Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Менеджмент /

Технический менеджмент

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

                            Лекция 1.

 

                 ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

                 История изобретательства.

      Cегодня мы начинаем изучение совершенно нового предмета, которо-

го пока не существует в программах вузов.  Нам с вами вместе предстоит

создать этот предмет, так как от вашей активности и готовности к твор-

честву будет зависеть содержательность и наполненность занятий.

      Итак,что же такое технический менеджмент?  Менеджмент-это управ-

ление производством,совокупность принципов,методов,средств и форм  уп-

равления производством,которые  разрабатываются  и применяются с целью

повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

      Технический  менеджмент - это  совокупность  принципов, методов,

средств и форм управления техникой, а точнее развитием техники.

      Но разве можно научиться управлять тем,не знаю чем? Можно ли уп-

равлять развитием техники,не  зная  механики,  сопромата,электротехни-

ки,физики,теории машин и механизмов,материаловедения,обработки матери-

алов-всех знаний,которые дает технический университет или вуз?

      Однако все  мы пользуемся техникой и управляем ею,  не зная даже

принципов ее устройства: утюг, телефон, телевизор, автомашина - мы ис-

пользуем только их функциональные свойства.

      Но вот надо отремонтировать вещь - и мы вынуждены или обращаться

к специалисту,  или  узнавать  принципы ее работы и особенности связей

между ее деталями.  А чтобы усовершенствовать вещь,  надо уже знать  и

физические законы,  которым  она  подчиняется и физические свойства ее

деталей.

      А уж для создания новой вещи необходимо, очевидно, владеть всеми

знаниями о будущей вещи - ее физикой, химией, знать математические за-

кономерности, описывающие  взаимодействие  ее  деталей между собой и с

внешним миром.

      Как же  управлять развитием техники,  не владея всей суммой этих

знаний ? Ведь невозможно овладеть всеми знаниями во всех областях тех-

ники !

      Как же быть ?  Стать узким специалистом в какой-то области можно

- так и делают,  но в результате остаются обнаженными стыки наук,  где

как раз и спрятаны новые открытия.  Именно поэтому многие новые откры-

тия делали  дилетанты.  Что такое дилетант ?  Дилетант - это любитель,

занимающийся каким-то искусством или наукой без специальной подготовки.

                                - 2 -

      Академик Образцов  / отец артиста С.В.Образцова,  который создал

"Театр кукол" в Москве / говорил, что " Новое в науке и искусстве чаще

всего открывают любители, потому что у нового нет профессии. Паровозник

вряд ли изобретет электровоз.  Он будет все время  улучшать  отдельные

части парового двигателя, а любитель догадается воткнуть электромотор.

Станиславский - любитель,  и Эдисон,  и Циолковский и Форд.  В  общем,

профессионал, выросший из любительства, чаще всего новатор ".

    Основы многих наук были заложены дилетантами.  Теплотехника / врач

Р.Мейер, пивовар Д.Джоуль,  врач Г.Гельмгольц /;  математика /  юристы

А.Ферма и Г.Лейбниц, биолог Л.Эйлер, врач Д'Аламбер, цирюльник С.Пуас-

сон, военный  Р.Декарт /;  юрист Э.Хаббл - автор теории разбегания га-

лактик ; лингвист Ч.Таунс - один из авторов лазера, врач Р.Эшби - один

из основателей кибернетики.

     Я не призываю вас к дилетантизму во всем.  Принцип хорошего спе-

циалиста :  все знать о немногом и понемногу обо всем.  Но как говорил

исследователь творчества Петр Климентьевич Энгельмейер в книге, издан-

ной в 1910 году "Дилетантизм имеет одну хорошую сторону и одну дурную.

Хорошая его сторона,  т.е. сила дилетанта, состоит в том,что его мысли

свободны для новых комбинаций, не будучи заранее парализованы традици-

ей школы.  А слабость дилетанта сказывается в плохом отстаивании своих

идей, так  как  ему  не  достает той эрудиции,  которая необходима для

прочного обоснования идей".

      То есть надо и быть дилетантом и не быть им.  Это диалектическое

противоречие. В процессе изучения технического менеджмента мы будем  с

вами на практике разрешать, продуктивно разрешать это противоречие.

      Оказывается, как доказали своими работами наши  ученые-дилетанты

Г.С.Альтшуллер, Ю.П.Саламатов,  Б.Л.Злотин,  А.В.Зусман и другие - су-

ществуют общие законы развития технических систем,  зная которые можно

прогнозировать развитие конкретной технической системы.

     Законы развития технических систем и возможность  прогнозирования

их развития будут первыми темами наших занятий.

      В результате анализа и обобщения основных  приемов,  используемых

изобретателями на базе изучения свыше 40 тысяч заявок и патентов,  ро-

дилась теория решения изобретательских задач /ТРИЗ/,  с которой  мы  с

вами должны познакомиться.  Эта теория использует понятие Веполя - ве-

щества и поля,  их взаимосвязей при решении конкретных изобретательских

                                - 3 -

задач. Теория веполей также будет предметом нашего изучения. В резуль-

тате этого же анализа были изучены и выделены системы стандартов,  для

решения изобретательских задач, множество физических, химических,ме-

ханических и геометрических эффектов,  а также общих  приемов  решения

задач.По возможности, вы будете знакомиться со всем этим арсеналом.                  .

      Вы познакомитесь в теории и на  практике  с  алгоритмом  решения

изобретательских задач АРИЗ-85, формальным аппаратом, который помогает

выделить техническое противоречие и разрешить его.

      В наш век персональных ЭВМ грешно не использовать их возможности.

Кафедрой менеджмента в машиностроении по инициативе профессора Г.В.Да-

выдовой приобретены  две программы, реализующие наработки ТРИЗ'а.  Это

программа "Дебют" - своеобразный  справочник  стандартов,  эффектов  и

приемов, и программа "Изобретающая машина" - программа для изобретате-

лей, прошедших курс обучения ТРИЗ'у.

      С обеими этими программами мы с вами познакомимся,  а с програм-

мой "Дебют" вы будете самостоятельно работать.

      Завершим мы  наш курс знакомством с законами развития творческой

личности. Думаю,  что в конце курса вы сами определите, стоит ли выби-

рать эту судьбу.

      Цель нашего предмета раскрепостить ваше мышление,  показать, что

не боги горшки обжигают,  и целеустремленный человек может решить любые

задачи, которые ставит перед ним техника и жизнь.

      Хотелось бы, чтобы в результате изучения технического менеджмента

хотя бы у некоторых из вас родились собственные идеи-изобретения,  ко-

торые вы захотели бы осуществить.  В этом случае по этим идеям вы раз-

работаете под руководством профессора Давыдовой Г.В. бизнес-план и по-

пытаетесь реализовать его на практике.

                       ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА.

      История человечества неразрывно связана с историей техники. Тех-

ника возникла одновременно с образованием человеческого общества. 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»