Лекция № 4 (1.03.1996)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕС: ЭВОЛЮЦИЯ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РИМСКИЙ ДОГОВОР (1957 год):
“объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва между отдельными территориями.”
1957 год: различные уровни и направления развития экономик и между странами и между регионами отдельных стран. (пример: Северная и Южная Италия, ГДР - ФРГ), проблема сохраняет свою актуальность и сегодня.
Конец 60-х годов:
институты ЕС приступили к разработке долгосрочной концепции региональной политики:
1. учреждение Комитета по региональной политике;
2. создание Европейского фонда регионального развития (ЕФРР).
Решить две задачи:
1. осуществить координацию национальных региональных политик
2. внести вклад в корректировку региональных дисбалансов*
Основную роль должен играть ЕФРР.
ЕФРР -
ИСТОЧНИК СУБСИДИРОВАНИЯ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ В ЭКОНОМИКЕ ОТСТАЛЫХ РАЙОНОВ.
(в основном относится к безработице)
· Участие фонда - 20%, но не более 50% помощи, оказываемой национальным правительством.
· Роль мультипликатора, стимула для частных инвестиций.
· Поощрение инвестиций в инфраструктуру.
ДОКЛАД ТОМСОНА (1973 г.)
впервые!!! |
· результаты сравнительного анализа развития 9 регионов стран Сообщества;
· исследованы природа и структура региональных проблем.
на этой основе определены два типа регионов, которым нужна региональная финансовая поддержка
2 ТИПА ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ:
1. ИСПЫТЫВАЮЩИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВНОМ НА ПЕРИФЕРИИ СООБЩЕСТВА ОТЛИЧАЮТСЯ:
· СЕРЬЕЗНОЙ СТРУКТУРНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ;
· НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДА НА Д/Н;
· ВЫСОКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ЗАНЯТОСТИ В С/Х СЕКТОРЕ.
2. ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
некоторые районы GB, ФРГ, Италии и Франции |
ОТЛИЧАЮТСЯ:
· ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНЯТОСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ, ОТСТАЛЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ;
· ДОЛГОСРОЧНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ;
· НИЗКИМИ ДОХОДАМИ НА Д/Н.
После этого доклада - замедление темпов осуществления региональной политики: трудности финансирования (основной источник - ФРГ) + кризис 1973-74 годов - планируемые объемы финансирования были недостаточны.
Средства ЕФРР - как дополнительный источник финансирования. К 1979 году было принято решение о реформировании региональной политики ЕЭС.
РЕФОРМЫ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ПЕРВАЯ РЕФОРМА 1979 г.
· из ЕФРР были выделены специальные неквотовые средства на специфические программы Сообщества:
1. долгосрочные программы;
2. помощь не только в виде физических инвестиций;
3. помощь мелким и средним предприятиям.
· периодический отчет по социальному и экономическому развитию регионов Европы;
· согласование региональных политик отдельных государств.
ВТОРАЯ РЕФОРМА (1984 г.)
· решение все возрастающих проблем, связанных с реконструкцией промышленности;
· замена квот “индикативными показателями” помощи;
· дополнительные отчисления на национальные программы, превышающие 20%.
ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ -
3 ОСНОВНЫХ ВИДА:
1. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: НЕ КВОТИРУЕМАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОДДЕРЖКУ РАЙОНОВ БЕЛЬГИИ, ИТАЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ. В 1984 ГОДУ БЫЛА РАСШИРЕНА НА РЕГИОНЫ ФРГ, ЛЮКСЕМБУРГА И ФРАНЦИИ.
2. ТЕКСТИЛЬНАЯ И ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1984 Г.)РАССЧИТАНА НА РАЙОНЫ БЕЛЬГИИ, ИРЛАНДИИ, ИТАЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ, НИДЕРЛАНДОВ, ФРАНЦИИ, С 1985 Г. - ФРГ.
3. СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ И РЫБОЛОВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1980 Г.):
1981-1983 ГГ. - ТОЛЬКО РАЙОНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
1984 Г. - ЗЕМЛИ ГЕРМАНИИ
1985 Г. - НЕКОТОРЫЕ ТЕРРИТОРИИ ФРАНЦИИ И ИТАЛИИ.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ ЕФРР ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ:
· РЕНОВАЦИЯ И ПЕРЕСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ;
· СОЗДАНИЕ НОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КОТОРАЯ СПОСОБСТВОВАЛА БЫ РАЗВИТИЮ НОВЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ;
· СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ;
· ОБНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СФЕРЫ УСЛУГ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА , ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС УСЛУГ;
· ПОМОЩЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ;
· СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО КАПИТАЛА ДЛЯ МСП
С 1985 года ЕФРР на эти программы выделял приблизительно 100 млн. ЭКЮ.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ:
НАЧАТЫ В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРИМЕНТА -С 1979 Г.
ЦЕЛЬ: СКООРДИНИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ СХОДНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ.
НАПРИМЕР: ПРОГРАММЫ ПО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЮ. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов.
привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности
ПРОГРАММЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ
ИНТЕРЕС ДЛЯ СООБЩЕСТВА
ПОМОЩЬ НЕБОЛЬШИМ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ, ИНВЕСТИЦИИ В ИНФРАСТРУКТУРУ ИЛИ СФЕРУ УСЛУГ.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ НОВОГО РАЗВИТИЯ.
НАПРИМЕР: ПРОГРАММЫ “СТАР” И “ВАЛОРЕН” - РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СОБСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
ЕСФ - структурные фонды ФЕОГА - фонды гарантий в с/х ЕИБ - европейский инветиционный банк |
· КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ СТРУКТУРНОГО ФОНДА НА НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЕС ПРИ СТРОГОМ НАДНАЦИОНАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ (80% ЗАТРАТ ЕФРР);
· ТЕСНОЕ ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ КЕС, НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ И МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ;
· ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЙ ХАРАКТЕР СУБСИДИЙ СТРУКТУРНОГО ХАРАКТЕРА;
· ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ;
· УГЛУБЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ ОРГАНАМИ СООБЩЕСТВА: ЕФРР, ЕСФ, ФЕОГА, КРЕДИТОВ ЕИБ;
· КООРДИНАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ С ДРУГИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЙСТВИЙ;
· ПРЯМОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ.
Эти принципы возникли на основе реформы 1988 года. Они были вызваны к жизни планом Делора. (Это наиболее радикальная реформа.)
На ее основе возникли пять основных направлений региональной политики:
1. Структурная перестройка отсталых регионов
2. Реконструкция регионов и областей, особо пострадавших от экономических кризисов (последний из которых имел место в 1992-93 гг.)
3. Регулирование мер по решению проблемы долгосрочной безработицы
4. Решение проблемы роста занятости среди молодежи
5. Региональные проблемы, связанные с с/х программой Союза.
В это связи появляется новый термин:
“ЕВРОПА РЕГИОНОВ”:
ТЕНДЕНЦИЯ К РЕГИОНАЛИЗАЦИИ:
· РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СНИЖАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В КЕС;
· СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА СТОЛКНУЛОСЬ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ДИСПРОПОРЦИЯМИ;
· МААСТРИХТСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ УСИЛИЛИ СТРАХ ПЕРЕД ВОЗМОЖНЫМ ОДНООБРАЗИЕМ.
80-Е ГОДЫ: НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ.
· РЕФОРМА СТРУКТУРНЫХ ФОНДОВ (ЕСФ, ЕФРР И АГРАРНЫЙ ФОНД) ОКАЗАЛА ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ;
· СОЗДАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ (1988 Г.)
· РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РЕГИОНОВ - ГАРМОНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ, ОТСТАИВАЮЩИЕ ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНОВ:
Совет Европы - гуманитарная организация. Не занимается экономическими вопросами. |
· КОМИССИЯ РЕГИОНОВ
· СОБРАНИЕ РЕГИОНОВ ЕВРОПЫ
· СОВЕТ РЕГИОНОВ И ОБЩИН ЕВРОПЫ
· ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР:
“ДОКУМЕНТ ПЕРВИЧНОГО ПРАВА”: СОЗДАНИЕ КОМИТЕТА РЕГИОНОВ:
1. Учредить независимый орган, представляющий регионы и имеющий право принимать самостоятельные решения в наиболее важных областях.
2. Обеспечить прямое участие представителей регионов в деятельности ЕС.
3. Предоставить Комитету регионов прямой доступ в Европейский Суд.
ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СТАНОВЛЕНИЯ
· СЕРЬЕЗНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ В УРОВНЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ;
ПЕРСПЕКТИВЫ:
· ВО ИЗБЕЖАНИЕ РАСПЫЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ПОМОЩЬ КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ НА ПЯТИ НАПРАВЛЕНИЯХ;|
· СОЗДАНИЕ ФОНДА “СЛИЯНИЕ”: БОЛЕЕ ПРОЦВЕТАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВА БУДУТ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ 4 МЕНЕЕ РАЗВИТЫМ (ИСПАНИИ, ПОРТУГАЛИИ, ГРЕЦИИ И ИРЛАНДИИ);
· УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ МОГУТ ОБОСТРИТЬСЯ; БЕДНЫЕ РАЙОНЫ ДОЛЖНЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПОЛУЧИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ.
Ассоциированное членство - страны Восточной Европы + страны Балтии.
Подписывается соглашение на 10 лет (с разделением на 2 этапа по 5 лет каждый).
1-й период (истекает в конце 1996 года для Чехии, Словакии, Венгрии, Польши):
· приведение в соответствие тарифного законодательства и нетарифных мер
· создание зоны свободной торговли
на 80% товаров - отмена пошлин и т.д.; на 20% - снижаются: в эту группу входят чувствительные товары: с/х, текстильная пром., угольная и сталелитейная.
Могли составить конкуренцию: с/х продукция (Венгрия, Болгария), текстильная (ежегодные квоты).
Западная Европа закупала с/х продукцию в странах В.Европы (по квотам) и отправляла в виде гуманитарной помощи в РФ.
Для государств Балтии - в 1999 году |
2-й период:
Приспособление всех видов экономической политики (при условии успешного завершения первого этапа, в противном случае 1-й этап продляется).
О создании Единого Внутреннего Рынка объявлено в 1993 году (план Делора).
Малые и средние предприятия: южным странам региона предоставляются кредиты на развитие SME, так как исторически сложилось, что эти предприятия являются основой промышленности этих стран.
После кризиса 90-х годов Европа уступила 2-е место Японии.
ЕС удовлетворяет свои потребности более чем на 65% за счет внутреннего производства.
* а) превалирование с/х над промышленностью в некоторых государствах
б) показатели структурной безработицы
|
|