Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Международныеэкономические и валютно-кредитные отношения /

Внешнеэкономические сделки: правовое регулирование и коллизии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 

комплекса охватывает не только нормы, посвящённые правовому положению соответствующих государственных органов, объединений, предприятий и организаций, но и предписания, касающиеся их деятельности (в том числе опосредованной договорами), в той мере, в какой она имеет отношение к внешнеэкономическим связям.

              Для регламентации комплекса характерно сочетание различных методов регулирования, прежде всего административно-правового и гражданс-

ко-правового. Сами эти отношения неоднородны, вследствие чего их правовой режим различен.

                                                            -4-

          Внешнеэкономическая деятельность государства не есть нечто чисто внешнее по отношению к его экономике. Первая составляет неотъемлемую часть второй, ту её часть, которая ориентирована вовне и поэтому в относительно большей степени испытывает влияние внешних факторов, служит важным, но не единственным каналом воздействия этих факторов на другие составляющие общего национального хозяйственного механизма.

               При констатации роли закона как инструмента целенаправленного

воздействия на общественные отношения следует учитывать различия самих норм закона, деление их, в частности, на диспозитивные и императивные. Как известно, диспозитивные правила допускают отступление от них по соглашению сторон договора, императивные же предписания такой возможности контрагентам не предоставляют. В этой связи представляется актуальной постановка вопроса о соотношении императивных и диспозитивных методов регулирования в рассматриваемой области отношений. Не предопределяя, где именно и как широко требуется использование императивных норм, следует отметить, что именно эти недопускающие отклонений нормы в сочетании с адекватным механизмом их реализации могут оказать направляющее влияние на внешнеэкономическую деятельность.

               Вместе с тем, по сравнению с внутренним оборотом действие императивных предписаний имеет значительную специфику. Применение права данного государства, включая его императивные гражданско-правовые нормы, к обязательственным отношениям выступает как одна из вероятностей при необходимости выбора между коллидирующими национальными системами права в пользу одного из них. Контрагенты в силу широко признаваемого принципа автономии воли сторон могут сами договариваться о применимом к их отношениям национальном праве.

              Возможности целенаправленного воздействия национальных гражданско-правовых императивных норм данного государства на содержание прав и обязанностей сторон по внешнеэкономическим сделкам ограничены вследствие их применимости далеко не во всех случаях, что сказывается на их эффективности. Определённым выходом из положения являются выработка и принятие унифицированных на международном уровне норм императивного характера.

              Одной из характеризующих черт опосредованных гражданским правом отношений по внешнеэкономическим договорам является действие принципа диспозитивности. Он находит своё выражение прежде всего в том, что указанные отношения регулируются преимущественно диспозитивными нормами, а также в возможности субъектов определять порядок реализации своих прав, действовать через представителей, передавать свои права третьим лицам. Примыкает к этому принципу исключительно важное для внешнего оборота правило, не ограничивающее перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Принцип диспозитивности необходим для гибкого регулирования экономики. Он помогает избежать чрезмерно жёсткой регламентации отношений без учёта особенностей конкретного случая.

                                                          -5-

         

                Для внутреннего и внешнего оборота сохраняет актуальность задача достижения оптимальной степени правовой регламентации, исключения опасности "перерегулировать" экономические отношения, необоснованно стеснить их в развитии и вместе с тем поддержания правовых рамок. Успешному решению этой задачи способствует не отказ от нормативного регулирования вообще, а изменение акцента в методах регулирования, то есть более широкое использование в хозяйственной сфере диспозитивных норм, перевод части императивного регулирования в диспозитивное.*

                Принцип диспозитивности проявляется в автономии воли. Автономия воли сторон обычно признаётся в законодательстве различных государств. Однако допустимые пределы автономии воли сторон понимаются в законодательствах государств по-разному. В одних странах она ничем не ограничивается. В других странах действует принцип локализации договора: стороны могут свободно избирать право, но только такое, какое связано с данной сделкой.**

               Что касается регулирования формы и порядка подписания внешнеэкономических сделок, то законодательство устанавливает особые правила. Форма внешнеэкономических сделок и порядок их подписания определяются национальным законодательством независимо от места совершения таких сделок. Следовательно, если сделка совершается за границей, она должна также подчиняться требованиям национального законодательства относительно её формы и порядка подписания. Это обстоятельство имеет важное практическое значение, поскольку порядок многих иностранных государств признаёт действительной для торговых сделок устную форму (Англия, Франция и другие страны).***

             

                                    

  *- Зыкин И.С.  "Договор во внешнеэкономической деятельности", Москва,

                                1990 год.

 **- Богуславский М.М. "Международное частное право", Москва, 1998 год.

***- "Внешнеторговая сделка", Москва, 1995 год.

                                                           -6-

Выбор применимого права на примере товарооб-      менных сделок.

              В соответствии с нормами международного частного права многих стран партнёрам разрешается выбирать по согласованию между собой применимое право. В праве некоторых государств вместе с тем устанавливаются определённые ограничения на такой выбор. Если стороны не выбирают применимое право сами, то оно определяется на основе норм коллизионного права.

              Следует отметить, что, выбирая применимое материальное право, стороны не делают выбора в отношении юрисдикции для урегулирования каких-либо споров, то есть этим не определяется порядок и место рассмотрения споров. Независимо от выбора права, применимого к соглашению о встречной торговле или к контрактам на поставку, конкретные аспекты встречной торговой сделки могут регулироваться правовыми нормами публичного характера. Это касается права стран, где находятся стороны и где их обязательства подлежат исполнению. Такие императивные правовые нормы могут регулировать вопросы, связанные с международными переводами денежных средств, с видами товаров, которые могут являться объектом встречных торговых сделок, и с ограничительной деловой практикой.

               Кроме того, закон может ограничить предусмотренную сторонами степень регулирования выбранным правом конкретных вопросов. Например, независимо от выбора стороной права государства, где находятся товары , можно регулировать переход права собственности на такие товары, а правом государства, где расположен банк, в котором размещены средства, можно регулировать вопросы расходования средств. Безусловно, желательным представляется, чтобы стороны прямо указали выбор применимого права, регулирующего соглашение о встречной торговле и контракты на поставку.

               Такое определение применимого права весьма полезно, поскольку оно позволяет сторонам исполнять свои договорные

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»