Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Международныеэкономические и валютно-кредитные отношения /

Международная экономическая интеграция

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8

Лекция № 4 (1.03.1996)

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕС: ЭВОЛЮЦИЯ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

РИМСКИЙ ДОГОВОР (1957 год):

“объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва между отдельными территориями.”

1957 год: различные уровни и направления развития экономик и между странами и между регионами отдельных стран. (пример: Северная и Южная Италия, ГДР - ФРГ), проблема сохраняет свою актуальность и сегодня.

Конец 60-х годов:

институты ЕС приступили к разработке долгосрочной концепции региональной политики:

1.        учреждение Комитета по региональной политике;

2.        создание Европейского фонда регионального развития (ЕФРР).

Решить две задачи:

1.     осуществить координацию национальных региональных политик

2.     внести вклад в корректировку региональных дисбалансов*

Основную роль должен играть ЕФРР.

ЕФРР -

ИС­ТОЧ­НИК СУБ­СИ­ДИ­РО­ВА­НИЯ КА­ПИ­ТА­ЛО­ВЛО­ЖЕ­НИЙ, НА­ПРАВ­ЛЕН­НЫХ НА СОЗ­ДА­НИЕ ИЛИ СО­ХРА­НЕ­НИЕ РА­БО­ЧИХ МЕСТ В ЭКО­НО­МИ­КЕ ОТ­СТА­ЛЫХ РАЙ­ОНОВ.

(в основном относится к безработице)

·         Участие фонда - 20%, но не более 50% помощи, оказываемой национальным правительством.

·         Роль мультипликатора, стимула для частных инвестиций.

·         Поощрение инвестиций в инфраструктуру.

ДОКЛАД ТОМСОНА (1973 г.)

впервые!!!

·         результаты сравнительного анализа развития 9 регионов стран Сообщества;

·         исследованы природа и структура региональных проблем.

на этой основе определены два типа регионов, которым нужна региональная финансовая поддержка

2 ТИПА ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ:

1. ИСПЫТЫВАЮЩИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВНОМ НА ПЕРИФЕРИИ СООБЩЕСТВА ОТЛИЧАЮТСЯ:

·         СЕРЬЕЗНОЙ СТРУКТУРНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ;

·         НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДА НА Д/Н;

·         ВЫСОКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ЗАНЯТОСТИ В С/Х СЕКТОРЕ.

2. ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

некоторые районы GB, ФРГ, Италии и Франции

ОТЛИЧАЮТСЯ:

·         ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНЯТОСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ, ОТСТАЛЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ;

·         ДОЛГОСРОЧНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ;

·         НИЗКИМИ ДОХОДАМИ НА Д/Н.

После этого доклада - замедление темпов осуществления региональной политики: трудности финансирования (основной источник - ФРГ) + кризис 1973-74 годов - планируемые объемы финансирования были недостаточны.

Средства ЕФРР - как дополнительный источник финансирования. К 1979 году было принято решение о реформировании региональной политики ЕЭС.

РЕФОРМЫ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ПЕРВАЯ РЕФОРМА 1979 г.

·         из ЕФРР были выделены специальные неквотовые средства на специфические программы Сообщества:

1.        долгосрочные программы;

2.        помощь не только в виде физических инвестиций;

3.        помощь мелким и средним предприятиям.

·         периодический отчет по социальному и экономическому развитию регионов Европы;

·         согласование региональных политик отдельных государств.

ВТОРАЯ РЕФОРМА (1984 г.)

·         решение все возрастающих проблем, связанных с реконструкцией промышленности;

·         замена квот “индикативными показателями” помощи;

·         дополнительные отчисления на национальные программы, превышающие 20%.

ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ -

3 ОСНОВНЫХ ВИДА:

1.        МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: НЕ КВОТИРУЕМАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОДДЕРЖКУ РАЙОНОВ БЕЛЬГИИ, ИТАЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ. В 1984 ГОДУ БЫЛА РАСШИРЕНА НА РЕГИОНЫ ФРГ, ЛЮКСЕМБУРГА И ФРАНЦИИ.

2.      ТЕКСТИЛЬНАЯ И ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1984 Г.)РАССЧИТАНА НА РАЙОНЫ БЕЛЬГИИ, ИРЛАНДИИ, ИТАЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ, НИДЕРЛАНДОВ, ФРАНЦИИ, С 1985 Г. - ФРГ.

3.       СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ И РЫБОЛОВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1980 Г.):

1981-1983 ГГ. - ТОЛЬКО РАЙОНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

1984 Г. - ЗЕМЛИ ГЕРМАНИИ

1985 Г. - НЕКОТОРЫЕ ТЕРРИТОРИИ ФРАНЦИИ И ИТАЛИИ.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ ЕФРР ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ:

·         РЕНОВАЦИЯ И ПЕРЕСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ;

·         СОЗДАНИЕ НОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КОТОРАЯ СПОСОБСТВОВАЛА БЫ РАЗВИТИЮ НОВЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ;

·         СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ;

·         ОБНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СФЕРЫ УСЛУГ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА , ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС УСЛУГ;

·          ПОМОЩЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ;

·         СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО КАПИТАЛА ДЛЯ МСП

С 1985 года ЕФРР на эти программы выделял приблизительно 100 млн. ЭКЮ.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ:

НАЧАТЫ В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРИМЕНТА -С 1979 Г.

ЦЕЛЬ: СКООРДИНИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ СХОДНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ.

НАПРИМЕР: ПРОГРАММЫ ПО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЮ. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов.

привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности

ПРОГРАММЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ

ИНТЕРЕС ДЛЯ СООБЩЕСТВА

ПО­МОЩЬ НЕ­БОЛЬ­ШИМ ПРО­МЫШ­ЛЕН­НЫМ ПРЕД­ПРИ­ЯТИ­ЯМ, ИН­ВЕ­СТИ­ЦИИ В ИН­ФРА­СТРУК­ТУ­РУ ИЛИ СФЕ­РУ УС­ЛУГ.

СОЗ­ДА­НИЕ УС­ЛО­ВИЙ ДЛЯ НО­ВО­ГО РАЗ­ВИ­ТИЯ.

НА­ПРИ­МЕР: ПРО­ГРАМ­МЫ “СТАР” И “ВА­ЛО­РЕН” ­- РАЗ­ВИ­ТИЕ ТЕ­ЛЕ­КОМ­МУ­НИ­КА­ЦИЙ И ИС­ПОЛЬ­ЗО­ВА­НИЕ

СОБ­СТ­ВЕН­НО­ГО ЭНЕР­ГЕ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО ПО­ТЕН­ЦИА­ЛА

ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:

ЕСФ - структурные фонды

ФЕОГА - фонды гарантий в с/х

ЕИБ - европейский инветиционный банк

·         КОН­ЦЕН­ТРА­ЦИЯ РЕ­СУР­СОВ СТРУК­ТУР­НО­ГО ФОН­ДА НА НАИ­МЕ­НЕЕ РАЗ­ВИ­ТЫХ ТЕР­РИ­ТО­РИ­ЯХ ЕС ПРИ СТРО­ГОМ НАД­НА­ЦИО­НАЛЬ­НОМ КОН­ТРО­ЛЕ (80% ЗА­ТРАТ ЕФРР);

·         ТЕС­НОЕ ПАРТ­НЕР­СТ­ВО МЕ­Ж­ДУ КЕС, НА­ЦИО­НАЛЬ­НЫ­МИ ПРА­ВИ­ТЕЛЬ­СТ­ВА­МИ И МЕ­СТ­НЫ­МИ ОР­ГА­НА­МИ ВЛА­СТИ;

·         ВЗАИ­МО­ДО­ПОЛ­НЯЮ­ЩИЙ ХА­РАК­ТЕР СУБ­СИ­ДИЙ СТРУК­ТУР­НО­ГО ХА­РАК­ТЕ­РА;

·         ГЛО­БА­ЛИ­ЗА­ЦИЯ РЕ­ГИО­НАЛЬ­НОЙ ПО­ЛИ­ТИ­КИ;

·         УГ­ЛУБ­ЛЕ­НИЕ ВЗАИ­МО­ДЕЙ­СТ­ВИЯ МЕ­Ж­ДУ ВСЕ­МИ ОР­ГА­НА­МИ СО­ОБ­ЩЕ­СТ­ВА: ЕФРР, ЕСФ, ФЕО­ГА, КРЕ­ДИ­ТОВ ЕИБ;

·         КО­ОР­ДИ­НА­ЦИЯ РЕ­ГИО­НАЛЬ­НОЙ ПО­ЛИ­ТИ­КИ С ДРУ­ГИ­МИ НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЯ­МИ ДЕЙ­СТ­ВИЙ;

·         ПРЯ­МОЕ ВЗАИ­МО­ДЕЙ­СТ­ВИЕ МЕ­Ж­ДУ ГО­СУ­ДАР­СТ­ВА­МИ.

Эти принципы возникли на основе реформы 1988 года. Они были вызваны к жизни планом Делора. (Это наиболее радикальная реформа.)

На ее основе возникли пять основных направлений региональной политики:

1. Структурная перестройка отсталых регионов

2.     Реконструкция регионов и областей, особо пострадавших от экономических кризисов (последний из которых имел место в 1992-93 гг.)

3.     Регулирование мер по решению проблемы долгосрочной безработицы

4.     Решение проблемы роста занятости среди молодежи

5.     Региональные проблемы, связанные с с/х программой Союза.

В это связи появляется новый термин:

“ЕВРОПА РЕГИОНОВ”:

ТЕНДЕНЦИЯ К РЕГИОНАЛИЗАЦИИ:

·         РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СНИЖАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В КЕС;

·         СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА СТОЛКНУЛОСЬ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ДИСПРОПОРЦИЯМИ;

·         МААСТРИХТСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ УСИЛИЛИ СТРАХ ПЕРЕД ВОЗМОЖНЫМ ОДНООБРАЗИЕМ.

80-Е ГОДЫ: НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ.

·         РЕФОРМА СТРУКТУРНЫХ ФОНДОВ (ЕСФ, ЕФРР И АГРАРНЫЙ ФОНД) ОКАЗАЛА ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ;

·         СОЗДАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ (1988 Г.)

·         РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РЕГИОНОВ - ГАРМОНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ

 ОРГАНИЗАЦИИ, ОТСТАИВАЮЩИЕ ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНОВ:

Совет Европы - гуманитарная организация. Не занимается экономическими вопросами.

·         КОМИССИЯ РЕГИОНОВ

·         СОБРАНИЕ РЕГИОНОВ ЕВРОПЫ

·         СОВЕТ РЕГИОНОВ И ОБЩИН ЕВРОПЫ

·         ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ

МААСТРИХТСКИЙ  ДОГОВОР:

“ДОКУМЕНТ ПЕРВИЧНОГО ПРАВА”: СОЗДАНИЕ КОМИТЕТА РЕГИОНОВ:

1.        Учредить независимый орган, представляющий регионы и имеющий право принимать самостоятельные решения в наиболее важных областях.

2.        Обеспечить прямое участие представителей регионов в деятельности ЕС.

3.        Предоставить Комитету регионов прямой доступ в Европейский Суд.

ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СТАНОВЛЕНИЯ

·         СЕРЬЕЗНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ В УРОВНЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ;

ПЕРСПЕКТИВЫ:

·         ВО ИЗБЕЖАНИЕ РАСПЫЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ПОМОЩЬ КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ НА ПЯТИ НАПРАВЛЕНИЯХ;|

·         СОЗДАНИЕ ФОНДА “СЛИЯНИЕ”: БОЛЕЕ ПРОЦВЕТАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВА БУДУТ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ 4 МЕНЕЕ РАЗВИТЫМ (ИСПАНИИ, ПОРТУГАЛИИ, ГРЕЦИИ И ИРЛАНДИИ);

·        УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ  - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ МОГУТ ОБОСТРИТЬСЯ; БЕДНЫЕ РАЙОНЫ ДОЛЖНЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПОЛУЧИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ.

Ассоциированное членство - страны Восточной Европы + страны Балтии.

Подписывается соглашение на 10 лет (с разделением на 2 этапа по 5 лет каждый).

1-й период (истекает в конце 1996 года для Чехии, Словакии, Венгрии, Польши):

·       приведение в соответствие тарифного законодательства и нетарифных мер

·       создание зоны свободной торговли

на 80% товаров - отмена пошлин и т.д.; на 20% - снижаются: в эту группу входят чувствительные товары: с/х, текстильная пром., угольная и сталелитейная.

Могли составить конкуренцию: с/х продукция (Венгрия, Болгария), текстильная (ежегодные квоты).

Западная Европа закупала с/х продукцию в странах В.Европы (по квотам) и отправляла в виде гуманитарной помощи в РФ.

Для государств Балтии - в 1999 году

2-й период:

Приспособление всех видов экономической политики (при условии успешного завершения первого этапа, в противном случае 1-й этап продляется).

О создании Единого Внутреннего Рынка объявлено в 1993 году (план Делора).

Малые и средние предприятия: южным странам региона предоставляются кредиты на развитие SME, так как исторически сложилось, что эти предприятия являются основой промышленности этих стран.

После кризиса 90-х годов Европа уступила 2-е место Японии.

ЕС удовлетворяет свои потребности более чем на 65% за счет внутреннего производства.



* а) превалирование с/х над промышленностью в некоторых государствах

  б) показатели структурной безработицы


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»