Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Международныеэкономические и валютно-кредитные отношения /

Международная экономическая интеграция

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8

Лек­ция № 7 (29.03.1996)

 

ИН­ТЕ­ГРА­ЦИЯ В СНГ

Про­бле­мы и ус­ло­вия раз­ви­тия ин­те­гра­ции стран уча­ст­ниц СНГ.

1.     Со­стоя­ние и про­бле­мы эко­но­ми­че­ско­го взаи­мо­дей­ст­вия стран СНГ. Вы­бор мо­де­ли ин­те­гра­ции.

2.     Ста­нов­ле­ние зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли и та­мо­жен­но­го сою­за.

3.     Со­гла­ше­ние о пла­теж­ном сою­зе и пла­теж­но-рас­чет­ный ме­ха­низм в СНГ.

Си­туа­ция в СНГ раз­ви­ва­ет­ся ди­на­мич­но. За по­след­ние две не­де­ли пред­при­ни­ма­лись ак­тив­ные по­пыт­ки про­дви­нуть ин­те­гра­цию. Это­му ме­ша­ет раз­лич­ное по­ни­ма­ние ин­те­гра­ци­он­но­го про­цес­са. Од­на­ко за по­след­нее вре­мя стра­нам СНГ уда­лось до­бить­ся дос­ти­же­ния не­ко­то­рых по­ло­жи­тель­ных ито­гов. 29.03.1996 го­да со­стоя­лось под­пи­са­ние со­гла­ше­ние об уг­луб­ле­нии про­цес­са ин­те­гра­ции ме­ж­ду 4-мя го­су­дар­ст­ва­ми: РФ, Бе­ла­русь, Ка­зах­стан, Кыр­гыз­стан. Со­гла­ше­ние яв­ля­ет­ся от­кры­тым для дру­гих го­су­дарств - не толь­ко чле­нов СНГ. Ра­нее был под­пи­сан ряд до­ку­мен­тов.

“До­го­вор о соз­да­нии эко­но­ми­че­ско­го сою­за”

- в его раз­ви­тие бы­ло под­пи­са­но:

1.    Мно­го­сто­рон­нее со­гла­ше­ние о под­держ­ке про­из­вод­ст­вен­ной коо­пе­ра­ции;

2.    “О фор­ми­ро­ва­нии про­из­вод­ст­вен­ных, ком­мер­че­ских и фи­нан­со­вых струк­тур транс­на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра”;

3.    “О со­труд­ни­че­ст­ве в ин­ве­сти­ци­он­ной сфе­ре и про­ве­де­нии ан­ти­мо­но­поль­ной по­ли­ти­ки”;

4.    “Со­гла­ше­ние о соз­да­нии еди­но­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­стран­ст­ва” от 02.1996;

5.    “О пла­теж­ном сою­зе”;

6.    Соз­да­ние ря­да меж­го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов:

·  меж­го­су­дар­ст­вен­ный эко­но­ми­че­ский ко­ми­тет (по­сто­ян­но дей­ст­вую­щий в Мо­ск­ве)

·  меж­го­су­дар­ст­вен­ный ко­ми­тет по ва­лют­но­му со­труд­ни­че­ст­ву (не на­чал дей­ст­во­вать)

·  меж­го­су­дар­ст­вен­ный ко­ми­тет по на­уч­но-тех­ни­че­ско­му со­труд­ни­че­ст­ву ( не сфор­ми­ро­ван).

 

Дан­ные по объ­е­му тор­го­во­го обо­ро­та:

1992 г. - сни­же­ние на 2/3

1993 г. - сни­же­ние на 28%

1994 г. - сни­же­ние на 25%

1995 г. - стои­мо­ст­но­го сни­же­ния тор­го­во­го обо­ро­та не про­изош­ло толь­ко за счет це­но­во­го фак­то­ра, фи­зи­че­ский же объ­ем со­кра­тил­ся

Ре­аль­но ин­те­гра­ци­он­ный про­цесс тор­мо­зит­ся. В по­след­нее вре­мя взаи­мо­от­но­ше­ния ме­ж­ду стра­на­ми - чле­на­ми СНГ - ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ря­дом от­ри­ца­тель­ных тен­ден­ций. При­ме­ром это­го мо­гут слу­жить взаи­мо­от­но­ше­ния РФ с дру­ги­ми стра­на­ми СНГ:

1. рез­кое сни­же­ние объ­е­мов вза­им­ной тор­гов­ли со стра­на­ми СНГ;

· в 1995 го­ду рез­ко со­кра­тил­ся вы­воз энер­го­но­си­те­лей по срав­не­нию с 1994 го­дом -  неф­ти на 22%, га­за на 6%, неф­те­про­дук­тов на 61%;

· рез­кое со­кра­ще­ние до­ли го­то­вой про­дук­ции в об­ме­не - в 1991 го­ду про­дук­ция ма­ши­но­строе­ния в рос­сий­ском экс­пор­те в СНГ со­став­ля­ла 31%,а в 1994 го­ду ме­нее 17%; в то же вре­мя до­ля про­дук­ции то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са уве­ли­чи­лась с 17% в 1991 го­ду до 52% в 1995 го­ду. Это по­ка­зы­ва­ет, что РФ те­ря­ет рын­ки сбы­та для сво­ей го­то­вой про­дук­ции. В им­пор­те из стран СНГ со­кра­ти­лась до­ля про­до­воль­ст­вия, лег­кой про­мыш­лен­но­сти, хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти. Эта про­дук­ция на­прав­ля­ет­ся на рын­ки за­пад­ных стран;

2. из­ме­не­ние си­туа­ции с тор­го­вым ба­лан­сом РФ - ес­ли рань­ше саль­до бы­ло ак­тив­ным, то в 1995 го­ду оно ста­ло пас­сив­ным - “-358” млн. дол­ла­ров;

3. круп­ная за­дол­жен­ность СНГ по ра­нее пре­дос­тав­лен­ным им кре­ди­там на под­дер­жа­ние вза­им­но­го то­ва­ро­обо­ро­та - в 1995 го­ду 15,4 млрд. $, а в 1994 го­ду ме­нее 12 млрд. $;

3.1. про­бле­ма не­пла­те­жей за по­став­лен­ную про­дук­цию - на 1.06.1995 го­да за­дол­жен­ность со­ста­ви­ла 16 трлн. руб­лей; са­мые круп­ные долж­ни­ки - Ук­раи­на, Бе­ла­русь, Ка­зах­стан, Мол­до­ва;

4. от­сут­ст­ву­ет сис­те­ма го­су­дар­ст­вен­ной под­держ­ки экс­порт­но-им­порт­ных опе­ра­ций со стра­на­ми СНГ; мед­лен­но идет про­цесс мик­ро­ин­те­гра­ции, так как от­сут­ст­ву­ет ме­ха­низм сти­му­ли­ро­ва­ния хо­зяй­ст­вен­ных свя­зей ме­ж­ду хо­зяй­ст­вую­щи­ми субъ­ек­та­ми.

При­чи­на­ми вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных яв­ле­ний яв­ля­ют­ся:

1.    Про­дол­же­ние эко­но­ми­че­ско­го спа­да в стра­нах СНГ;

2.    Рез­кое па­де­ние спро­са на про­дук­цию про­из­вод­ст­вен­но­го и не­про­из­вод­ст­вен­но­го на­зна­че­ния;

3.    Рас­ши­ря­ет­ся воз­мож­ность вы­бо­ра тор­го­вых парт­не­ров, и как след­ст­вие кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны треть­их стран, ко­то­рые вы­тес­ня­ют РФ с рын­ков стран -  уча­ст­ниц СНГ.

В сен­тяб­ре 1995 го­да вы­шли про­грамм­ные до­ку­мен­ты, в ко­то­рых го­во­рит­ся, что стра­ны СНГ яв­ля­ют­ся для РФ сфе­рой жиз­нен­ных ин­те­ре­сов, по­это­му не­об­хо­ди­мо соз­дать еди­ное ин­те­гра­ци­он­ное со­об­ще­ст­во. Од­на­ко по­ли­ти­ка РФ в этой об­лас­ти про­ти­во­ре­чи­ва.

Кон­цеп­ции взаи­мо­дей­ст­вия в СНГ.

1. Ев­ра­зий­ский со­юз (На­зар­ба­ев)

·      об­щие ор­га­ны с над­на­цио­наль­ны­ми пол­но­мо­чия­ми;

·      Со­юз с еди­ным гра­ж­дан­ст­вом;

·      Со­юз с еди­ным бюд­же­том и еди­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ор­га­на­ми (ЦБ);

·      еди­ный го­су­дар­ст­вен­ный язык - рус­ский и т.д.

Кон­цеп­ция встре­ти­ла скры­тую оп­по­зи­цию.

2. Кон­фе­де­ра­ция стран быв­ше­го сою­за - по­ли­ти­че­ская кон­фе­де­ра­ция смы­ка­ет­ся с еди­ным эко­но­ми­че­ским про­стран­ст­вом, с еди­ным бюд­же­том и еди­ны­ми над­на­цио­наль­ны­ми ор­га­на­ми (ПРЕС - пар­тия рос­сий­ско­го един­ст­ва и со­гла­сия).

3. Со­юз сла­вян­ских го­су­дарств - РФ, Ук­раи­на, Бе­ла­русь - кон­цеп­ция бы­ла вы­дви­ну­та в 1994 го­ду ук­ра­ин­ской пар­ти­ей сла­вян­ско­го един­ст­ва.

4. Де­нон­са­ция Бе­ло­веж­ских со­гла­ше­ний о соз­да­нии СНГ и воз­вра­ще­ние к СССР - в мар­те 1996 го­да при­ня­то Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мой РФ.

5. Фор­ми­ро­ва­ние сою­зов РФ с от­дель­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми СНГ на дву­сто­рон­ней ос­но­ве (на­при­мер: с Бе­ла­ру­сью, Ка­зах­ста­ном и др.).

6. Со­дей­ст­вие ин­те­гра­ци­он­ным про­цес­сам на ос­но­ве по­сле­до­ва­тель­ной реа­ли­за­ции кон­цеп­ции по­этап­но­го фор­ми­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Эта кон­цеп­ция име­ет наи­боль­шую под­держ­ку. Ис­хо­дит из не­об­хо­ди­мо­сти от­ка­за от фор­си­ро­ва­ния объ­е­ди­не­ния стран СНГ, т.е. по­сте­пен­ное объ­е­ди­не­ние на ос­но­ве идеи раз­но­ско­ро­ст­ной ин­те­гра­ции (по при­ме­ру ЕС - вна­ча­ле фор­ми­ру­ет­ся “твер­дое яд­ро”).

Еще Бе­ло­веж­ские со­гла­ше­ния пре­ду­смат­ри­ва­ли соз­да­ние та­мо­жен­но­го сою­за, и в ап­ре­ле 1992 го­да та­кое со­гла­ше­ние бы­ло под­пи­са­но, но оно ос­та­лось толь­ко на бу­ма­ге.

По су­ще­ст­ву оча­ги, пре­тен­дую­щие на бо­лее глу­бо­кую фор­му ин­те­гра­ции это: Ази­ат­ский со­юз и груп­пи­ров­ка в со­ста­ве РФ, Бе­ла­ру­си, Ка­зах­ста­на, Тад­жи­ки­ста­на и Кыр­гыз­ста­на. На прак­ти­ке стра­ны пред­по­чи­та­ют раз­ви­вать от­но­ше­ния пу­тем под­пи­са­ния дву­сто­рон­них меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных со­гла­ше­ний. Су­ще­ст­ву­ет 3 ка­те­го­рии экс­порт­но-им­порт­ных то­ва­ро­по­то­ков, оп­ре­де­ляе­мых 3-мя ти­па­ми взаи­мо­дей­ст­вия с та­мо­жен­ны­ми ре­жи­ма­ми:

1.    обя­за­тель­ные по­став­ки (100 ви­дов важ­ных то­ва­ров: энер­го­но­си­те­ли и сы­рье по до­го­вор­ным це­нам, при этом внут­рен­ние це­ны не со­от­вет­ст­ву­ют ми­ро­вым; при­мер - це­на на нефть - 30% от ми­ро­вой);

2.    ин­ди­ка­тив­ные по­став­ки (1000-1500 на­име­но­ва­ний то­ва­ров: ма­ши­ны, обо­ру­до­ва­ние, про­до­воль­ст­вие; со­гла­со­вы­ва­ет­ся объ­ем по­ста­вок на го­су­дар­ст­вен­ном уров­не, но ре­аль­ный об­мен про­ис­хо­дит на ба­зе кон­трак­тов);

3.    сво­бод­ная тор­гов­ля (все ос­таль­ные ви­ды то­ва­ров; от­ра­жа­ет ре­аль­ные за­про­сы пе­ре­хо­да к ры­ноч­ной мо­де­ли).

На 1995 год 70% тор­гов­ли в СНГ при­хо­ди­лось на бар­тер. Фак­ти­че­ски мно­го­сто­рон­ние со­гла­ше­ния толь­ко дек­ла­ри­ру­ют­ся.

II. ДО­ГО­ВОР ОБ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОМ СОЮ­ЗЕ (14.05.1993)

В со­от­вет­ст­вии со стать­ей 3 это­го до­го­во­ра эко­но­ми­че­ский со­юз пред­по­ла­га­ет:

1.    сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние фак­то­ров про­из­вод­ст­ва, то­ва­ров и ус­луг;

2.    про­ве­де­ние со­гла­со­ван­ной кре­дит­но-де­неж­ной, бюд­жет­ной, на­ло­го­вой, це­но­вой, внеш­не­эко­но­ми­че­ской, та­мо­жен­ной и ва­лют­ной по­ли­ти­ки;

3.    гар­мо­ни­за­ция хо­зяй­ст­вен­ных за­ко­но­да­тельств до­го­ва­ри­ваю­щих­ся сто­рон.

В со­от­вет­ст­вии с До­го­во­ром бы­ло на­ме­че­но соз­дать ЗСТ (15.04.1994). Цель - пе­ре­ход от дву­сто­рон­них к мно­го­сто­рон­ним ме­ха­низ­мам тор­гов­ли. Сло­жил­ся ме­ха­низм ре­гу­ли­ро­ва­ния на ос­но­ве при­ме­не­ния пре­иму­ще­ст­вен­но эко­но­ми­че­ских ме­то­дов. Гру­зия, Мол­до­ва, Кир­ги­зия - кво­ти­ро­ва­ние и ли­цен­зи­ро­ва­ние. В РФ ли­бе­ра­ли­за­ция тор­гов­ли, од­на­ко по ос­нов­ным стра­те­ги­че­ским сырь­е­вым то­ва­рам идет их ре­ги­ст­ра­ция и учет. Бо­лее диф­фе­рен­ци­ро­ван­ным стал им­порт­ный та­риф в СНГ. Воз­рос­ла его роль во вза­им­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии то­ва­ро­обо­ро­та. Сни­же­ние и от­каз от экс­порт­ных та­ри­фов. Гру­зия, Мол­до­ва, Кир­ги­зия, Уз­бе­ки­стан при­ме­ня­ют экс­порт­ный та­риф на ряд стра­те­ги­че­ских то­ва­ров.

С 1993 го­да су­ще­ст­ву­ют по­слаб­ле­ния в об­лас­ти сти­му­ли­ро­ва­ния про­из­вод­ст­вен­ной коо­пе­ра­ции. В ок­тяб­ре 1993 го­да в Аш­ха­ба­де под­пи­са­но со­гла­ше­ние о коо­пе­ра­ции, ко­то­рое пре­ду­смат­ри­ва­ет не­при­ме­не­ние экс­порт­но-им­порт­ных по­шлин, та­ри­фов, на­ло­гов, ак­ци­зов, ко­ли­че­ст­вен­ных ог­ра­ни­че­ний на коо­пе­ра­тив­ную про­дук­цию. Толь­ко в от­но­ше­нии коо­пе­ра­ции в СНГ су­ще­ст­ву­ет ЗСТ. Про­ис­хо­дит уни­фи­ка­ция внеш­не­тор­го­вых за­ко­но­да­тельств, пол­но­стью за­вер­ше­на она в от­но­ше­нии РФ, Бе­ла­ру­си и Ка­зах­ста­на - они пе­ре­шли на рос­сий­ское ВТ за­ко­но­да­тель­ст­во. Эти стра­ны счи­та­ли, что соз­да­ние та­мо­жен­но­го сою­за вы­год­нее ЗСТ по сле­дую­щим при­чи­нам:

еди­ный та­мо­жен­ный барь­ер про­тив треть­их стран - луч­шая за­щи­та со­вме­ст­но­го ры­ноч­но­го про­из­вод­ст­ва от кон­ку­рен­тов;

та­мо­жен­ный со­юз - это мощ­ный блок, ко­то­рый мо­жет вы­сту­пать как еди­ный субъ­ект на пе­ре­го­во­рах с дру­ги­ми парт­не­ра­ми;

та­мо­жен­ный со­юз пред­по­ла­га­ет оп­ре­де­лен­ную уни­фи­ка­цию хо­зяй­ст­вен­ных за­ко­но­да­тельств, фор­ми­ро­ва­ние ин­сти­ту­цио­наль­ных ор­га­нов;

со­вме­ст­ный бюд­жет - ис­точ­ник фи­нан­си­ро­ва­ния рас­хо­дов стран уча­ст­ниц за счет по­сту­п­ле­ния им­порт­ных сбо­ров;

ак­цент на про­из­вод­ст­вен­но-ин­ве­сти­ци­он­ное и на­уч­но-тех­ни­че­ское со­труд­ни­че­ст­во, а не на тор­гов­лю.

III. ОСТ­РАЯ ПРО­БЛЕ­МА ИН­ТЕ­ГРА­ЦИ­ОН­НО­ГО ПРО­ЦЕС­СА

Со­гла­ше­ние под­пи­сан­ное в 1994 го­ду пре­ду­смат­ри­ва­ло транс­фор­ма­цию рас­че­тов в еди­ный ва­лют­ный со­юз. При­зна­ние двух­ва­лют­ных сис­тем:

·      мно­го­ва­лют­ные сис­те­мы;

·      руб­ле­вые зо­ны но­во­го ти­па.

1-я ста­дия:

·      вза­им­ное при­зна­ние и офи­ци­аль­ные ко­ти­ров­ки всех рес­пуб­ли­кан­ских ва­лют;

·      мно­го­сто­рон­ний кли­ринг че­рез меж­го­су­дар­ст­вен­ный банк или дру­гие бан­ки с ис­поль­зо­ва­ни­ем на­цио­наль­ных ва­лют;

·      кон­вер­ти­руе­мость на­цио­наль­ных ва­лют по те­ку­щим рас­че­там.

Меж­го­су­дар­ст­вен­ный банк соз­дан в де­каб­ре 1993 го­да. До­ля РФ - 50% в оп­ла­чен­ном ка­пи­та­ле. Пред­по­ла­га­лось, что его ос­нов­ны­ми функ­ция­ми бу­дут:

обес­пе­че­ние ос­нов­ной час­ти меж­го­су­дар­ст­вен­ных рас­че­тов;

пе­ре­вод средств в рас­чет­ные руб­ли из на­цио­наль­ных де­неж­ных еди­ниц за по­став­лен­ную про­дук­цию;

взаи­мо­рас­чет пла­те­жей в рас­чет­ных руб­лях;

вы­ве­де­ние чис­то­го саль­до ка­ж­дой стра­ны;

пре­дос­тав­ле­ни­ем стра­нам с пас­сив­ным об­щим саль­до оп­ре­де­лен­но­го ли­ми­та кре­ди­то­ва­ния;

ус­та­нов­ле­ние кур­сов пе­ре­сче­та на­цио­наль­ных де­неж­ных еди­ниц в рас­чет­ные руб­ли бан­ка;

обес­пе­че­ние _____________.

2-я ста­дия: транс­фор­ма­ция пла­теж­но­го сою­за в ва­лют­ный со­юз на ба­зе пла­ваю­щих об­мен­ных кур­сов на­цио­наль­ных ва­лют и пол­ной их кон­вер­ти­руе­мо­сти.

Меж­гос­банк не стал глав­ным ин­ст­ру­мен­том ор­га­ни­за­ции рас­че­тов ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми. Но­вые ва­лю­ты бы­ст­ро дос­тиг­ли ог­ра­ни­чен­ной кон­вер­ти­руе­мо­сти по те­ку­щим опе­ра­ци­ям. В ос­нов­ном же рас­че­ты идут че­рез ком­мер­че­ские бан­ки (Рос­сий­ский кре­дит, При­ват­банк - Ук­раи­на и др.), имен­но они ре­ша­ют про­бле­му об­мен­ных кур­сов. 55% всех рас­че­тов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в на­цио­наль­ных ва­лю­тах че­рез кор­рес­пон­дент­ские сче­та в ком­мер­че­ских бан­ках. 15% - дву­сто­рон­ний меж­го­су­дар­ст­вен­ный бар­тер­ный кли­ринг. 5% - осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез хоз.сче­та в на­цио­наль­ных ЦБ. 10% - не­го­су­дар­ст­вен­ный бар­тер, кли­ринг, дру­гие ви­ды без­ва­лют­ных рас­че­тов. 15% - рас­че­ты в твер­дых ва­лю­тах, ли­бо в на­цио­наль­ных ва­лю­тах с ва­лют­ной ого­вор­кой.

В от­ли­чие от ЕС - сис­те­ма мно­го­сто­рон­них ва­лют­ных кур­сов сфор­ми­ро­ва­лась без кон­тро­ля свер­ху, т.е. без кон­крет­ных обя­за­тельств ЦБ-ов по от­но­ше­нию к оп­ре­де­лен­но­му диа­па­зо­ну кур­со­вых ко­ле­ба­ний.  Пла­теж­ный ме­ха­низм фор­ми­ру­ет­ся в об­ход на­цио­наль­ных норм ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва (чер­ный ва­лют­ный ры­нок - утеч­ка ка­пи­та­ла, со­кры­тие при­бы­ли, сче­та под­став­ных оф­шор­ных ком­па­ний). Не­пла­те­жи ос­та­ют­ся. Про­бле­ма - соз­да­ние дей­ст­вен­ных ме­ха­низ­мов, а не дек­ла­ри­ро­ва­ние идей.


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»