Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Менеджмент /

Анализ альтернативных подходов к формированию структуры организации

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 

с  обеспечением  выживания  (пища, одежда, жилье  и  т.д.).  После  того как эти потребности успешно удовлетворены, доминирующее  значение,  приобретают   потребности следующего уровня, т.е. потребность быть уверенным в том, что базисные потребности будут и впредь удовлетворяться.

Потребность в принадлежности  к  социальной  группе - это потребность объединяться с другими людьми.

Потребность в  самоуважении  должна  удовлетворять самолюбие человека, а потребность в самореализации - это потребность  самовыражения и осуществления желаемого.

Наряду с теорией мотивации и иерархией потребностей Абрахама Маслоу в литературе выделяют еще ряд теорий.

Так, в середине 50-х годов Ф.Херцберг разработал свою модель мотивации, основанную  на  потребностях.  Согласно его теории все мотивы к труду делятся на гигиенические факторы,  связанные с окружающей средой, в которой осуществляется работа (сюда входят условия труда,  его оплата и другие факторы, связанные с физиологическими потребностями  человека),  и  непосредственно мотивации - факторы, связанные с характером и сущностью работы.  Причем Херцберг считал,  что гигиенические факторы не являются мотивами,  но при их необеспечении возникает неудовлетворенность работой.

Другой теоретик в области мотивации - Дэвид Макклелланд считал, что гигиенические факторы вообще не стоит учитывать, так как вопрос удовлетворения физиологических потребностей уже решен (вероятно, с этим можно согласиться, учитывая высокий уровень жизнеобеспечения в  экономически  развитых  странах),  то все внимание следует уделить лишь трем человеческим потребностям:  власти, успеху и причастности (потребности людей в круге знакомых, дружеских отношениях, оказании помощи).

Теории, непосредственно связанные с потребностями,  получили название содержательных теорий мотивации и в целом  ориентированы на две группы потребностей: первичных - связанных с физиологическими факторами и вторичных - являющихся по своей природе психологическими.

Несколько другой подход к рассматриваемой проблеме предлагают процессуальные  теории  мотивации.  Так,  Виктором Врумом была разработана теория,  по которой мотивация зависит от трех  факторов: ожидания  возможного результата,  ожидания вознаграждения от этого результата и ожидаемой ценности вознаграждения.

Иное объяснение мотивации дает теория справедливости,  которая утверждает,  что люди  субъективно  оценивают  справедливость вознаграждения за  затрачиваемые  ими усилия и сопоставляют его с вознаграждением других людей.  Если не удовлетворенного в получаемом вознаграждении человека своевременно не мотивировать, он значительно снизит интенсивность и качество труда.

Лайман Портер  и  Эдвард Лоллер разработали модель мотивации, объединившую теорию ожидания и  теорию  справедливости.  Согласно модели Портера-Лоллера  уровень  приложенных  усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий  действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения.

Различные теории  мотивации  в основном не противоречат друг другу, а взаимодополняют друг  друга,  отражая  многогранность  и нестандартность самого процесса мотивации и предопределяя необходимость комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.

1.3.  О системном анализе.

Системный анализ можно считать дальнейшим развитием исследования операций ,  охватывающего совокупность методов,  предназначенных для отыскания наилучшего способа достижения четко  сформулированной цели.

Некоторые принципы,  лежащие в основе методологии системного анализа, были  выдвинуты  в  начале  XX  века  русскими   учеными [18]. В  их  работах  содержались важные теоретические положения, относящиеся к рациональному использованию ресурсов.  В частности, было отмечено, что по мере развития общества все большую важность для него приобретают организационные задачи  интеграции  деятельности социальной системы в целом.  Чтобы на основе "строгой научной планомерности" координировать деятельность  всех  членов  общества по использованию средств производства для достижения определенных целей,  предлагалось создать универсальную организационную науку.

Появление сложных плановых  и  организационно-управленческих задач стимулировало  разработку  методов,  которые  позволяли  бы обосновывать решения [9],[14]. Сформировались научные дисциплины, предметом изучения которых стали методы количественного обоснования решений: исследование операций; теория статистических решений и т.п. Получили дальнейшее развитие системные исследования и,  прежде всего, системный анализ.

1.4.  Резюме.

В Главе 1 изложены истоки вопроса курсовой работы.  Были выделены три веточки могучего дерева истории менеджмента:

- история математического подхода к управлению;

- развитие теорий мотивации;

- история возникновения системного анализа.

Отметим, что "Оригинальная методика анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации" стала венцом взаимодействия направлений "Теории управления" использующих как чисто количественные методы, так и учитывающих человеческий фактор.

Глава 2.  Три  источника (три составных части) "Оригинальной методики анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации".

2.1.  Основы моделирования экономических процессов.

"Допустим, что  целью  является совершенствование или  разработка эффективной системы управления предприятием.  Нужно ли для этого знать фамилии и размеры  получаемой зарплаты всех работников предприятия?  Нет, так как эти данные в определенной мере и влияют на режим управления, но не являются наиболее важными.  Выделим существенные системные признаки.  К ним относятся: число наименований выпускаемой продукции, потребности в ней народного хозяйства,  производственные мощности предприятия по выпуску продукции различных  наименований, обеспеченность материальными,  трудовыми ресурсами,  общий фонд заработной платы и условия его использования  и  т.д.  Особо следует выделить  “узкие места”.  К ним относятся факторы и условия, сдерживающие повышение эффективности производства.  Сущностью системы управления предприятием с точки зрения отражения условий управляемости последним является установление и описание взаимосвязей и взаимозависимостей между наиболее существенными факторами характеристиками предприятия. Еще раз подчеркнем, что речь идет о предприятии  как  производственно-экономической системе с точки зрения управляемости им, т.е. предприятие рассматривается как объект управления.  Именно исходя из этого мы и определим существенные признаки объекта.  При изменении цели другими могут стать как  существенные признаки, так и связи с внешней средой. Например, если на том же предприятии мы будем анализировать уровень квалификации работников и организацию оплаты труда,  то ведомость на получение заработной платы,  в предыдущем случае не предоставлявшая первостепенного значения, станет теперь основным документом" [16].  Четко и изящно!   Этим примером можно было бы и ограничиться, но, чтобы выдержать объем курсовой работы, продолжим.

Из вышеприведенного примера следует, что для выделения системы требуется наличие:

а) цели, для реализации которой формируется система;

б) объекта исследования,  состоящего из множества элементов, связанных в одно целое важными,  с точки зрения цели,  системными признаками;

в) субъекта исследования ("наблюдателя"),  формирующего систему;

г) характеристик внешней среды по отношению к системе и отражения ее взаимосвязи

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»