Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Международныеэкономические и валютно-кредитные отношения /

Международная экономическая интеграция

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8

Лек­ция № 2 (16.02.1996).

 

Се­ве­ро­аме­ри­кан­ская ин­те­гра­ция.

1. Пред­по­сыл­ки фор­ми­ро­ва­ния и от­ли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти НАФ­ТА.

2. Ос­нов­ные по­ло­же­ния Аме­ри­ка­но-Ка­на­до-Мек­си­кан­ско­го до­го­во­ра.

3. Ожи­дае­мый эко­но­ми­че­ский эф­фект НАФ­ТА и ме­ж­ду­на­род­ное зна­че­ние опы­та НАФ­ТА.

I. Эко­но­ми­че­ское со­гла­ше­ние НАФ­ТА дей­ст­ву­ет с 1984 го­да и яв­ля­ет­ся са­мым круп­ным ре­гио­наль­ным объ­е­ди­не­ни­ем. Чис­лен­ность на­се­ле­ния 373 млн. чел., в ЕС - око­ло 345 млн.

Сум­мар­ный объ­ем ВВП НАФ­ТА при­бли­зи­тель­но 7 трон. USD, ЕС - 6.3 трлн.

ЕС - объ­е­ди­не­ние с же­ст­ким ор­га­ни­за­ци­он­ным строе­ни­ем, раз­ви­той над­на­цио­наль­ной струк­ту­рой.

НАФ­ТА - про­ти­во­по­лож­на ЕС.

ПРЕД­ПО­СЫЛ­КИ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ НАФ­ТА

1) без­ус­лов­ная ини­циа­ти­ва и ли­дер­ст­во США в соз­да­нии НАФ­ТА.

  Эк.по­тен­ци­ал уча­ст­ни­ков НАФ­ТА (1992 г.)

а) ВВП (США) - 100%

    ВВП (Ка­на­ды) - 9.4%

    ВВП (Мек­си­ки) - 5.5%

б) ВВП на ду­шу на­се­ле­ния

США

100.0%

Ка­на­да

87.7%

Мек­си­ка

15.8%

2) Рас­пад би­по­ляр­но­го ми­ра, от­сю­да США мо­гут гос­под­ство­вать в ми­ре на ос­но­ве эко­но­ми­че­ско­го пре­вос­ход­ст­ва, но у США не­дос­та­точ­но вы­со­кая кон­ку­рен­то­спо­соб­ность то­ва­ров и да­же це­лых от­рас­лей по срав­не­нию с Япо­ни­ей и Зап.Ев­ро­пой.

Зап.Ев­ро­па под­дер­жи­ва­ет свою кон­ку­рен­то­спо­соб­ность за счет ин­те­гра­ции.

Япо­ния все боль­ше опи­ра­ет­ся на стра­ны АСЕ­АН, НИ­Сы, КНР, стре­мясь вы­сту­пить ли­де­ром но­во­го ин­те­гра­ци­он­но­го бло­ка.

На ос­но­ва­нии это­го воз­ни­ка­ет стрем­ле­ние США к ин­те­гра­ции.

3) Со­еди­не­ние вы­со­ко­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го по­тен­циа­ла с низ­ки­ми из­держ­ка­ми на з/пла­ту; так в Мек­си­ке сред­няя з/п в 1985 го­ду со­став­ля­ла 14% от сред­ней з/п в США.

4) Ин­те­гра­ция США и Ка­на­ды осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при от­сут­ст­вии спе­ци­аль­ных ин­сти­ту­цио­наль­ных струк­тур. 20% ВНП Ка­на­ды реа­ли­зу­ет­ся в США, т.е. 60-70% экс­пор­та Ка­на­ды.

Ка­на­да - круп­ней­ший тор­го­вый парт­нер США (око­ло 25% экс­пор­та США или око­ло 1% ВНП).

Ка­на­да для аме­ри­кан­ских кор­по­ра­ций - глав­ный объ­ект ин­ве­сти­ро­ва­ния, объ­ем ин­ве­сти­ций со­ста­вив­ший 56 млрд. USD в 1992 го­ду, 75% всех ино­стран­ных пря­мых ка­пи­та­ло­вло­же­ний в Ка­на­де.

*          *          *

В 1988 г. под­пи­са­но со­гла­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли ме­ж­ду США и Ка­на­дой - CAFTA, ко­то­рое под­ра­зу­ме­ва­ет:

1. пол­ная ли­к­ви­да­ция барь­е­ров при тор­гов­ле США и Ка­на­ды;

2. на­ме­че­но раз­ра­бо­тать со­вме­ст­ные ме­ха­низ­мы, ре­гу­ли­рую­щие со­вме­ст­ной кон­ку­рен­ции, соз­да­ние над­на­цио­наль­ных су­деб­ных и ар­бит­раж­ных ор­га­нов;

3. при­ня­ты зна­чи­тель­ные ос­лаб­ле­ния ог­ра­ни­че­ний на аме­ри­кан­ские ин­ве­сти­ции в Ка­на­де, от­ме­не­ны в 1989 го­ду им­порт­ные по­шли­ны на с/х то­ва­ры, на энер­го­ре­сур­сы, от­ме­нен 25% по­то­лок на ино­стран­ную соб­ст­вен­ность в бан­ков­ской сфе­ре Ка­на­ды.

Ини­циа­тор CAFTA - Ка­на­да, т.к. в Ка­на­де бы­ла низ­кая кон­ку­рен­то­спо­соб­ность пред­при­ятий.

Сот­нос де Гор­та­ли - мек­си­кан­ский пре­зи­дент в 1989 го­ду, при ко­то­ром на­ча­лось мас­штаб­ное сбли­же­ние с США, при­ва­ти­за­ция, шо­ко­вая те­ра­пия, при­вле­че­ние ино­стран­ных ин­ве­сто­ров, ли­бе­ра­ли­за­ция ВТ.

80% всех ино­стран­ных ин­ве­сти­ций, на­чи­ная с 1988 го­да, в Мек­си­ку был из США.

Мас­со­вая ми­гра­ция мек­си­кан­цев в США (с 1988 по 1989 год око­ло 3 мил­лио­нов че­ло­век - ле­галь­но; не­ле­галь­но еже­год­но 2.5-3 млн.чел.)

1985 г. - дву­сто­рон­нее со­гла­ше­ние о пра­ви­лах суб­си­ди­ро­ва­ния экс­пор­та (США - Мек­си­ка).

1988 г. - ра­моч­ное тор­го­вое со­гла­ше­ние, в ко­то­ром рас­смат­ри­ва­ет­ся ряд тор­го­вых и та­риф­ных льгот.

ВЫ­ВОД: По­сто­ян­ное пе­ре­пле­те­ние эко­но­мик трех стран.

ОТ­ЛИ­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫЕ ЧЕР­ТЫ НАФ­ТА

1. Асим­мет­рич­ный ха­рак­тер, про­ис­те­каю­щий из то­го, что на США при­хо­дит­ся око­ло 85% ВВП и пром.про­из­вод­ст­ва трех стран.

2. Асим­мет­рия уров­ней раз­ви­тия ме­ж­ду вы­со­ко раз­ви­ты­ми стра­на­ми (США и Ка­на­да) и раз­ви­ваю­щей­ся Мек­си­кой.

3. Асим­мет­рия ин­тен­сив­но­сти дву­сто­рон­них эк.от­но­ше­ний (США - Ка­на­да, США - Мек­си­ка), от­сут­ст­вие зре­лых эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду Ка­на­дой и Мек­си­кой. Так до­ля Мек­си­ки во ВТО Ка­на­ды чуть бо­лее 1% в 1993 го­ду. У Ка­на­ды во­об­ще очень низ­кий ТО с Ла­тин­ской Аме­ри­кой, и Мек­си­ка за­ни­ма­ет в нем 1 ме­сто. В об­щем объ­е­ме ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в Ка­на­ду на Мек­си­ку при­хо­дит­ся 1.5%.

ПРИН­ЦИ­ПИ­АЛЬ­НЫЕ ПО­ЛО­ЖЕ­НИЯ ДО­ГО­ВО­РА:

- по­этап­ное, в те­че­ние 15 лет, уст­ра­не­ние та­мо­жен­ных по­шлин и не­тор­го­вых ог­ра­ни­че­ний;

- ли­бе­ра­ли­за­ция ин­ве­сти­ци­он­но­го ре­жи­ма;

- обес­пе­че­ние вы­со­ко­го уров­ня за­щи­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти;

- раз­ра­бот­ка со­вме­ст­ной про­грам­мы по борь­бе с за­гряз­не­ни­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды.

По од­ним то­ва­рам - ре­ши­тель­ная ли­бе­ра­ли­за­ция, по дру­гим - плав­ная. Свы­ше 80% мек­си­кан­ско­го экс­пор­та бы­ло ос­во­бо­ж­де­но от ог­ра­ни­че­ний США и Ка­на­дой; Мек­си­ка ли­бе­ра­ли­зо­ва­ла ввоз 40% то­ва­ров со­юз­ни­ков. Ли­бе­ра­ли­за­ция тор­гов­ли с/х про­дук­ци­ей бу­дет плав­ной. С/х Мек­си­ки очень от­ста­лое да­же по срав­не­нию с дру­ги­ми ла­ти­но­аме­ри­кан­ски­ми стра­на­ми. По­это­му Мек­си­ка долж­на по­сте­пен­но от­ме­нить ли­цен­зи­ро­ва­ние на ввоз с/х то­ва­ров из США, Ка­на­ды.

Та­мо­жен­ное оформ­ле­ние про­мыш­лен­ных то­ва­ров: вве­де­на про­це­ду­ра “ку­по­нов та­мо­жен­ных льгот”.

США и Ка­на­да со­гла­си­лись на под­стра­хо­воч­ную про­це­ду­ру. Оп­ре­де­лен пе­ри­од до 3 лет, в те­че­ние ко­то­ро­го стра­на мо­жет вво­дить по­вы­шен­ные по­шли­ны на оп­ре­де­лен­ные то­ва­ры, за­тем они долж­ны быть от­ме­не­ны.

Су­ще­ст­вен­но из­ме­нил­ся по­ря­док та­мо­жен­ных сбо­ров на мек­си­кан­ский тек­стиль, на 45% он был сни­жен, по­ощ­ря­ет­ся раз­ви­тие на­цио­наль­но­го про­из­вод­ст­ва.

Из­ме­нен ре­жим ми­гра­ции ка­пи­та­лов: ме­ж­ду США и Ка­на­дой он ли­бе­ра­ли­зо­ван. Мек­си­ка уве­ли­чи­ла до­лю ино­стран­ных ин­ве­сто­ров в СП, рань­ше ино­стран­ный ин­ве­стор не мог иметь боль­ше 49% ак­ти­вов СП (до 1994 го­да).

ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИЙ ЭФ­ФЕКТ НАФ­ТА

1. рас­чет на рез­кое уве­ли­че­ние аме­ри­кан­ско­го экс­пор­та, а от­сю­да

2. уве­ли­че­ние за­ня­то­сти

(* в 1994 го­ду аме­ри­кан­ский экс­порт воз­рос на 17.5% лишь от соз­да­ния НАФ­ТА)

3. пе­ре­нос тру­до­ем­ких, нау­ко­ем­ких и гряз­ных про­из­водств в Мек­си­ку

4. сни­же­ние из­дер­жек про­из­вод­ст­ва, по­вы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти

(*GM, FORD, Crysler на­ме­ре­ны по­вы­сить ка­пи­та­ло­вло­же­ния в Мек­си­ку, тем са­мым по­вы­сить при­быль бо­лее чем на 10%)

5. по­лу­че­ние боль­ших фи­нан­со­вых вли­ва­ний за счет ли­бе­ра­ли­за­ции ми­гра­ции ка­пи­та­ла (до 8% ВВП Мек­си­ки)

6. рост за­ня­то­сти в Мек­си­ке при­ток но­вых тех­но­ло­гий.

ОТ­РИ­ЦА­ТЕЛЬ­НЫЕ МО­МЕН­ТЫ ДЛЯ МЕК­СИ­КИ:

1. же­ст­кая кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны США и Ка­на­ды; до 60% вы­ра­щи­вае­мой с/х про­дук­ции ста­нет не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ной.

ПО­СЛЕД­СТ­ВИЯ ДЛЯ КА­НА­ДЫ:

1. льгот­ные ус­ло­вия для со­труд­ни­че­ст­ва с Мек­си­кой, мек­си­кан­ский ры­нок очень ем­кий, от­сю­да воз­мож­ность для Ка­на­ды рез­ко уве­ли­чить свой экс­порт.

2. сни­же­ние из­дер­жек на оп­ла­ту тру­да.

Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии над­на­цио­наль­ных ор­га­нов в рам­ках НАФ­ТА. 1993 год - со­гла­ше­ние о за­щи­те ра­бо­чих мест и эко­ло­гии (раз­ра­бот­ка спо­со­бов рас­смот­ре­ния тор­го­вых спо­ров и о при­ме­не­нии санк­ций к на­ру­ши­те­лям, в т.ч. по­вы­ше­ния для них та­мо­жен­ных та­ри­фов). США пред­ло­жи­ли соз­дать 3-х сто­рон­нюю меж­го­су­дар­ст­вен­ную ко­мис­сию. Ес­ли ко­мис­сия не мо­жет ре­шить спор, то он вы­но­сит­ся на рас­смот­ре­ние ар­бит­раж­ной ко­мис­сии не­за­ви­си­мых экс­пер­тов. Ка­на­да бы­ла про­тив над­на­цио­наль­но­го ор­га­на.

Мек­си­ка под­дер­жа­ла ре­ше­ние США, но из-за Ка­на­ды бы­ло ре­ше­но, что ко­мис­сии бу­дут пол­но­моч­ны по­вы­шать та­ри­фы в от­но­ше­ни­ях США и Мек­си­ки; что ка­са­ет­ся Ка­на­ды, то со­вме­ст­ные ор­га­ны долж­ны об­ра­щать­ся в Ка­над­ский суд, ко­то­рый и бу­дет вы­но­сить ре­ше­ния.

Ре­зуль­тат:


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»