Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Менеджмент /

Особенности национального бизнеса

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

На тему: Особенности национального бизнеса

    Написал: 

Студент М-95-1

Четвериков С.В.

ИРКУТСК 1997

ВВЕДЕНИЕ

            Давайте немного вернемся в прошлое и вспомним, как все  начиналось.

            Система умирала… Годы стагнации привели к тому, что замедлялись темпы развития советской экономики, ощущался дефицит на многие товары народного потребления. Во многих областях СССР уже стали нормой талоны на продукты питания. А товары  длительного пользования  покупались только после продолжительного стояния в очередях, постоянного отмечания и сверки номеров.  ВАЗовская «шестерка» была пределом мечтания советского автомобилиста.  Те, кто находился у власти в то время, возможно, понимали, что так больше жить нельзя. Что еще несколько лет, и система рухнет, в стране будет анархия. И если срочно не принять меры, то впоследствии будет все  потеряно: и для страны, и для самих власть предержащих.

            Как раз в это время после очередных похорон очередного генсека новым правителем страны был избран молодой член Политбюро ЦК КПСС Михаил Горбачев. Он-то впервые и произнес новое слово, которое потом стали повторять на разных языках в разных странах мира, вновь с интересом посматривая на Россию. Это слово: «Перестройка».

            Сейчас я хочу в Вас спросить: «А что такое, по-вашему, Перестройка?». Думаю, что  Вы сейчас скажите одно из двух: либо процитируете что-нибудь из «Правды» десятилетней давности, либо затруднитесь дать четкий ответ и назовете в сердцах это началом развала СССР.

            Как бы то ни было, именно Перестройка была матерью нового российского бизнеса, который в то время «еще лежал в пеленках». Перестройка  принесла с собой и много новых слов: гласность, плюрализм мнений, свобода и другие. Но главное, в те далекие восьмидесятые годы были приняты очень важные законы, которые впервые со времен НЭПа позволяли людям заниматься частной предпринимательской  деятельностью, создавать кооперативы, «получать доход от непроизводственной деятельности». Первые шаги кооператоров по стране были трудны и трагичны. Несмотря на законность их действий, к ним часто придирались правоохранительные органы, в их действиях искали криминал, а более просвещенные блюстители правопорядка догадались брать мзду с новоявленных «буржуев». Заниматься предпринимательством было опасно и потому, что за долгие годы террора и угнетения со стороны государства, люди перестали  по большому счету ему верить. Бывалые люди говорили, что вся эта перестройка затеяна для того, чтобы выявить «скрытые буржуазные элементы» и затем с помощью всемогущего КГБ их уничтожить.

            Но, как говорил один классик перестройки, «процесс пошел». Кооперативов становилось все больше, они старались производить дефицитную продукцию,  и зачастую продавали ее по очень высоким ценам.  О доходах же кооператоров простой обыватель мог только догадываться, и поэтому часто считал их незаконными, а самих кооператоров –  спекулянтами или ворами.  Хотя мне кажется, что эти первопроходцы рынка в нашей стране были просто по-настоящему предприимчивыми людьми, у которых была своя идея,  возможность её воплотить и много-много энтузиазма.  В те времена ещё нельзя было заниматься самой банальной спекуляцией, так как дефицит был всеобщим, и если  в магазинах не было каких-то товаров, то их нельзя было достать и в других местах.   Поэтому кооператоры сами производили нужные людям вещи, пусть и не фабричного качества.  Так  в коопмагах появились детали к машинам,  трикотажные изделия, хорошие колбасы и сыры из деревни, меховые шапки, шубы и многое другое.

            Но все меняется.  Настают другие времена, появляются новые порядки, выходят новые законы. Следующей вехой в развитии российского бизнеса стал выход в 1991 году  закона «О внешнеторговой деятельности».  Кратко поясню: в годы советской власти торговать с заграницей у нас могло только наше государство.  Все сделки, в которых принимали участие организации Советского Союза, велись через МВЭС (Министерство внешнеэкономических связей). Соответственно, государство контролировало все денежные валютные потоки, заставляя предприятия открывать валютные  счета во Внешэкономбанке, и  контролировало  товарооборот  самих предприятий.  Таким образом, государство монопольным правом на ведение  торговых отношений с заграницей.  После издания закона государство добровольно отказалось от этого монопольного права, и теперь любое российское предприятие, зарегистрированное с соблюдением  законодательства, могло вести внешнеторговые предприятия.   Это было большим шагом к рынку от господствующей командно-административной экономики.   Как мне кажется, именно в последующие один-два года в нашей стране наблюдался бум в появлении новых юридических лиц: они росли как на дрожжах.  Этому ещё способствовали и другие причины: распад Союза,  образование торговых и сырьевых бирж, начало торговли иностранными валютами.  Либерализация  же внешней торговли  открыла наш рынок для иностранных товаров.  Многие фирмы стали специализироваться на том, что покупали дефицитный товар за границей, привозили его в Россию и продавали его коммерческие магазины, или «комки».  Это было очень выгодным занятием в силу нескольких причин.

1.       Курс  доллара очень быстро менялся, и это позволяло получать сверхприбыль.

2.       Покупатель был необразован, часто не владел даже английским языком, и поэтому можно было продавать ему товар низкого качества по высоким ценам.

3.       Налоговая система только зарождалась и  можно было вообще не платить налогов: всё равно никто ничего не докажет и не накажет.

Это был период, когда все поголовно преклонялись перед иностранными товарами.  Потому что они были более красочные, хорошо оформленные,  а это очень контрастировало с серой, одинаковой советской продукцией.  Но вскоре люди  обожглись на качестве покупаемых ими изделий.  Прошел тот период, когда красивая упаковка определяла выбор товара, настал период осознанного выбора: покупатели на основе собственного опыта  уже выделяли  товар, у которого было самое оптимальное соотношение «качество-цена».

Отличительной причиной того времени (1992-1994) была очень большая инфляция в нашей стране, которая порой достигала тысяч процентов годовых. Как известно из экономической теории, при такой инфляции невыгодно заниматься реальным производством, так как ни одно дело не может обеспечить доходности, которая смогла бы покрыть издержки от инфляции.  Поэтому большинство фирм занималось элементарной куплей-продажей всего и вся.  Такая деятельность не требовала капитальных вложений,  каких-то разработок, исследований рынка. Продавцы знали: всё равно покупатели всё купят, поэтому можно продавать что угодно.

Эти годы можно назвать российским периодом первоначального накопления капитала.  Потому что у тех, кто в эти годы заработал очень большие деньги, в будущем уже могли жить за счет этих денег: они создавали собственные банки, компании, покупали недвижимость за рубежом. В последующие годы такой возможности быстрого обогащения уже не будет, и поэтому  эти люди будут составлять своеобразную элиту бизнеса и будут стараться не допускать новых людей в свои ряды.

По данным журнала «Вопросы экономики», 1997, №7 в 1992-1993 годах в России было похищено  около 85%

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»