←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
СОДЕРЖАНИЕ:
TOC \o
"1-1" Глава
1. Управление и работа менеджера PAGEREF _Toc439422310 \h 2
Глава 2. Развитие
менеджмента. PAGEREF _Toc439422311 \h 2
Глава 3. Среда и
эффективность. Сущность организационной среды. PAGEREF _Toc439422312 \h 4
Глава 4. Управление целями
организации и планирование. PAGEREF _Toc439422313 \h 5
Глава 5. Принятие
управленческих решений. PAGEREF _Toc439422314 \h 6
Глава 6. Средства принятия
решений. PAGEREF _Toc439422315 \h 9
Глава 7. Базовые элементы
организации. PAGEREF _Toc439422316 \h 10
Глава 8. Управление
проектированием организации. PAGEREF _Toc439422317 \h 12
Тесты: PAGEREF _Toc439422318 \h 14
Литература: PAGEREF _Toc439422319 \h 16
Управление организацией может быть представлено в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей наиболее эффективно.
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, военная и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и от многих других факторов. Однако, не смотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие в общем-то однородных видов деятельности. Роль управления в организации была определена им следующим образом: предвидеть, организовывать, руководить, координировать и контролировать. В настоящий момент этот перечень может быть дополнен и выглядеть в виде следующей логической цепочки действий:
· установление целей — определение будущего состояния организации;
· формирование стратегии — определение способов достижения цели
· планирование работы — определение задач конкретным исполнителям;
· проектирование работы — определение рабочих функций исполнителей;
· мотивирование деятельности — целенаправленное воздействие на работника;
· координация работ — согласование усилий исполнителей;
· учет и оценка работы — измерение результатов работы и их анализ;
· контроль хода работы — сопоставление результатов с целями;
· обратная связь — корректировка целей.
К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
· научный подход к выполнению каждого элемента работы;
· научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
· кооперация с рабочими;
· разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Другой известный специалист в области менеджмента - А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления.
Рис. 1. Эволюция управленческой мысли в XX в.
В 50-е годы нашего столетия исследования проводились параллельно по пяти направлениям: классическому, человеческих отношений, поведенческих наук, количественному и системному подходам. Такая многосторонность разработок отвечала
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|