Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Менеджмент /

Квалиметрия и ее возникновение

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

ярко характеризующее предмет или  явление. При этом все остальные свойства предмета или процесса как менее важные не принимались во внимание. Несмотря на то, что такое понимание качества зародилось очень давно, на самой ранней стадии изготовления продуктов труда, но и сейчас, при сравнительно большей степени развития материального производства, в некоторых случаях для облегчения задачи условно абстрагируются от ряда свойств того или иного предмета или процесса и, говоря об их качестве, имеют в виду только главное свойство.

            Например, и сегодня под качеством бетона иногда подразумевают только одно, но самое главное из всех его свойств – прочность на сжатие в 28-дневном возрасте, т.е. так называемая «кубиковая прочность» или марка бетона.

В шинном производстве под качеством шины нередко условно понимают только одно ее свойство - ходимость, в химической промышленности при производстве полистирола -его относительною вязкость.

Итак, недостатки такого узкого, ограниченного понимания термина качество продукции совершенно ясны. И все же в каких-то частных случаях такое понимание, вероятно, правомерно.

Как известно, любой предмет обладает практически бесконечным количеством свойств, составляющих в целом его качество. Но из этого бесконечного количества для характеристики качества продукции необходимо выделить лишь те свойства, которые в данный момент представляют интерес с точки зрения удовлетворения личных или общественных потребностей. Именно поэтому понятием качество продукции всегда связано со степенью удовлетворения каких-то потребностей индивидуума или общества.

По мере углубления познания качества стала возникать необходимость как-то это качество учитывать, сопоставлять с потребностями, измерять степень соответствия им.

В связи с этим начали увязывать свойства предметов с характером потребностей и отождествлять эти связи с показателями, указанными в технической документации (чертежах, стандартах и технических условиях). Возникли понятия - брак, дефект, т. е. отклонение одного из показателей качества продукции от требований, указанных в чертежах, технических условиях или стандартах. Но подобное понимание характеризует скорее не качество продукции как таковой, а качение работы по ее изготовлению.

В дальнейшем в понятие качество стали постепенно включаться функциональные показатели, которые не зафиксированы в чертежах, технических условиях или стандартах, но, тем не менее, характеризуют качество. К ним относятся показатели надежности, долговечности, эстетичности н др. Наконец, в понятие качество стали включать и другие технические показатели, характеризующие потребительную стоимость изделия, - функциональность, удобство, технологичность н т. д.

Вместе с тем, старое понимание качества продукции, как степени соответствия чертежам, техническим условиям и стандартам, стало ограничиваться рамками контроля качества на производстве - в цехах, на отдельных рабочих операциях, в отделах технического контроля предприятий, в инспекциях по качеству.

Таким образом, к настоящему временя выделилось три направления в трактовке понятия и термина «качество продукции»; первое, условно отождествляющее качество с каким- то одним, главным свойством продукции; второе, рассматривающее качество только с точки зрения соответствия чертежам, техническим условиям и стандартам (и, как уже отмечалось, фактически характеризующее не качество продукции, а качество работы); третье, новое, изучающее качество с точки зрения комплекса отдельных составляющих это качество полезных свойств.

Логическим завершением этого подхода к трактовке понятия качество продукции, становящегося все более комплексным, являются предложения рассматривать качество продукции с точки зрения, во-первых, всех тех потребностей, которые продукцией с этим качеством удовлетворяются, а, во вторых, - с точки зрения всех затрат, которые несет общество на производство и потребление этой продукции. В наиболее последовательной и концентрированной форме эта точка зрения вылилась в утверждение, что «качество продукции обусловлено двумя сторонами товаров - стоимостью и потребительной стоимостью...» .

Таким образом, для качества в производственно-техническом смысле можно выделить три различных понятия, отличающихся друг от друга полнотой учета отдельных свойств изделия.

к а ч е с т в о  п р о д у к ц и и - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;

единичный показатель качества продукции - показатель качества продукции, относящийся только к одному из ее свойств;

комплексный показатель качества продукции - показатель качества продукции, относящийся к нескольким ее свойствам:

интегральный показатель качества продукции - комплексный показатель качества продукции, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных. затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.

г л а в н о е (единичное) к а ч е с т в о - качество, отождествляемое с каким-то одним определяющим. доминирующим свойством, характеризующим потребительную стоимость данного продукта труда, при условном абстрагировании от всех остальных его свойств. Выбор такого свойства должен быть обусловлен и подкреплен достаточно длительной и устойчивой практикой его применения именно как синонима качества этого продукта труда. Например, по отношению к бетону главным качеством может являться прочность; для наручных часов - средний суточный ход (точность);

и н т е г р а л ь н о е к а ч е с т в о - качество, определяемое совокупностью всех функциональных, эстетических и экономических свойств, т.е. выражаемое совокупностью потребительной стоимости и суммарных затрат на производство и потребление этого продукта труда.

            Исследование качества продукции с применением трех различных понятий (единичное качество, качество, интегральное качество) хорошо согласуются с тремя направлениями в трактовке понятий и терминов «качество продукции». Таким образом, метродологический принцип деления на три вида качества соответствует историческому процессу развития этого понятия.

Можно проследить четкую зависимость: первое, с исторической точки зрения, направление трактовки понятия качество, отождествляющее его с одним каким-то главным свойством, - это  главное (единичное) качество.

Второе направление, рассматривающее качество с точки зрения соответствия продукции чертежам, стандартам, техническим условиям и, тем самым, косвенно определяющее потребительную стоимость продукции, - это качество.

Третьему направлению, учитывающему все свойства продукта труда, соответствует интегральное качество.

Введение принципа рассмотрения и анализа понятия качество с помощью трех различных понятий не противоречит и философскому и лингвистическому его значениям.

Понятия главное (единичное) качество и качество, характеризуя продукт труда только с точки зрения его потребительной стоимости, используются конструкторами, производственниками и товароведами. Интегральное же качество, учитывающее как потребительную стоимость, так и стоимость продукта труда, используется также и в экономической сфере.

Какое же качество измеряется и количественно оценивается в квалиметрии? Ответ может быть такой: в квалиметрии измеряются и оцениваются все три вида качества. Однако поскольку оценку главного качества можно трактовать как частный случай оценки качества, вообще, а оценка интегрального качества в основном базируется на результатах оценки качества, то в дальнейшем изложении главным предметом рассмотрения будет понятие качество.

 Почему появились оценки качества

Задача повышения качества

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»