Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Международныеэкономические и валютно-кредитные отношения /

Транс-Hациональные Компании (ТHК)

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 

Тесный альянс.

Ленин В. И.

Государственная поддержка экспансии ТНК

Система страхования капитала

Практически во всех странах запада создана система государственных гарантий и страхования зарубежных частных капиталовложений от политических и коммерческих рисков. Так, в США с 1971 г. действует государственная корпорация заграничных частных капиталовложений ( ОПИК ), основная цель которой – страхование частных зарубежных инвестиций американских корпораций от политических рисков. Страхуются капиталовложения в пределах до 90% их стоимости и 90% величины получаемых прибылей. Максимальный срок страховки - 20 лет. В 1987 г. корпорация застраховала американские инвестиции на сумму более 8 млрд дол. на случай политических изменений в развивающихся странах и предоставила американским корпорациям 230 млн дол. для финансирования зарубежных проектов. В 1971 г. эти цифры составляли соответственно 1.6 млрд и 10 млн дол. На долю 100 крупнейших ТНК США приходится около 90% страховых операций ОПИК и почти их половина – на 11 американских монополий.

По имеющимся данным, за 1971 – 1981 гг. общая сумма компенсаций, выплаченных ОПИК американским корпорациям при урегулировании 140 страховых претензий, превысила 400 млн дол. За тот же период только 10 претензий американских компаний были отвергнуты, а 5 – переданы на рассмотрение международного арбитража.

Налоговые льготы

 

 Важной формой государственного стимулирования деятельности ТНК являются различные налоговые льготы. В США, например, налоги, которые уплачиваются филиалами американских корпораций в развивающихся странах, вычитаются из общей суммы налогообложения материнских компаний. Кроме того, с суммы облагаемого зарубежного дохода разрешается списывать многие операционные расходы филиалов в государствах приложения капитала (рекламу, деловые поездки, представительскую деятельность, взносы на соц. страхование и некоторые другие виды платежей). Допускается ток же отсрочка уплаты налогов до перевода прибылей, т. е. фактически на это время предоставляется государственный беспроцентный кредит. Наконец, в США на капиталовложения корпораций, действующих в развивающихся странах, распространяются налоговые скидки на инвестиции.

в 1981 г. в США был принят закон, по которому снижались налоги с корпораций. В результате в течение 1982-1986 гг. в руках американских монополий оказалось около 160 млрд дол., или около 80% валовых прибылей корпораций США в 1980 г.

Таким образом, государственный механизм стимулирования инвестиционной деятельности ТНК создает монополистическому капиталу США новые возможности для расширения зарубежной экспансии. 

Соглашения об отмене двойного налогообложения

Для поощрения вывоза частного капитала в развивающиеся страны правительства развитых капиталистических государств, в частности США, Великобритания, ФРГ, Япония, широко практикуют заключение с правительствами молодых государств межгосударственных соглашений об отмене двойного налогообложения. Цель соглашений – избежать такого положения, когда одни и те же доходы, полученные западными корпорациями за границей, облагаются налогом дважды – сначала в стране приложения капитала, а затем в стране базирования корпораций.

Льготный режим

Чтобы американские монополии могли усилить свои зарубежные позиции, администрация США активно ведет переговоры с развивающимися странами о заключении двусторонних инвестиционных договоров. Их смысл – гарантия режима наибольшего благоприятствования, свобода перевода прибылей, легкая процедура урегулирования споров, обеспечение устраивающего ТНК порядка выплаты компенсаций за национализированную собственность и др. Такие договоры США заключили к 1987  с 10 странами, включая Египет, Заир, Панаму. В конце 80-х США вели переговоры о заключении подобных соглашений еще с 20 странами.

«Помощь» на службе монополий

Так называемая государственная «помощь» направляется чаще всего на создание производственной инфраструктуры (строительство дорог, мостов, электростанций, аэропортов и т. д.), финансирование которой невыгодно иностранному капиталу.        Вместе с тем развитие инфраструктуры облегчает проникновение    монополистического капитала, создает благоприятные условия     для его деятельности.  В 60 –70 гг. более половины объема государственной «помощи» развитых капиталистических стран   молодым государствам шло на эти цели.

 Соглашения о «помощи» нередко прямо обусловливаются обязательствами стран-получателей создать благоприятный климат для притока иностранного капитала, гарантировать его от национализации. В 1962 г. в Закон о помощи США иностранным государствам была включена так называемая поправка  Хикенлупера, которая уполномочивала президента США прекращать экономическую помощь странам, которые национализировали имущество американских граждан или корпораций, отказались от контрактов, ранее заключенных с американскими гражданами или корпорациями, наложили на американское имущество дискриминационные пошлины, не приняли необходимых мер по компенсации за причиненный     ущерб в 6-месячный срок.

Торговое законодательство – средство защиты инвестиций

В 70 – 80-е годы правительство США предприняло ряд новых шагов с целью защиты американских капиталовложений за границей. В Закон о торговле (1974 г.) внесен ряд дискриминационных положений, которые лишают развивающиеся страны таможенных преференций (торговых льгот)  в случае национализации американской собственности без соответствующей компенсации или если эти страны в случае возникновения споров  откажутся признать решения, арбитража вынесенные в пользу  американских  фирм. В Законе о торговле прослеживалось стремление провести четкую грань между странами, правящие круги которых позволяли американским монополиям беспрепятственно хозяйничать в их экономике, и теми странами, которые отстаивали свои национальные права.

В нарушение Конвенции ООН

В угоду американским ТНК, которые противятся международному контролю над своими операциями и опасаются утраты господствующих позиций в разработке полезных ископаемых в развивающихся странах, администрация США отказалась подписать Конвенцию по морскому праву, выработка которой была завершена в 1982 г. в результате многолетних переговоров в рамках ООН.

Более того, администрация США потворствует крупным корпорациям, которые добиваются неограниченного доступа к ресурсам моря, пытаются подорвать конвенцию путем заключения серии  «мини договоров» с рядом государств запада.  В сентябре 1984 г. США и семь других развитых капиталистических государств подписали так называемую «временную договоренность по вопросам глубоководных районов морского дна». Это соглашение легализовало стремление ряда монополий, в том числе американских, к захвату и разделу наиболее перспективных участков международного района морского дна. Тем самым нарушалась Конвенция ООН по морскому праву, и бесконтрольная   деятельность по разведке и разработке ресурсов дна осуществлялась  в ущерб законным интересам других государств.

Дипломатическая поддержка

Государство оказывает активную  дипломатическую поддержку корпорациям, действующим в развивающихся странах. Особенно характерно это для американской дипломатии. «В Латинской Америке стало уже давней традицией, - писала английская газета  «Файнэншл таймс», - что американские компании чувствуют за спиной поддержку своего правительства, которое играет своими политическими и финансовыми мускулами, чтобы получить  уступки от местных властей».

Правительства развитых капиталистических государств нередко осуществляет прямое политическое вмешательство во внутренние дела освободившихся государств, если они стремятся использовать свои законные

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»