Лекция № 5 (15.03.1996)
ИНТЕГРАЦИЯ В АТР
1. Усиление взаимозависимости в АТР.
2. АСЕАН.
3. Соглашение о зоне свободной торговле Австралии и Новой Зеландии.
4. Возможность создания региональной группировки в АТР и деятельность АPEC.
I. Усиление взаимозависимости в АТР.
80-е годы - рост числа региональных соглашений.
Концепция создания интеграционной группировки - 1965 год;
практическая реализация - конец 1980-х.
Центробежные факторы (влиявшие на замедление интеграционных процессов):
разрыв среднегодовых доходов - 1/136 (Вьетнам/Япония) |
1. Страны значительно дифференцированы в экономическом, культурологическом и политическом плане (как ни в одном другом регионе мира).
2. Фактор географической близости: расстояние от 7 миль до 5000 - последний фактор центробежный.
3. Исторически страны АТР стремились сохранить взаимоотношения со странами вне региона, что связано с их колониальной зависимостью в прошлом от европейских стран + с географической направленностью экспорта на рынок США.
С середины 1980-х годов интенсификация внутренних потоков товаров, капиталов и финансовой помощи (интернационализация хозяйственной жизни). Доля внутреннего экспорта в совокупном экспорте стран АТР возросла с 28% в 1970 году до 45% в 1992. Соответственно импорт за тот же период с 29% до 53%. Прогнозируется, что внутренняя торговля возрастет до 55% к 2000 году. Доля внутренних инвестиций возросла с 39% в 1985 году до 56% в 1990 (по отдельным странам последний показатель составляет 60-70%). Подобные изменения говорят о возрастании центростремительных сил.
Специфика экономической интеграции в АТР.
Решающими (определяющими) являются интеграционные процессы на субрегиональном уровне, которые могут иметь организационно политические формы. Среди институциональных объединений выделяются:
1. АСЕАН
2. АНЗСЕРТА (Австралия и NZ);
в рамках неоформленной, но реальной интеграции - треугольники экономического роста: Большой Китай - КНР, Гонконг, Тайвань.
II. АСЕАН
1967 год - создание: 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия
1984 год - Бруней
1995 год (конец июля) - Вьетнам
АСЕАН - самая влиятельная группировка среди развивающихся стран.
Экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976 года (Декларация согласия и программа действий): 4 сферы взаимного экономического сотрудничества:
1. преференциальный доступ товаров в рамах взаимной торговли топливо и продовольствие;
2. сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние рынки и рынки третьих стран);
3. производственное сотрудничество;
4. экономические связи выработка общей позиции по экономическим проблемам, представляющим общий интерес для всех членов).
В результате из 7 объектов по программе производственного сотрудничества был осуществлен только один - строительство завода по производству химического удобрения.
1977 год - создание зоны преференциальной торговли. Вначале, при создании, на 20 товаров, через год - 70. Размер преференций в среднем - 20-25%. После 1989 года преференции доведены до 50% на 12700 товарных позиций.
1987 год - первый проект создания зоны свободной торговли.
1989 год - концепция создания треугольников экономического роста (по предложению министра экономики Сингапура). В первый “треугольник” вошли: Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух - административно-экономические районы). Он получил название “Южный треугольник”.
1992 год - Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными и переработанными с/х продуктами (пошлины на некоторые товары до 5%). На переходный период - общая схема преференциальных тарифов.
Существуют две программы: одна - на 15 лет; другая - ускоренная, на 10 лет (до 2003 года).
Конец 1994 года - встреча министров экономики стран АСЕАН - решили принять вторую программу (с включением в список преференциальной торговли с/х сырья). Процесс создания осуществляется в два этапа:
1. к 1.01.2000 - устранить пошлины, размер которых в настоящее время < 20%;
2. к 1.01.2003 - отменить пошлины, нынешний размер которых составляет > 20%.
Эти условия распространяются на 15 товарных групп (88% взаимной торговли стран АСЕАН). Исключение составляют продукция нефтехимии, металлургии и автомобилестроения.
В АВТА планируется осуществить: отмену пошлин, устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле (в т.ч. и с/х продукция). Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз автомобилей.
Однако недостатком является то, что участники не несут никаких юридических обязательств друг перед другом в рамках этих договоренностей. Кроме этого - большой разрыв в уровнях развития, примером чего могут служить следующие данные: среднегодовой доход на душу населения в Сингапуре приблизительно составляет 16000$, а в Малайзии - 200$. Так же нужно отметить низкий удельный вес взаимной торговли - 15 % (2/3 из которых - торговля между Малайзией и Сингапуром).
Основной экономический эффект:
1. создание крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.$;
2. стимулирование инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала).
III. СОГЛАШЕНИЕ ОБ УГЛУБЛЕНИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ АВСТРАЛИЕЙ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИЕЙ
(фактически это соглашение о зоне свободной торговли)
1983 год - подписано соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) к 1995 году.
1988 год - сняты пошлины.
1990 год - сняты количественные ограничения, антидемпинговые процедуры, гармонизация национальных стандартов и таможенных правил, устранена практика преференций к системе государственных закупок и заказов.
Это соглашение имело больший эффект для NZ, о чем говорят следующие цифры:
1992 год доля NZ в экспорте Австралии - 5,7%
доля Австралии в экспорте NZ - 18,9%.
Соглашение в большей степени имеет региональный эффект, т.к. основными партнерами этих двух стран являются государства ЮВА (до 60% товарооборота). Вдобавок - это открытое соглашение, к которому может присоединиться любое государство. Была выдвинута идея (которую трудно осуществить на практике вследствие разницы в экономическом развитии стран Океании) о включении в АНЗСЕРТА государств юга Тихого Океана, или создании общей зоны сотрудничества и т.д.
Перспективы экономической интеграции.
Ближайшая цель - создание единого внутреннего рынка (уже существуют три сегмента единого рынка: товары, рабочая сила, услуги) для этого нужно провести:
1. либерализацию рынка капиталов;
2. гармонизацию налоговой и промышленной политики;
3. координацию макроэкономической политики;
4. введение единой валюты.
1988 год - 1-й пересмотр соглашения - внесено предложение о необходимости введения единой валюты к 2000 году. Однако в 1992 году, во время последнего пересмотра соглашения, этот вопрос даже не поднимался.
IY. ОБЩЕ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.
1989 год - создание форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества APEC (in English) АТЭС (по-русски). Первоначально в состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, NZ, Япония, Республика Корея и 6 стран, членов АСЕАН (с оговоркой, после вступления в АСЕАН Вьетнама, что эта страна является участником соглашения в качестве члена АСЕАН, а не как самостоятельное государство). В 1991 году присоединились КНР, Гонконг, Тайвань; в 1993 - Мексика, Папуа Новая Гвинея; в 1994 году - Чили. Всего в форуме принимает участие в настоящее время 18 стран.
На долю стран этой группировки приходится:
· 50% ВВП (мирового)
· 50% мирового экспорта товаров
· 40% населения
· 31% территории Земли.
В рамках этого соглашения было проведено 7 встреч. Первые 4 встречи проходили на уровне министров экономики и иностранных дел. В 1993 году (встреча в Сиэтле) переговоры велись на двух уровнях: как и раньше на уровне министров, так и на уровне глав государств.
С 1992 года проводится структуризация деятельности форума.
Структура APEC:
1. Секретариат (15 человек)
2. Комитет по торговле и инвестициям
3. Группа высоких представителей (17 членов - экономисты и политики от всех государств, кроме Папуа Новой Гвинеи) с 1993 года
4. Рабочие группы (всего 10 групп по различным отраслям деятельности: энергетика, инвестиции и т.д.).
С 1995 года формируется бюджет организации на основе взносов на общую сумму 2 млн. долларов (хотя для нормального функционирования необходимо минимум 38 млн.$).
В 1993 году создана тихоокеанская бизнес сеть. Кроме этого осуществлено 10 проектов:
1. создание технопарков (для передачи технологий развивающимся странам);
2. подготовка кадров;
3. обмен информацией в сфере торговли и инвестиций;
4. отмена количественных ограничений в сфере текстильной промышленности в течение 10 лет;
5. инвестиционный кодекс - с целью предоставления гарантий по вложениям для инвесторов и привлечения капиталов из третьих стран.
Все проекты осуществляются на частном уровне - т.е. за счет самих предпринимателей.
В перспективе APEC может стать основой для ЗСТ. Однако, как утверждают сами участники, APEC не будет ЗСТ или таможенным союзом. Это происходит вследствие того, что в АТР широко распространен принцип открытого регионализма (по примеру ВТО).
Ноябрь 1994 году - саммит в /Богоре?/ принято решение о создании тихоокеанской зоны свободной торговли:
· 2010 год - для промышленно развитых стран (для Японии исключение - срок может быть продлен до 2020 года);
· 2015 - для НИС;
· 2020 - для остальных стран.
Ноябрь 1995 года - саммит в Осаке - принята программа создания ЗСТ в Тихом Океане: начало - 1997 год, основные направления работы:
1. снижение пошлин;
2. либерализация торговли услугами;
3. гармонизация промышленных стандартов.
На саммите в ноябре 1996 года планируется разработать конкретные формы и методы создания ЗСТ и т.д.
ВЫВОДЫ
1. В АТР происходит процесс углубления хозяйственной интернационализации на базе интенсификации внутрирегиональных потоков товаров и капиталов.
2. Сохраняющиеся различия в экономическом развитии стран дают возможность углублению субрегиональных интеграционных процессов в рамках стран, имеющих приблизительно равные уровни экономического развития.
3. Субрегиональная интеграция имеет специфику, что связано с возможностью придания организационно-политических форм происходящим прцессам; последние могут происходить и вне институциональных рамок, благодаря интенсификации взаимных связей на микроэкономическом уровне.
4. Сильные позиции занимают в регионе США, Япония, КНР (тоже лидер в регионе). Они могут быть инициаторами создания экономической группировки, в том числе и на общерегиональном уровне.
5. В ближайшем будущем трудно ожидать создание региональной экономической группировки в АТР с механизмом наднационального регулирования, учитывая как географические условия, так и экономико-политические факторы.
6. Возможность создания широкого экономического пространства со свободным движением товаров и капиталов.
|
|