←предыдущая следующая→
1 2
я2ВЛАДИМР ВЫСОЦКИЙ
я2(25/I/1938 - 25/VII/1980)
(фото)
я1Почему все не так? Вроде - все как всегда:
я1То же небо - опять голубое,
я1Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
я1Только - он не вернулся из боя.
я1Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
я1В наших спорах баз сна и покоя.
я1Мне не стало хватать его только сейчас -
я1Когда он не вернулся из боя.
я1Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
я1Он всегда говорил про другое,
я1Он мне спать не давал, он с восходом вставал -
я1А вчера не вернулся из боя.
я1То, что пусто теперь, - не про то разговор:
я1Вдруг заметил я - нас было двое...
я1Для меня - будто ветром задуло костер,
я1Когда он не вернулся из боя.
я1Нынче вырвалось, словно из плена, весна.
я1По ошибке окликнул его я:
я1"Друг, оставь покурить!" - а в ответ - тишина...
я1Он вчера не вернулся из боя.
я1Наши мертвые нас не оставят в беде,
я1Наши павшие - как часовые...
я1Отражается небо в лесу, как в воде, -
я1И деревья стоят голубые.
я1Нам и места в землянке хватало вполне,
я1Нам и время текло - для обоих...
я1Все теперь - одному. Только кажется мне -
я1Это я не вернулся из боя.
я1(1969)
- 2 -
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в
Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной
войны с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую
область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.
В 1955 году В.Высоцкий заканчивает среднюю школу и поступает
в Московский инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева,
из которого уходит, не проучившись года. В 1956 году поступает в
Школу-студию МХАТ имени В.И.Немировича-Данченко на актерское от-
деление, где занимается у Б.И.Массальского и А.М.Комиссарова. В
1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом
театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев - в Московском теат-
ре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в кино. В 1960-1961
годах появляются его первые песни.
В 1964 году В.Высоцкий поступает в Московский театр драмы и
комедии на Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выхо-
дит первая гибкая пластинка В.Высоцкого с песнями из кинофильма
"Вертикаль", а в 1973-1976 годах еще четыре авторских диска, за-
писанных во Франции.
Наверное, у каждого человека, знакомство с песенным твор-
чеством Владимира Высоцкого, есть "свой собственный Высоцкий",
есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что
они чем-то роднее, ближе, убедительнее. "Свой Высоцкий" есть и у
меня.
Был такой вроде бы неплохой фильм - "Вертикаль". Был и про-
шел. А песни, написанные Владимором Высоцким для этого фильма,
остались. Были еще фильмы, были спектакли, которые "озвучивал"
Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказались как бы на
несколько размеров больше самого фильма или спектакля. Каждый раз
у этих песен начиналась своя (и очень интересная!) жизнь. Они
сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя экран и сцену.
И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни,
написанные Владимиром Высоцким о войне ... На мой взгляд, песня
"Он не вернулся из боя" - одна из главных в творчестве Высоцкого.
В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть
и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему воз-
расту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о
ней, более того - не может не писать? Песни Высоцкого о войне -
это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и
крови. Сильных. усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно
доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожу на
роли. Роли из никем не поставленных и - более того - никем еще не
написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть
написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, так
послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хо-
тел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И по-
тому сочинял их сам, сам бал режиссером и исполнителем.
Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы
других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, ре-
альных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и
жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру го-
ворить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и
насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем
все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже
путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих пес-
нях. Путали и - восторгались. Путали и - недоумевали. А Высоцкий
вроде бы и не обращал на это никакого внимание. Он снова и снова
выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои - всегда неожи-
- 3 -
данные, разноплановые, злободневные - "песни-роли". И в общем-то
это уже были не роли, а, скорее, - целые пьесы со своими неповто-
римыми характерами, непридуманными конфликтами, точно выстроенным
сюжетом.
Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штор-
мовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто
от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И
казалось: - еще секунда - и рухнет поток, и взорвутся динамики,
не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет
прямо не сцене... Казалось: на таком нервном накале невозможно
петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от
этого она еще больше западала в душу. Высоцкий только что казался
пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвы-
шенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны
бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.
Высоцкий пробовал себя в различных интонациях. он искал для
своих "пьес" все новые и новые краски, новые детали, и потому его
←предыдущая следующая→
1 2
|
|