает, по мнению большинства исследователей Судебника,  не только  кражу церковного имущества, но и «святотатство», т.е. деяние так или иначе нарушающее права церкви, являющейся оплотом феодального государства. Относительно головной «татьбы» среди исследователей нет единого мнения, некоторые исследователи считают, что под головной татьбой следует понимать воровство людей (холопов и крепостных). А некоторые, например Л.В.Черепнин (Русские феодальные архивы 14-15 в ч.2.М. 1951 г.) считает, что под головной татьбой следует рассматривать не воровство людей, а воровство вообще, но сопровождавшееся убийством. Простой кражей считалась татьба, совершенная впервые, кроме церковной, головной, и кражи с поличным. Истребление и повреждение чужого имущества. К этому виду преступлений Судебник относил поджог, а также повреждение изгородей, уничтожение межевых знаков и запашка чужих земель. И это не удивительно что Судебник уделяет охране прав собственности землевладельцев такое внимание, ведь как я уже отмечала собственность является основой феодального общества.

ВЫВОД:  Из всего вышеизложенного мною, мы можем наблюдать процесс развития общего понятия преступления, круга объектов и субъектов преступления, а также системы преступлений от Русской Правды к Судебнику 1497 года. Чем же был обусловлен этот процесс? Что касается понятия преступления, то, я думаю, что его развитие обусловливалось развитием государства и развитием феодальных отношений и мы можем это наблюдать на примере  Судебника,  ведь Судебник по сравнению с Русской Правдой,  которая под преступлением понимала причинение  материального или морального вреда отдельному лицу или лицам, под преступление понимает всякие действия,  которые так или иначе угрожают государству или господствующему классу в целом и поэтому запрещаются законом. В связи с развитием государства  и феодализма значительно расширяется круг объектов преступления Русская Правда знала лишь два объекта преступления – личность и имущество, а  Псковская Судная Грамота и Судебник  признавали государство и его должностных лиц объектами преступления. По мере развития феодализма, которое сопровождалось обострением  противоречий феодального общества и усилением классовой борьбы, меняется взгляд и на круг субъектов преступления, а именно, если Русская Правда не признавала холопов субъектами преступления, то Судебник уже считал холопа способным отвечать за свои поступки и преступления. Налицо и развитие системы преступлений. Если Русская Правда не знала таких видов преступлений, как,  например, государственные преступления , преступления против суда и т. д. , то Судебник уже знал. Процесс развития системы преступлений, по моему мнению был обусловлен следующими моментами: развитием государства и государственных органов (появляются политические преступления и преступления против суда), развитием феодальных отношений (усиливается уголовная репрессия за имущественные преступления, так как господствующий класс нуждался в охране феодальной собственности, которая составляет основу благосостояния феодального общества). Таким образом , развитие  феодальных отношений, которое сопровождалось обострением противоречий между классами,  ужесточением классовой борьбы, развитием феодальной собственности, обуславливало развитие уголовного права , что мы и можем наблюдать на примере рассмотренных мною правовых памятников. 

Казус. Из вотчины боярина Лаврентия Салтыкова в 1620 году бежал крестьянский сын Ануфрий. Поселился он на землях окольничего Мирослава Милославского, где обзавелся хозяйством и женился. Через какое-то время Ануфрий с семейством перебрался к князю Семену Пожарскому.

         Смогут ли вернуть беглого крестьянина на основании “Соборного Уложения1649г” боярин Салтыков или окольничий Милославский ?

Боярин Салтыков  сможет вернуть беглого крестьянина, если он докажет, что крестьянин ушел от него незаконно (т.е. он не давал ему отпускную грамоту), и если он  искал его до составления Писцовых книг 1626 года (  на основании ст.5 гл. 11 Соборного Уложения).  Что касается возвращения Ануфрия окольничему Милославскому , то беглый крестьянин может быть возвращен ему если : 1 вариант- Салтыков не искал его до переписи 1626 года и  беглый крестьянин находился в 1626 г. у Милославского и, соответственно, по Писцовым книгам 1626 года Ануфрий был записан за Милославским (ст.1). 2 вариант  если Салтыков не искал его до переписи 1626 г.; и в 1626, и в 1646-47 годах крестьянин находился у него. Но Ануфрий также может быть не возвращен ни Салтыкову, ни Милославскому если: беглый крестьянин находился у Пожарского в 1626 году и если Салтыков не искал его до 1626 года.

       Что же касается жены и детей Ануфрия , то если жена не была беглая, то она вместе с детьми и всем их имуществом будет возвращена Салтыкову если он выиграет спор. Если же жена Ануфрия сама беглая, то она вместе с детьми и мужем будет возвращена своему хозяину. Если же родители жены были беглые и она вышла замуж “в бегах “, а их хозяин  начнет требовать их возвращения ,то жена Ануфрия скорее всего вместе с детьми  будет возвращена хозяину ее родителей, а Ануфрий будет возвращен скорее всего Салтыкову , если последний выиграет спор.

       Что же касается имущества Ануфрия, то оно достанется Салтыкову ,если он будет доказывать и докажет, что Ануфрий сбежал от него с имуществом и  в своей челобитной оценит имущество беглого крестьянина «по имянно». Если же он этого не сделает и Милославский ничего не скажет по этому вопросу, то “за всякую голову класти по четыре рубли, а за глухие животы по пяти рублев; а в больших животах вершить по суду”. Если же Милославский будет отрицать, что он принял крестьянина с имуществом и Салтыков не сможет сказать сколько именно увез имущества крестьянин с собой, то Милославский должен будет заплатить за спорное имущество пять рублей. Имущество беглого крестьянина достанется Милославскому в следующих случаях:

1.     если он докажет, что Ануфрий пришел к нему без имущества;

2.     и если в споре с Пожарским он докажет, что Ануфрий убежал от него с имуществом.

←предыдущая следующая→  
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»