Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Международныеэкономические и валютно-кредитные отношения /

Международная экономическая интеграция

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8

Лекция № 5 (15.03.1996)

 

ИНТЕГРАЦИЯ В АТР

1. Усиление взаимозависимости в АТР.

2. АСЕАН.

3. Соглашение о зоне свободной торговле Австралии и Новой Зеландии.

4. Возможность создания региональной группировки в АТР и деятельность АPEC.

I. Усиление взаимозависимости в АТР.

80-е годы - рост числа региональных соглашений.

Концепция создания интеграционной группировки - 1965 год;

практическая реализация - конец 1980-х.

Цен­тро­беж­ные фак­то­ры (вли­яв­шие на за­мед­ле­ние ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов):

раз­рыв сред­не­го­до­вых до­хо­дов - 1/136

(Вьет­нам/Япо­ния)

1.    Стра­ны зна­чи­тель­но диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны в эко­но­ми­че­ском, куль­ту­ро­ло­ги­че­ском и по­ли­ти­че­ском пла­не (как ни в од­ном дру­гом ре­гио­не ми­ра).

2.    Фак­тор гео­гра­фи­че­ской бли­зо­сти: рас­стоя­ние от 7 миль до 5000 - по­след­ний фак­тор цен­тро­беж­ный.

3.    Ис­то­ри­че­ски стра­ны АТР стре­ми­лись со­хра­нить взаи­мо­от­но­ше­ния со стра­на­ми вне ре­гио­на, что свя­за­но с их ко­ло­ни­аль­ной за­ви­си­мо­стью в про­шлом от ев­ро­пей­ских стран + с гео­гра­фи­че­ской на­прав­лен­но­стью экс­пор­та на ры­нок США.

С се­ре­ди­ны 1980-х го­дов ин­тен­си­фи­ка­ция внут­рен­них по­то­ков то­ва­ров, ка­пи­та­лов и фи­нан­со­вой по­мо­щи (ин­тер­на­цио­на­ли­за­ция хо­зяй­ст­вен­ной жиз­ни). До­ля внут­рен­не­го экс­пор­та в со­во­куп­ном экс­пор­те стран АТР воз­рос­ла с 28% в 1970 го­ду до 45% в 1992. Со­от­вет­ст­вен­но им­порт за тот же пе­ри­од с 29% до 53%. Про­гно­зи­ру­ет­ся, что внут­рен­няя тор­гов­ля воз­рас­тет до 55% к 2000 го­ду. До­ля внут­рен­них ин­ве­сти­ций воз­рос­ла с 39% в 1985 го­ду до 56% в 1990 (по от­дель­ным стра­нам по­след­ний по­ка­за­тель со­став­ля­ет 60-70%). По­доб­ные из­ме­не­ния го­во­рят о воз­рас­та­нии цен­тро­ст­ре­ми­тель­ных сил.

Специфика экономической интеграции в АТР.

Ре­шаю­щи­ми (оп­ре­де­ляю­щи­ми) яв­ля­ют­ся ин­те­гра­ци­он­ные про­цес­сы на суб­ре­гио­наль­ном уров­не, ко­то­рые мо­гут иметь ор­га­ни­за­ци­он­но по­ли­ти­че­ские фор­мы. Сре­ди ин­сти­ту­цио­наль­ных объ­е­ди­не­ний вы­де­ля­ют­ся:

1. АСЕ­АН

2. АН­ЗСЕР­ТА (Ав­ст­ра­лия и NZ);

в рам­ках не­оформ­лен­ной, но ре­аль­ной ин­те­гра­ции - тре­уголь­ни­ки эко­но­ми­че­ско­го рос­та: Боль­шой Ки­тай - КНР, Гон­конг, Тай­вань.

II. АСЕАН

1967 год - создание: 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия

1984 год - Бруней

1995 год (конец июля) - Вьетнам

АСЕАН - самая влиятельная группировка среди развивающихся стран.

Эко­но­ми­че­ское со­труд­ни­че­ст­во на­ча­ло раз­ви­вать­ся с 1976 го­да (Дек­ла­ра­ция со­гла­сия и про­грам­ма дей­ст­вий): 4 сфе­ры вза­им­но­го эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва:

1.    пре­фе­рен­ци­аль­ный дос­туп то­ва­ров в ра­мах вза­им­ной тор­гов­ли то­п­ли­во и про­до­воль­ст­вие;

2.    со­труд­ни­че­ст­во в сфе­ре тор­гов­ли (при со­вме­ст­ном вы­хо­де на внеш­ние рын­ки и рын­ки треть­их стран);

3.    про­из­вод­ст­вен­ное со­труд­ни­че­ст­во;

4.    эко­но­ми­че­ские свя­зи вы­ра­бот­ка об­щей по­зи­ции по эко­но­ми­че­ским про­бле­мам, пред­став­ляю­щим об­щий ин­те­рес для всех чле­нов).

В ре­зуль­та­те из 7 объ­ек­тов по про­грам­ме про­из­вод­ст­вен­но­го со­труд­ни­че­ст­ва был осу­ще­ст­в­лен толь­ко один - строи­тель­ст­во за­во­да по про­из­вод­ст­ву хи­ми­че­ско­го удоб­ре­ния.

1977 год - соз­да­ние зо­ны пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ли. Вна­ча­ле, при соз­да­нии, на 20 то­ва­ров, че­рез год - 70. Раз­мер пре­фе­рен­ций в сред­нем - 20-25%. По­сле 1989 го­да пре­фе­рен­ции до­ве­де­ны до 50% на 12700 то­вар­ных по­зи­ций.

1987 год - пер­вый про­ект соз­да­ния зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли.

1989 год - кон­цеп­ция соз­да­ния тре­уголь­ни­ков эко­но­ми­че­ско­го рос­та (по пред­ло­же­нию ми­ни­ст­ра эко­но­ми­ки Син­га­пу­ра). В пер­вый “тре­уголь­ник” во­шли: Син­га­пур, Ма­лай­зия, Ин­до­не­зия (у по­след­них двух - ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-эко­но­ми­че­ские рай­оны). Он по­лу­чил на­зва­ние “Юж­ный тре­уголь­ник”.

1992 год - Син­га­пур­ский сам­мит стран уча­ст­ниц АСЕ­АН, на ко­то­ром при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли АВ­ТА. Она долж­на быть соз­да­на к 2008 го­ду (за 15 лет) че­рез ли­к­ви­да­цию по­шлин во вза­им­ной тор­гов­ле про­из­вод­ст­вен­ны­ми и пе­ре­ра­бо­тан­ны­ми с/х про­дук­та­ми (по­шли­ны на не­ко­то­рые то­ва­ры до 5%). На пе­ре­ход­ный пе­ри­од - об­щая схе­ма пре­фе­рен­ци­аль­ных та­ри­фов.

Су­ще­ст­ву­ют две про­грам­мы: од­на - на 15 лет; дру­гая - ус­ко­рен­ная,  на 10 лет (до 2003 го­да).

Ко­нец 1994 го­да - встре­ча ми­ни­ст­ров эко­но­ми­ки стран АСЕ­АН - ре­ши­ли при­нять вто­рую про­грам­му (с вклю­че­ни­ем в спи­сок пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ли с/х сы­рья). Про­цесс соз­да­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в два эта­па:

1.    к 1.01.2000 - уст­ра­нить по­шли­ны, раз­мер ко­то­рых в на­стоя­щее вре­мя < 20%;

2.    к 1.01.2003 - от­ме­нить по­шли­ны, ны­неш­ний раз­мер ко­то­рых со­став­ля­ет > 20%.

Эти ус­ло­вия рас­про­стра­ня­ют­ся на 15 то­вар­ных групп (88% вза­им­ной тор­гов­ли стран АСЕ­АН). Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют про­дук­ция неф­те­хи­мии, ме­тал­лур­гии и ав­то­мо­би­ле­строе­ния.

В АВ­ТА пла­ни­ру­ет­ся осу­ще­ст­вить: от­ме­ну по­шлин, уст­ра­не­ние ко­ли­че­ст­вен­ных ог­ра­ни­че­ний, гар­мо­ни­за­цию на­цио­наль­ных стан­дар­тов, вза­им­ное при­зна­ние сер­ти­фи­ка­тов ка­че­ст­ва, уст­ра­не­ние ог­ра­ни­че­ний на дви­же­ние ка­пи­та­ла, про­ве­де­ние кон­суль­та­ций по осу­ще­ст­в­ле­нию мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки с це­лью ко­ор­ди­на­ции по­след­ней. К на­стоя­ще­му мо­мен­ту Ма­лай­зия со­кра­ти­ла или от­ме­ни­ла по­шли­ны на 2600 то­ва­ров во вза­им­ной тор­гов­ле (в т.ч. и с/х про­дук­ция). Ин­до­не­зия и Фи­лип­пи­ны сня­ли ог­ра­ни­че­ния на ино­стран­ные ка­пи­та­ло­вло­же­ния в энер­ге­ти­ку и те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ус­лу­ги. Таи­ланд снял ог­ра­ни­че­ния на ввоз ав­то­мо­би­лей.

Од­на­ко не­дос­тат­ком яв­ля­ет­ся то, что уча­ст­ни­ки не не­сут ни­ка­ких юри­ди­че­ских обя­за­тельств друг пе­ред дру­гом в рам­ках этих до­го­во­рен­но­стей. Кро­ме это­го - боль­шой раз­рыв в уров­нях раз­ви­тия, при­ме­ром че­го мо­гут слу­жить сле­дую­щие дан­ные: сред­не­го­до­вой до­ход на ду­шу на­се­ле­ния в Син­га­пу­ре при­бли­зи­тель­но со­став­ля­ет 16000$, а в Ма­лай­зии - 200$. Так же нуж­но от­ме­тить низ­кий удель­ный вес вза­им­ной тор­гов­ли - 15 % (2/3 из ко­то­рых - тор­гов­ля ме­ж­ду Ма­лай­зи­ей и Син­га­пу­ром).

Ос­нов­ной эко­но­ми­че­ский эф­фект:

1.    соз­да­ние круп­но­го объ­е­ди­нен­но­го рын­ка с об­щей чис­лен­но­стью на­се­ле­ния в 330 млн. че­ло­век и еже­год­ным со­во­куп­ным ВНП - 300 млрд.$;

2.    сти­му­ли­ро­ва­ние ин­ве­сто­ров треть­их стран вкла­ды­вать ка­пи­тал в АСЕ­АН (бес­по­шлин­ное вне­дре­ние ка­пи­та­ла).

III. СОГЛАШЕНИЕ ОБ УГЛУБЛЕНИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ АВСТРАЛИЕЙ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИЕЙ

(фактически это соглашение о зоне свободной торговли)

1983 год - под­пи­са­но со­гла­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли (ЗСТ) к 1995 го­ду.

1988 год - сня­ты по­шли­ны.

1990 год - сня­ты ко­ли­че­ст­вен­ные ог­ра­ни­че­ния, ан­ти­дем­пин­го­вые про­це­ду­ры, гар­мо­ни­за­ция на­цио­наль­ных стан­дар­тов и та­мо­жен­ных пра­вил, уст­ра­не­на прак­ти­ка пре­фе­рен­ций к сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­ных за­ку­пок и за­ка­зов.

Это со­гла­ше­ние име­ло боль­ший эф­фект для NZ, о чем го­во­рят сле­дую­щие циф­ры:

1992 год до­ля NZ в экс­пор­те Ав­ст­ра­лии - 5,7%

                до­ля Ав­ст­ра­лии в экс­пор­те NZ - 18,9%.

Со­гла­ше­ние в боль­шей сте­пе­ни име­ет ре­гио­наль­ный эф­фект, т.к. ос­нов­ны­ми парт­не­ра­ми этих двух стран яв­ля­ют­ся го­су­дар­ст­ва ЮВА (до 60% то­ва­ро­обо­ро­та). Вдо­ба­вок - это от­кры­тое со­гла­ше­ние, к ко­то­ро­му мо­жет при­сое­ди­нить­ся лю­бое го­су­дар­ст­во. Бы­ла вы­дви­ну­та идея (ко­то­рую труд­но осу­ще­ст­вить на прак­ти­ке вслед­ст­вие раз­ни­цы в эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии стран Океа­нии) о вклю­че­нии в АН­ЗСЕР­ТА го­су­дарств юга Ти­хо­го Океа­на, или соз­да­нии об­щей зо­ны со­труд­ни­че­ст­ва и т.д.

Перспективы экономической интеграции.

Бли­жай­шая цель - соз­да­ние еди­но­го внут­рен­не­го рын­ка (уже су­ще­ст­ву­ют три сег­мен­та еди­но­го рын­ка: то­ва­ры, ра­бо­чая си­ла, ус­лу­ги) для это­го нуж­но про­вес­ти:

1. ли­бе­ра­ли­за­цию рын­ка ка­пи­та­лов;

2. гар­мо­ни­за­цию на­ло­го­вой и про­мыш­лен­ной по­ли­ти­ки;

3. ко­ор­ди­на­цию мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки;

4. вве­де­ние еди­ной ва­лю­ты.

1988 год - 1-й пе­ре­смотр со­гла­ше­ния - вне­се­но пред­ло­же­ние о не­об­хо­ди­мо­сти вве­де­ния еди­ной ва­лю­ты к 2000 го­ду. Од­на­ко в 1992 го­ду, во вре­мя по­след­не­го пе­ре­смот­ра со­гла­ше­ния, этот во­прос да­же не под­ни­мал­ся.

IY. ОБЩЕ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

1989 год - соз­да­ние фо­ру­ма Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва APEC (in English) АТЭС (по-рус­ски). Пер­во­на­чаль­но в со­став во­шли 12 стран: США, Ка­на­да, Ав­ст­ра­лия, NZ, Япо­ния, Рес­пуб­ли­ка Ко­рея и 6 стран, чле­нов АСЕ­АН (с ого­вор­кой, по­сле всту­п­ле­ния в АСЕ­АН Вьет­на­ма, что эта стра­на яв­ля­ет­ся уча­ст­ни­ком со­гла­ше­ния в ка­че­ст­ве чле­на АСЕ­АН, а не как са­мо­стоя­тель­ное го­су­дар­ст­во). В 1991 го­ду при­сое­ди­ни­лись КНР, Гон­конг, Тай­вань; в 1993 - Мек­си­ка, Па­пуа Но­вая Гви­нея; в 1994 го­ду - Чи­ли. Все­го в фо­ру­ме при­ни­ма­ет уча­стие в на­стоя­щее вре­мя 18 стран.

На до­лю стран этой груп­пи­ров­ки при­хо­дит­ся:

· 50% ВВП (ми­ро­во­го)

· 50% ми­ро­во­го экс­пор­та то­ва­ров

· 40% на­се­ле­ния

· 31% тер­ри­то­рии Зем­ли.

В рам­ках это­го со­гла­ше­ния бы­ло про­ве­де­но 7 встреч. Пер­вые 4 встре­чи про­хо­ди­ли на уров­не ми­ни­ст­ров эко­но­ми­ки и ино­стран­ных дел. В 1993 го­ду (встре­ча в Си­эт­ле) пе­ре­го­во­ры ве­лись на двух уров­нях: как и рань­ше на уров­не ми­ни­ст­ров, так и на уров­не глав го­су­дарств.

С 1992 го­да про­во­дит­ся струк­ту­ри­за­ция дея­тель­но­сти фо­ру­ма.

Струк­ту­ра APEC:

1.    Сек­ре­та­ри­ат (15 че­ло­век)

2.    Ко­ми­тет по тор­гов­ле и ин­ве­сти­ци­ям

3.    Груп­па вы­со­ких пред­ста­ви­те­лей (17 чле­нов - эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки от всех го­су­дарств, кро­ме Па­пуа Но­вой Гви­неи) с 1993 го­да

4.    Ра­бо­чие груп­пы (все­го 10 групп по раз­лич­ным от­рас­лям дея­тель­но­сти: энер­ге­ти­ка, ин­ве­сти­ции и т.д.).

С 1995 го­да фор­ми­ру­ет­ся бюд­жет ор­га­ни­за­ции на ос­но­ве взно­сов на об­щую сум­му 2 млн. дол­ла­ров (хо­тя для нор­маль­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния не­об­хо­ди­мо ми­ни­мум 38 млн.$).

В 1993 го­ду соз­да­на ти­хо­оке­ан­ская биз­нес сеть. Кро­ме это­го осу­ще­ст­в­ле­но 10 про­ек­тов:

1.    соз­да­ние тех­но­пар­ков (для пе­ре­да­чи тех­но­ло­гий раз­ви­ваю­щим­ся стра­нам);

2.    под­го­тов­ка кад­ров;

3.    об­мен ин­фор­ма­ци­ей в сфе­ре тор­гов­ли и ин­ве­сти­ций;

4.    от­ме­на ко­ли­че­ст­вен­ных ог­ра­ни­че­ний в сфе­ре тек­стиль­ной про­мыш­лен­но­сти в те­че­ние 10 лет;

5.    ин­ве­сти­ци­он­ный ко­декс - с це­лью пре­дос­тав­ле­ния га­ран­тий по вло­же­ни­ям для ин­ве­сто­ров и при­вле­че­ния ка­пи­та­лов из треть­их стран.

Все про­ек­ты осу­ще­ст­в­ля­ют­ся на ча­ст­ном уров­не - т.е. за счет са­мих пред­при­ни­ма­те­лей.

В пер­спек­ти­ве APEC мо­жет стать ос­но­вой для ЗСТ. Од­на­ко, как ут­вер­жда­ют са­ми уча­ст­ни­ки, APEC не бу­дет ЗСТ или та­мо­жен­ным сою­зом. Это про­ис­хо­дит вслед­ст­вие то­го, что в АТР ши­ро­ко рас­про­стра­нен прин­цип от­кры­то­го ре­гио­на­лиз­ма (по при­ме­ру ВТО).

Но­ябрь 1994 го­ду - сам­мит в /Бо­го­ре?/ при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии ти­хо­оке­ан­ской зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли:

·      2010 год - для про­мыш­лен­но раз­ви­тых стран (для Япо­нии ис­клю­че­ние - срок мо­жет быть про­длен до 2020 го­да);

·      2015 - для НИС;

·      2020 - для ос­таль­ных стран.

Но­ябрь 1995 го­да - сам­мит в Оса­ке - при­ня­та про­грам­ма соз­да­ния ЗСТ в Ти­хом Океа­не: на­ча­ло - 1997 год, ос­нов­ные на­прав­ле­ния ра­бо­ты:

1. сни­же­ние по­шлин;

2. ли­бе­ра­ли­за­ция тор­гов­ли ус­лу­га­ми;

3. гар­мо­ни­за­ция про­мыш­лен­ных стан­дар­тов.

На сам­ми­те в но­яб­ре 1996 го­да пла­ни­ру­ет­ся раз­ра­бо­тать кон­крет­ные фор­мы и ме­то­ды соз­да­ния ЗСТ и т.д.

ВЫВОДЫ

Спе­ци­фи­ка ин­те­гра­ции в АТР:

1.    В АТР про­ис­хо­дит про­цесс уг­луб­ле­ния хо­зяй­ст­вен­ной ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции на ба­зе ин­тен­си­фи­ка­ции внут­ри­ре­гио­наль­ных по­то­ков то­ва­ров и ка­пи­та­лов.

2.    Со­хра­няю­щие­ся раз­ли­чия в эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии стран да­ют воз­мож­ность уг­луб­ле­нию суб­ре­гио­наль­ных ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов в рам­ках стран, имею­щих при­бли­зи­тель­но рав­ные уров­ни эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия.

3.    Суб­ре­гио­наль­ная ин­те­гра­ция име­ет спе­ци­фи­ку, что свя­за­но с воз­мож­но­стью при­да­ния ор­га­ни­за­ци­он­но-по­ли­ти­че­ских форм про­ис­хо­дя­щим прцес­сам; по­след­ние мо­гут про­ис­хо­дить и вне ин­сти­ту­цио­наль­ных ра­мок, бла­го­да­ря ин­тен­си­фи­ка­ции вза­им­ных свя­зей на мик­ро­эко­но­ми­че­ском уров­не.

4.    Силь­ные по­зи­ции за­ни­ма­ют в ре­гио­не США, Япо­ния, КНР (то­же ли­дер в ре­гио­не). Они мо­гут быть ини­циа­то­ра­ми соз­да­ния эко­но­ми­че­ской груп­пи­ров­ки, в том чис­ле и на об­ще­ре­гио­наль­ном уров­не.

5.    В бли­жай­шем бу­ду­щем труд­но ожи­дать соз­да­ние ре­гио­наль­ной эко­но­ми­че­ской груп­пи­ров­ки в АТР  с ме­ха­низ­мом над­на­цио­наль­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, учи­ты­вая как гео­гра­фи­че­ские ус­ло­вия, так и эко­но­ми­ко-по­ли­ти­че­ские фак­то­ры.

6.    Воз­мож­ность соз­да­ния ши­ро­ко­го эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва со сво­бод­ным дви­же­ни­ем то­ва­ров и ка­пи­та­лов.


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»