←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
Лекция 1.
ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
История изобретательства.
Cегодня мы начинаем изучение совершенно нового предмета, которо-
го пока не существует в программах вузов. Нам с вами вместе предстоит
создать этот предмет, так как от вашей активности и готовности к твор-
честву будет зависеть содержательность и наполненность занятий.
Итак,что же такое технический менеджмент? Менеджмент-это управ-
ление производством,совокупность принципов,методов,средств и форм уп-
равления производством,которые разрабатываются и применяются с целью
повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Технический менеджмент - это совокупность принципов, методов,
средств и форм управления техникой, а точнее развитием техники.
Но разве можно научиться управлять тем,не знаю чем? Можно ли уп-
равлять развитием техники,не зная механики, сопромата,электротехни-
ки,физики,теории машин и механизмов,материаловедения,обработки матери-
алов-всех знаний,которые дает технический университет или вуз?
Однако все мы пользуемся техникой и управляем ею, не зная даже
принципов ее устройства: утюг, телефон, телевизор, автомашина - мы ис-
пользуем только их функциональные свойства.
Но вот надо отремонтировать вещь - и мы вынуждены или обращаться
к специалисту, или узнавать принципы ее работы и особенности связей
между ее деталями. А чтобы усовершенствовать вещь, надо уже знать и
физические законы, которым она подчиняется и физические свойства ее
деталей.
А уж для создания новой вещи необходимо, очевидно, владеть всеми
знаниями о будущей вещи - ее физикой, химией, знать математические за-
кономерности, описывающие взаимодействие ее деталей между собой и с
внешним миром.
Как же управлять развитием техники, не владея всей суммой этих
знаний ? Ведь невозможно овладеть всеми знаниями во всех областях тех-
ники !
Как же быть ? Стать узким специалистом в какой-то области можно
- так и делают, но в результате остаются обнаженными стыки наук, где
как раз и спрятаны новые открытия. Именно поэтому многие новые откры-
тия делали дилетанты. Что такое дилетант ? Дилетант - это любитель,
занимающийся каким-то искусством или наукой без специальной подготовки.
- 2 -
Академик Образцов / отец артиста С.В.Образцова, который создал
"Театр кукол" в Москве / говорил, что " Новое в науке и искусстве чаще
всего открывают любители, потому что у нового нет профессии. Паровозник
вряд ли изобретет электровоз. Он будет все время улучшать отдельные
части парового двигателя, а любитель догадается воткнуть электромотор.
Станиславский - любитель, и Эдисон, и Циолковский и Форд. В общем,
профессионал, выросший из любительства, чаще всего новатор ".
Основы многих наук были заложены дилетантами. Теплотехника / врач
Р.Мейер, пивовар Д.Джоуль, врач Г.Гельмгольц /; математика / юристы
А.Ферма и Г.Лейбниц, биолог Л.Эйлер, врач Д'Аламбер, цирюльник С.Пуас-
сон, военный Р.Декарт /; юрист Э.Хаббл - автор теории разбегания га-
лактик ; лингвист Ч.Таунс - один из авторов лазера, врач Р.Эшби - один
из основателей кибернетики.
Я не призываю вас к дилетантизму во всем. Принцип хорошего спе-
циалиста : все знать о немногом и понемногу обо всем. Но как говорил
исследователь творчества Петр Климентьевич Энгельмейер в книге, издан-
ной в 1910 году "Дилетантизм имеет одну хорошую сторону и одну дурную.
Хорошая его сторона, т.е. сила дилетанта, состоит в том,что его мысли
свободны для новых комбинаций, не будучи заранее парализованы традици-
ей школы. А слабость дилетанта сказывается в плохом отстаивании своих
идей, так как ему не достает той эрудиции, которая необходима для
прочного обоснования идей".
То есть надо и быть дилетантом и не быть им. Это диалектическое
противоречие. В процессе изучения технического менеджмента мы будем с
вами на практике разрешать, продуктивно разрешать это противоречие.
Оказывается, как доказали своими работами наши ученые-дилетанты
Г.С.Альтшуллер, Ю.П.Саламатов, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман и другие - су-
ществуют общие законы развития технических систем, зная которые можно
прогнозировать развитие конкретной технической системы.
Законы развития технических систем и возможность прогнозирования
их развития будут первыми темами наших занятий.
В результате анализа и обобщения основных приемов, используемых
изобретателями на базе изучения свыше 40 тысяч заявок и патентов, ро-
дилась теория решения изобретательских задач /ТРИЗ/, с которой мы с
вами должны познакомиться. Эта теория использует понятие Веполя - ве-
щества и поля, их взаимосвязей при решении конкретных изобретательских
- 3 -
задач. Теория веполей также будет предметом нашего изучения. В резуль-
тате этого же анализа были изучены и выделены системы стандартов, для
решения изобретательских задач, множество физических, химических,ме-
ханических и геометрических эффектов, а также общих приемов решения
задач.По возможности, вы будете знакомиться со всем этим арсеналом. .
Вы познакомитесь в теории и на практике с алгоритмом решения
изобретательских задач АРИЗ-85, формальным аппаратом, который помогает
выделить техническое противоречие и разрешить его.
В наш век персональных ЭВМ грешно не использовать их возможности.
Кафедрой менеджмента в машиностроении по инициативе профессора Г.В.Да-
выдовой приобретены две программы, реализующие наработки ТРИЗ'а. Это
программа "Дебют" - своеобразный справочник стандартов, эффектов и
приемов, и программа "Изобретающая машина" - программа для изобретате-
лей, прошедших курс обучения ТРИЗ'у.
С обеими этими программами мы с вами познакомимся, а с програм-
мой "Дебют" вы будете самостоятельно работать.
Завершим мы наш курс знакомством с законами развития творческой
личности. Думаю, что в конце курса вы сами определите, стоит ли выби-
рать эту судьбу.
Цель нашего предмета раскрепостить ваше мышление, показать, что
не боги горшки обжигают, и целеустремленный человек может решить любые
задачи, которые ставит перед ним техника и жизнь.
Хотелось бы, чтобы в результате изучения технического менеджмента
хотя бы у некоторых из вас родились собственные идеи-изобретения, ко-
торые вы захотели бы осуществить. В этом случае по этим идеям вы раз-
работаете под руководством профессора Давыдовой Г.В. бизнес-план и по-
пытаетесь реализовать его на практике.
ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА.
История человечества неразрывно связана с историей техники. Тех-
ника возникла одновременно с образованием человеческого общества.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|