←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
2М О С К О В С К И Й А В И А Ц И О Н Н Ы Й
2И Н С Т И Т У Т
каф. 501
Р Е Ф Е Р А Т
2"ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА"
Выполнил: Денегин С.Н.
гр.05-304
Руководитель: Агеева Наталья Георгиевна
Москва, 1992 год
- 2 -
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Наша экономика и современный менеджер 3
2. Этапы развития мирового менеджмента 5
3. Развитие менеджмента в нашей стране 16
4. Список литературы 22
- 3 -
1. НАША ЭКОНОМИКА И СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР
Одно из узких мест осуществления перестройки
экономики в нашей стране - проблема управленческих
кадров. По некоторым оценкам, "критическая масса"
руководителей, специалистов по экономике и управ-
лению, способных преобразовать облик наших предп-
риятий и организаций сообразно новым требованиям,
должна составить не менее 20% от их общего числа в
народном хозяйстве РФ. А это не менее 3.0 млн.че-
ловек.
Сформировать такой корпус управленцев нового
типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь,
практика рыночной экономики, предпринимательства
будет способствовать ее решению, помещая тех, кто
сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в
эту новую для себя роль, в ситуацию естественно
- 4 -
протекающего социального отбора. Но многое, конеч-
но, зависит и от целенаправленной деятельности по
подготовке и переподготовке кадров, по изучению и
распространению передового опыта управления, по
применению достижений управленческой науки на
практике.
Один из очевидных путей приспособления к рынку
состоит в освоении опыта стран, живущих в его
условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным
аспектом этого опыта в ХХ веке является сфера дея-
тельности и область знаний, охватываемая емким по-
нятием "менеджмент", которое стало уже интернацио-
нальным. При этом, когда говорят "менеджмент" под-
разумевают и людей-менеджеров, профессионально
осуществляющих функцию управления.
- 5 -
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Осознание управления как профессии, опирающейся
на разнообразные достижения междисциплинной, пока
еще очень молодой, быстро и неравномерно развиваю-
щейся области научного и практического знаний, за-
нимает прочное место в современной цивилизации.
Получив в начале века наиболее четкое выражение в
концепциях "научного управления" Ф.Тейлора, "иде-
альной бюрократии" М.Вебера, "науки администриро-
вания" А.Файоля, эта область знаний первоначально
пошла по пути жесткого рационализма в управлении.
Однако, порожденные ею технократические иллюзии в
управлении начали развеиваться уже в 30-е годы.
Рационализм в менеджменте, при всех его досто-
инствах, как оказалось, далеко не единственный, а
во многих случаях и не лучший путь повышения эф-
фективности работы реальных предприятий и органи-
заций. В качестве реакции на ограниченность управ-
ленческого рационализма в системе управленческих
- 6 -
знаний прочно утвердилось другое направление - по-
веденческое, основанное на привлечении достижений
психологии, социологии, культурной антропологии
для углубления понимания реальной сути управления
в организациях, в более крупных социальных систе-
мах. На его основе осуществлялась выработка реко-
мендаций по совершенствованию "человеческих отно-
шений", мобилизации "человеческого фактора", раз-
витию участия трудящихся в управлении, повышению
эффективности лидерства.
Эти два направления - рационалистическое и по-
веденческое - развивались, хотя и параллельно, но
часто конфликтуя между собой. В послевоенные годы
развитие теории систем, кибернетики, экономико-ма-
тематических методов для анализа и обоснования уп-
равленческих решений, компьютеризация управления,
сделавшая с изобретением персональных компьютеров
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|