←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
резервной валюты в результате дефицита
платежного баланса США. По мере того, как количество долларов,
находящихся на руках у иностранцев, стремительно росло, а золотые
резервы США сокращались, другие страны неизбежно стали задавать
вопрос: неужели доллар был действительно "так хорош, как золото"?
Способность США сохранять обратимость доллара в золото становилась все
более сомнительной. Для сохранением за долларом статуса резервного
средства необходимо было устранить дефицит платежного баланса США; но
ликвидация дефицита означала бы истощение источника дополнительных
долларовых резервов для системы. Эта проблема встала во весь рост в
начале 70-х годов. Столкнувшись с устойчивым и растущим дефицитом
платежного баланса США, президент Р.Никсон 15 августа 1971 года
приостановил конвертируемость доллара в золото. Новая политика
разорвала связь между золотом и интернациональной стоимостью доллара,
пустив доллар в "плавание" и позволив рыночным силам определять его
стоимость. Свободное колебание доллара лишило Бреттон-Вудсскую систему
фиксированных курсов поддержки.
Управляемые плавающие валютные курсы
Систему возникшую с тех пор можно определить, как систему
управляемых плавающих валютных курсов. С одной стороны, общепризнано,
что изменяющиеся условия экономических отношений между странами
требуют постоянных изменений валютных курсов для избежания устойчивых
отрицательных или положительных сальдо платежных балансов; валютные
курсы должны иметь возможность плавать. С другой стороны,
краткосрочные изменения валютных курсов, возможно усиленные
- 15 -
спекулятивными операциями купли-продажи, могут вызвать частые и
значительные их колебания, которые приводят к нарушению торговых и
финансовых потоков. Поэтому имеется общая договоренность, что
центральные банки разных стран должны покупать и продавать иностранную
валюту для сглаживания подобных колебаний валютных курсов. Другими
словами центральные банки должны "управлять" краткосрочными
спекулятивными изменениями курсов валют своих стран, или
стабилизировать их. Эти важнейшие моменты были зафиксированы в 1976
году ведущей группой стран, входящих в МВФ. Таким образом, в идеале
новая система придаст не только долгосрочную гибкость валютным курсам,
необходимую для выравнивания несбалансированных платежных балансов, но
и обеспечит их достаточную долгосрочную стабильность в целях
поддержания и стимулирования международной торговли и финансов.
В действительности нынешняя валютная система несколько сложнее. В
то время как ведущие валюты, такие, как американский и канадские
доллары, японская иена, британский фунт стерлингов, колеблются или
плавают в соответствии с изменяющимися условиями спроса и предложения,
большинство стран европейского "Общего рынка" пытаются привязать свои
валюты друг к другу. Более того, многие слаборазвитые страны
привязывают свою валюту к валюте какой-либо ведущей промышленно
развитой страны. Так, например, около 40 наименее развитых стран
привязали свои валюты к доллару. Наконец, некоторые страны привязывают
стоимость своих валют к "корзине" или группе других валют.
Насколько хорошо работает система управляемых плавающих валютных
курсов? Хотя опыт этой системы ы историческом плане слишком
непродолжителен и потому недостаточен для полной оценки, у системы
имеются как сторонники, так и критики. Сторонники системы доказывают,
что за время ее недолгого существования она функционировала хорошо,
намного лучше, чем предполагалось. Однако до сих пор существуют веские
аргументы в пользу системы, характеризующейся большей стабильностью
валютных курсов. Те, кто выступают за фиксированные курсы, видят
проблемы нынешней системы.
III РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И КОНТРОЛЬ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
1. Правовая база внешнеэкономической деятельности
Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять
экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации
"О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем
зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям
и их объединениям независимо от форм собственности осуществление
внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт
стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и
организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей.
Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который
публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение
их из реестра могут могут быть в случае нарушения действующего
- 16 -
законодательства РФ или  
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
|
|