Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство /

Современное состояние предпринимательства в РФ

     СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ. Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в Рос-

сии происходило бурный развитие предпринимательства. Предпри­нимательство - это такой тип деятельности, который имеет сле­дующие признаки:

- основной мотив этой деятельности -  получение прибыли;

- свобода и автономность принятия решений предпринимателем; - самостоятельность,  выражающаяся  в  личном риске и от­

ветственности предпринимателя.

    Предприниматель - это лицо,  занимающееся предпринима­тельской деятельностью.  Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес-слой. Формирование этого  общества происхо дит вместе с  развитием предпринимательства.

    Бизнес-слой - общее понятие,объединяющее всех  россиян,


в той  или иной степени занятых в бизнесе,  начиная с класси-

ческих предпринимателей и кочая наемными работниками,  в сво­бодное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охва­тывает всю совокупность субъектов  производительной,  коммер­ческой и финансовой деятельности,  осуществляемой на базе ав­тономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно вы-

делить несколько основных бизнес-групп:

- предприниматели  - частные собственники преимущественно

мелких предприятий и фирм,  лично управляющие последними,  не совмещающие эту деятельность с работой по найму;

    - самозанятые - лица, занятые мельчайшим предприниматель­ством на  базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

    - бизнесмены-менеджеры - наеиные директора мелких и сред­них предприятий,  главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по най­му с ведением собственного бизнеса;

    - полупредприниматели - наемные работники, в основном ак­ционированного и частного секторов экономики,  не выполняющие управленческих функций  и  совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;

    - менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мел­ких и средних акционированных предприятий, работающие по най­му, но  вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

    +- "классические"  менеджеры - хозяйственные руководители, управляющие государственными или  частными  предприятиями  на основе найма.

     Небольшое число предпринимателей в общей структуре  биз­нес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет  за­щитно-вспомогательную роль  -  одним  она  служит  социальным прикрытием, другим -  способом  накопления  трудового  стажа, третьим - страховкой на случай банкротства,  чествертым - ис­точником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

Бизнес-слой можно также дифференцировать  по  показателям

доходов различных бизнес-групп. Он делится на три ступени:


1 - Предприниматели,  бизнесмены-менеджеры  и  самозанятые.

Доходы предпринимателей превашают средний уровень дохо­дов основных бизнесменов почти в 2 раза,  а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.

  2 -  Полупредприниматели  и  менеджеры-совладельцы.  Доходы

этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 ра­за выше заработков "работников вне бизнеса".

  3 -  "Классические"  менеджеры.  их заработок всего на 40 %

выше зарплаты работников  исполнительного  труда,  что вряд ли  компенсирует  разницу  в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.

    Из этого  можно  сделать вывод,  что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и  управленческий,  не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предприниматель-


ством.

    Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России - предпри­нимателей .

Если рассмотреть их возрастные рамки,  то можно  выделить

следующие закономерности:

- Крупные предприниматели: 40% из них стали  предпринима-

телями в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45 .

- Мелкие и средние прелприниматели: около 30%  из них

стали предпринимателями не старше 30 лет , 30-40% - от 30

до 40 лет и около 30% - старше 40 лет.

В мире  бизнес всегда был преимущественно мужским заняти-

ем. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %.

    Самой же характерной чертой, отличающей российский предп­ринимателей - это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кан­дидатской степенью почти 38%  , имеющих второе высшее - 6,5%. опросов.  Если сопоставить эти данные с  уровнем  образования предпринимателей в других странах,  то оказывается,  что рос­сийский предприниматель -  _ 2самый интеллектуальный предпринима­ _ 2тель в мире.

    Сейчас в России преобладает мнение,  что главными качест­вами предпринимателя  являются инициативность,  находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Професси­онализм отступил  на второй план.  На мой взгляд,  это непра­вильно, так как  дальнейшее  развитие  предпринимательства  в России возможно  только при наличии высокообразованных и про­фессиональных людей. Только профессионал может правильно оце­нить состояние  рынка  и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов,  получивших именно экономическое высшее образование.

    Развитие предпринимательства в России происходит в доста­точно неблагоприятных  для  формирования  соя  цивилизованных бизнесменов условиях.  На них давит гнет  налогов  и  рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на ми­ровой арене,  и  наверняка  через какой-то промежуток времени


они будут лидировать, так как по своим качествам они не толь­ко не отстают, но и во многом опережают западных коллег.


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»