Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство /

Технико-экономический анализ. Экономический рост и фискальная политика государства

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 TOC \o "1-1" ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                          PAGEREF _Toc439422982 \h 2 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400330039003400320032003900380032000000

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ.                                                                       PAGEREF _Toc439422983 \h 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400330039003400320032003900380033000000

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА                                                                                                           PAGEREF _Toc439422984 \h 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400330039003400320032003900380034000000

УСЛОВИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА                                                PAGEREF _Toc439422985 \h 13 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400330039003400320032003900380035000000

ЛИТЕРАТУРА:                                                                                                                                  PAGEREF _Toc439422986 \h 18 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400330039003400320032003900380036000000


Характер и динамика экономического развития страны яв­ляются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.

Сущность экономического развития.

Экономическое развитие представляет собой многофакторный процесс, отражающий как эволюцию хозяйственного меха­низма, так и смену на этой основе эко­номических систем. Вместе с тем это противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие проис­ходит неравномерно, включает периоды роста и спада, коли­чественные и качественные изменения в экономике, положи­тельные и отрицательные тенденции. Вероятно, экономическое развитие должно рассматриваться за средне- и долгосрочные периоды времени.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического развития (роста), среди которых наибольшее значение имеют длинноволновые циклы, выражающие долговременные колеба­ния экономической активности с периодом около 50 лет и получившие название «циклы Кондратьева» (по имени русского экономиста Н. Кондратьева); нормальные, или так называемые большие, промышленные циклы с периодом от 8 до 12 лет и малые циклы, или «циклы Китчина» (по имени открывшего их американского экономиста), охватывающие 3—4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления ос­новных фондов. В первых двух циклах отмечается четыре фазы: спад, депрессия, оживление и подъем производства — и две точки: пик подъема и пик спада.

Показатели уровня экономического развития.

При определении уровня экономического развития страны требуется прежде всего установление точки отсчета. Многие страны сравнивают свой уровень с уровнем США.

Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень эко­номического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных показателей:

·        ВВП (валовой внутренний продукт) или НД (национальный доход) на душу населения;

·        отраслевая структура национальной экономики;

·        производство основных видов продукции на душу насе­ления (уровень развития отдельных отраслей);

·        уровень и качество жизни населения;

·        показатели экономической эффективности.

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и мирового сообщества в целом вно­сит те или иные изменения в состав его основных показателей.

Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран в середине 90-х гг. относились страны с душевым производством ВВП от 6—7 тыс. долл. в год и выше.

В некоторых развивающихся странах (например, в Саудов­ской Аравии) показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, соответствующем развитым индустриаль­ным странам, однако по совокупности других показателей (от­раслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.

Другим показателем, широко применяемым в международ­ной практике, является отраслевая структура экономики. Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение вы­является прежде всего по доле обрабатывающей промышлен­ности.

Показатели экономической эффективности

Эта группа показателей в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития, так как показывает (прямо или косвенно) качество, состояние и уро­вень использования основного и оборотного капитала страны, трудовых ресурсов.

Не вдаваясь в подробное перечисление и методику расчета показателей этой многочисленной группы, можно выделить из них:

·        производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам про­изводств);

·        капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции;

·        фондоотдачу единицы основных фондов;

·        материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.

В последние годы в специальных исследованиях и стати­стической информации все шире применяются показатели срав­нительной конкурентоспособности, разработанные Международ­ным валютным фондом (МВФ). Эта система показателей создана для соизмерения цен и издержек в обра­батывающей промышленности страны и по отношению к средневзвешенным соответствующим индикаторам наиболее развитых индустриальных стран. Таких показателей пять:

1.      удельные затраты на заработную плату (в расчете на еди­ницу продукции);

2.      нормализованные удельные затраты на рабочую силу (в расчете на единицу продукции), т. е. выпуск продукции на от­работанный человеко-час;

3.      уровень полных удельных издержек по элементам добав­ленной стоимости, т. е. показатели удельных расходов всех пер­вичных факторов производства;

4.      сравнительный уровень оптовых цен промышленности;

5.      сравнительный уровень экспортных цен промышленных товаров.

Конечно, и эта система не в полной мере может характе­ризовать экономическую эффективность страны, однако одну из сторон ее деятельности — конкурентоспособность в между­народной торговле — отражает достаточно достоверно.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономи­ческий рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выраже­ние он находит в увеличении реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения.

Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный эко­номический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации. Несколько примеров:

Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции из-за падающего или неизменного спро­са на них сопровождается быстрым ростом других видов про­дукции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление стали, сельскохозяйственной продукции, легковых автомобилей, но одновременно увеличивался выпуск сложных изделий, напри­мер персональных компьютеров. Но и количественный рост выпуска компьютеров недостаточно отражал другие аспекты их производства: продажа персональных компьютеров в США за 1981—1988 гг. выросла по количеству с 1,1 до 9,5 млн шт., по стоимости — с 3,1 до 27,7 млрд долл., а доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компью­теры дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете комплексного показателя экономического роста — валового национального продукта (ВНП) — вышеуказанные моменты привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития США за 80-е гг.

Тем не менее при всех недостатках экономический рост остается наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физи­ческом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универса­лен (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий). Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до кон­ца «очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста про­изводства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями ди­намики экономического роста являются:

·        рост объема ВВП или НД;

·        темпы роста ВВП и НД в расчете на душу населения;

·        темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.

В экономической статистике для изучения динамики ис­пользуются коэффициенты роста, темпы роста и темпы при­роста. Коэффициент роста х исчисляется по формуле:

X=Y1 / Y0

где Y1,Y0  — показатели соответственно в изучаемом и базовом периодах.

Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100. Темп прироста равен темпу роста минус 100. Однако на практике под темпом роста часто понимают темп прироста.

В СССР в течение многих десятилетий экономический рост измерялся произведенным НД, и лишь с 1987 г. начали при­менять показатель ВНП. В 90-х гг. в России основным показателем динамики народного хозяйства стал ВВП.

Факторы экономического роста.

 Экономический рост определяется рядом факторов. В экономической науке широ­кое распространение получила теория трех факторов производства,  родоначальником  которой был Ж.-Б. Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании сто­имости продукта принимают участие труд, земля и капитал.

Позднее трактовка производственных факторов получила бо­лее глубокое и расширительное толкование. К ним обычно относят:

·        труд;

·        землю;

·        капитал;

·        предпринимательскую способность;

·        научно-технический прогресс.

Фактически это уже знакомые нам факторы производства (производственные факторы), они же экономические ресурсы, но называемые факторами роста в связи с тем, что при рас­смотрении экономического роста их анализируют под несколь­ко другим углом.

Факторы экономического роста взаимосвязаны и перепле­тены. Так, труд весьма производителен, если работник исполь­зует современное оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того или иного фактора экономического роста достаточно слож­но. Более того, все эти крупные факторы являются комплек­сными, состоят из ряда более мелких элементов, вследствие чего факторы можно перегруппировывать.

Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы (например, капитал делится на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а последний можно разделить на используемый внутри страны и на вывозимый за ее пределы и т.д.).

Распространено и деление факторов в зависимости от ха­рактера роста (количественного или качественного) на интен­сивные и экстенсивные. К экстенсивным факторам роста от­носятся:

·        увеличение объема инвестиции при сохранении сущест­вующего уровня технологии;

·        увеличение числа занятых работников;

·        рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала.

К интенсивным факторам роста относятся:

·        ускорение научно-технического прогресса (внедрение но­вой техники, технологий, путем обновления основных фонде и т.д.);

·        повышение квалификации работников;

·        улучшение использования основных и оборотных фондов;

·        повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании ин­тенсивных факторов роста — об интенсивном типе.

Экстенсивный и интенсивный рост

При экстенсивном типе развития эконо­мический рост достигается путем количе­ственного увеличения факторов производ­ства, а при интенсивном — путем качественного их совершен­ствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема.

В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в за­висимость главным образом от состояния экономических ре­сурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Фискальная (лат. fiscalis — казенный) политика — со­вокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расхо­дов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как. например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направле­ния использования финансовых ресурсов государства, методы финан­сирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые мето­ды регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средст­вами государственного бюджета финансируются: а) затраты на расши­ренное воспроизводство; 6) непроизводительные расходы государст­ва; и) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; е) содержание военно-промышленно­го комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финан­совые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потре­бительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложе­ния. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., госу­дарство стремится добиться возможно более устойчивых темпов эконо­мического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20—30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуата­цию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.

Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, зна­чительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудша­ет условия реализации продукции и сокращает покупательную способ­ность населения.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики госу­дарства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная (лат. discrecio — действующий по своему усмотре­нию) политика означает следующее. Государство сознательно регули­рует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономичес­кого положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финан­совыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого воз­растает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвес­тиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государст­венных расходов МG показывает, насколько возрастает валовой нацио­нальный продукт D ВНП в результате увеличения этих расходов DG:

DВНП=DG ´ MG

Естественно, что при уменьшении государственных затрат G сокращается  объем ВНП.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздейству­ет на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

У казанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. В интересах роста ВНП увеличиваются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вы­званный избыточным спросом), правительство проводит политику сдер­живания деловой активности — сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики — недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор ­– экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах дело­вого цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются нало­говые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономи­ческий рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьша­ются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спа­да экономики.

Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложе­ние в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства яв­ляется совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Возьмем для примера наиболее важную разновидность налогов — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, по­лученных физическими и юридическими лицами из разных источни­ков. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается вы­читать: а) производственные, транспортные, командировочные и рек­ламные расходы; б) различные налоговые льготы (необлагаемый ми­нимум доходов; например, в США в 1990 г. этот минимум составил 2050 долл.; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали­дов и др.). Таким образом, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами.

Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

·        твердые, которые устанавливаются на единицу объекта незави­симо от его стоимости (например, автомашину);

·        пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов незави­симо от размеров доходов;

·        прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках нало­гов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непо­мерное возрастание в 60—70-е годы в западных странах налогового бремени привело к отрицательным последствиям. Оно вызвало «нало­говые бунты», широкое уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Как известно, в 70-е годы неоконсерваторы выдвинули теорию пред­ложения. Ее авторы установили, что рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может сопровождаться также сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережения.

Основной задачей хозяйственной политики представители теории предложения считают определение оптимальных ставок налогообло­жения и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономичес­кий рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать боль­шие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подо­ходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера (рис. 1).

Ставка налога (К), в процентах

100

50

(общая сумма налогов)

Рис. 1. Кривая Лаффера

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую эко­номику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

Эмпирические исследования теоретиков предложения в какой-то мере подготовили налоговые реформы в США и других странах. В течение 80-х — начале 90-х годов в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ — ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот. Все стороны налогообложения ре­гулируются едиными исчерпывающими законами, которые принимают национальные парламенты.

С начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходят до 85—90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой эко­номики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных на­логовых поступлений.

УСЛОВИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Общество, как правило, заинтересовано в стабильном экономическом росте. Как можно обеспечить такую устойчивость?

Первое условие. Макроэкономика должна постоянно создавать со­вокупный общественный продукт (СОП) в объеме, который соответст­вует реально сложившимся потребностям (точнее: платежеспособному спросу) всех граждан страны,

Второе условие. СОП должен состоять из двух видов благ:

а) средств производства, необходимых для продолжения производства материальных благ:

б) предметов потребления.

Третье условие. Все материальное производство делится на два под­разделения;

а) I подразделение — производство средств производства. Сюда вхо­дят отрасли национального хозяйства и предприятия, добывающие нефть, уголь, железную руду и создающие станки, грузовые машины строительные механизмы, трактора и т.п.;

б) II подразделение — производство предметов потребления (хлебозаводы, мясокомбинаты, трикотажные фабрики и т.п.).

В итоге в масштабе макроэкономики возникает два потока (непре­рывного движения) материальных благ:

1.      поток средств производств;

2.      поток предметов потребления.

Четвертое условие. Каждое подразделение использует создаваемые им потоки благ для удовлетворения собственных потребностей и для нужд другого подразделения.

Так, I и II подразделения имеют совокупный капитал (капитал всех своих предприятий), состоящий из средств производства. Последние ежегодно расходуются (основной капитал частично, оборотный капи­тал полностью). Поэтому на следующий очередной период оба подраз­деления нуждаются в восстановлении утраченных вещественных усло­вий производства. В связи с этим поток средств производства разделя­ется на две части: а) одна часть остается внутри I подразделения (для восстановления израсходованных в предыдущем году вещественных условий производства); б) другая часть потока направляется во II под­разделение (для возобновления потраченных средств производства).

В результате такого разделения потока средств производства в I под разделении действуют два подотдела:

1.      подотдел производства средств производства для I подразделения (сюда относятся базовые отрасли промышленности, создающие материальные факторы для всей сферы производства: уголь, нефть, металл и т.д.)

2.      подотдел производства средств производства для II подразделения.

В свою очередь, работники I и II подразделений потребляют про­дукцию II подразделения — жизненные блага. Поэтому поток продукции II подразделения делится на два направления: а) одна часть исполь­зуется для работников самого II подразделения и б) остальная часть идет работникам I подразделения.

В итоге П подразделение имеет два подотдела:

1.      подотдел произ­водства предметов потребления для II подразделения

2.      подотдел производства предметов потребления для I подразделения.

Правда, в качественном отношении продукция этих подотделов ничем не разли­чается. Между тем деление потока предметов потребления па две части важно для учета его общего объема и предназначения.

Структурный анализ подвел к вопросу: при каких количествен­ных пропорциях может обеспечиваться нормальное — устойчивое — развитие I и II подразделений.

Сначала рассмотрим простое общественное воспроизводство, при котором объем совокупного общественного продукта — по его нату­ральной форме и по стоимости — не возрастает.

I подразделение

I1 — средства производства для I подразделения

I2 — средства производства для II подразделения

II подразделение

II1 — предметы потребления для I подразделения

II2 — предметы потребления для II подразделения

Рис 2. Схема структуры материального производства

Схема структуры материального производства (рис. 2) показыва­ет, во-первых, что часть всей продукции будет реализована внутри тех подразделений, которые ее создали. Это касается средств производства, изготовленных для самого I подразделения (I1), а также предметов потребления, которые достанутся работникам II подразделения (II2). Во-вторых, из I подразделения во II идет часть средств производства, изготовленная для II подразделения (I2). А из II подразделения направ­ляются предметы потребления для работников I подразделения (II1).

Совершенно ясно, что в условиях рыночной экономики обмен про­дукции I подразделения (I2) на продукцию II подразделения (II1) дол­жен быть эквивалентным. Значит, главным условием реализации СОП при простом общественном воспроизводстве является сбалансирован­ность при обмене продукцией между двумя под­разделениями: I2 = II1 .

Иначе говоря, I подразделение поставляет II сродства производства на такую сумму стоимости, на которую II подразделение дает ему пред­меты потребления.

Это равенство можно использовать для соответствующей подста­новки в формуле структуры I подразделения (I = I1 + I2). После взаим­ного обмена продукцией между подразделениями (I2 = II1) I подразде­ление будет иметь такой вид:

I = I1 + II1,

т.е. I подразделение после реализации части своей продукции во II под­разделении обеспечивает себя необходимым количеством средств про­изводства (I1) и приобретает для своих работников соответствующий объем предметов потребления (II2).

Используя указанную подстановку в формуле состава II подразде­ления (II = II1 + II2), можно преобразовать ее в иной вид:

II = I2 + II2.

Тогда оказывается, что в результате взаимного обмена продукцией между двумя подразделениями II подразделение приобретает потреб­ное для простого воспроизводства количество средств производства (I2), а также самообеспечивает своих работников предметами потреб­ления (II2).

Таковы условия сбалансированного простого воспроизводства макроэкономики.

Каково же главное условие обмена продукцией между I и II подразделениями при расширенном воспро­изводстве?

Очевидно, что расширение производства (особенно при его экстен­сивном типе) требует увеличения применяемого количества средств производства- Поэтому I подразделение к уже имевшемуся у него в прошлом году объему средств производства добавляет (за счет накап­ливаемой части прибыли) дополнительную сумму новых средств про­изводства (I + DI). Тогда в этом подразделении будет больше вещест­венных факторов: (I1 + DI1) + (I2 +DI2), т.е. станет возможным увеличить два подотдела I подразделения: производство средств производства для I подразделения (I1 + DI1)  и производство средств производства для II подразделения (I2 +DI2).

В таком случае I подразделение сможет дать средств производства II подразделению больше, чем было при простом воспроизводстве. Глав­ное условие реализации СОП при расширенном воспроизводстве при­мет другой вид:

(I1 + DI1) > II.

Выходит, что I подразделение создает возможность для того, чтобы II подразделение тоже вступило на путь расширенного воспроизводства. Однако для этого нужно увеличить объем предметов потребления, поступающих в обмен на продукцию I подразделения (за счет фонда накопления): (II1 + DII1). Чтобы обеспечить эквивалентность и сбалан­сированность взаимного обмена продукцией между I и II подразделе­ниями при расширенном воспроизводстве необходимо соблюдать ра­венство

(I2 +DI2) = (II1 + DII1)

При соблюдении этого равенства произойдет полностью сбалансированное расширение I и II подразделений. I под­разделение будет иметь возросшую величину средств производства (I1 + DI1) и большее количество предметов потребления для работни­ков (II1 + DII1). Аналогичным образом увеличится производство пред­метов потребления.

Следовательно, чтобы обеспечить стабильность экономического роста, требуется соблюдать следующее условие. Поток благ, идущих из I подразделения во II и в обратном направлении должен быть сбалансирован.

Этот вывод имеет полную силу и при более детальном рассмотрении взаимосвязи всех отраслей национальной экономики.


ЛИТЕРАТУРА:

1.     Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 1997. —568 с.

2.     Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. Т. 2. — М.: Машиностроение, 1997. — 414 с.

3.     Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело, 1998. — 864 с.

4.     Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»