Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Музыка /

История развития музыкальных вкусов молодежи 60-70г.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

                              

            Изучение музыкальных вкусов среди населения одна, на мой взгляд, из интереснейших тем. Конец 80-х - 90-е года пик технического прогресса. На рядового зрителя обрушился поток неведанных ранее музыкальных технических возможностей - магнитофоны, стереомагнитофоны, компакт диски и прочее. Необходимое техническое оснащение дает возможность даже не имеющим таланта людям блистать на сцене, как звезды, представляя свои песни. Музыкальные кумиры - кумиры во всем: стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни. Вот почему важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения. Потому как эти вкусы формируют личность. Но, на мой взгляд, важно проследить становление музыкальных вкусов в нашей стране в 60-70 года. Это время зарождения новой культуры - массовой. Именно она заложила основу современной музыкальной культуры.                                                                                                        

                                         

                                                        

            60  -  70-е  годы -  время оживления  эмпирических исследований в области социологии  искусства '.  Причины здесь многообразны:  прежде всего  усиленное внимание  к развитию  общественных  наук  в  нашей стране,  выразившееся в ряде  партийных  постановлений.  Далее,  характерная  для гуманитарных  дисциплин  тенденция  к  использованию  методов  точных  наук. И,  наконец, само  экстенсивное развитие   культуры   (гигантское   распространение  средств массовой  коммуникации  приобщило  к   культурным  ценностям  невиданную по  масштабам аудиторию)  породило естественное  стремление  реально  измерить  пульс  бытования искусства  в народе.  Возникло желание  выяснить, что же  из  огромного  потока выпускаемых  книг, кинофильмов,  спектаклей,  музыкальных  произведений  в  действительности  предпочитается,- а  что и  кем отвергается  и почему

 это  происходит;  что  и  как  воспринимается  в процессе  потребления  данного  вида  искусства,  жанра, произведения;  каковы  факторы,  способствующие  этому  процессу  и тормозящие его.                                       

            Очевидна   необходимость   подобных   исследований   для  конкретизации  чересчур  расплывчато-обобщенного  и потому  сегодня  уже   никого  не   удовлетворяющего  понятия  советский  слушатель (читатель,  зритель), а  ведь речь  идет  о  понятиях,  образующих  фундамент  социологии искусства.  Но  этим  результаты   эмпирических  исследований - в идеале - отнюдь не исчерпываются.                                                                                                                                                                                         

            Но и здесь авторы не остаются на чисто статистическом  уровне, а     осмысливают и обобщают  цифровые  данные, ибо  видят за  ними проис-              

 ходящие в жизни процессы '.                                         

               Эмпирическая музыкальная  социология в  нашей стра               не находится  пока еще  в стадии  первоначального становления. Она располагает весьма малым количеством надежных  фактических  данных,  ей  предстоит  период их накопления; еще меньше  рабочих гипотез,  частных специализированных  теорий,  базирующихся  на  фактах или              

 нуждающихся  в проверке  эмпирическим путем.  После во             многом  несовершенных  опытов 20-х  годов (Р.  И. Грубер и др.) и длительного  периода затишья  во второй   половине 60-х годов начинают проводиться конкретно-социологические исследования, в той или иной мере затрагивающие вопросы массового  - потребления  музыки .              

            Среди  них заслуживает  особого внимания  книга ураль               ского социолога В. С. Цукермана “Музька  и слушатель” (М.,  1972), в  которой предпринята  серьезная попытка раскрыть специфику социологического подхода  к системе “музыка - слушатель”, теоретически  обосновать некоторые   вопросы  методологии   конкретного  исследования              

 (оценка как инструмент познания эстетических потребностей и ценностных ориентаций) . В основе книги  - изучение музыкальных вкусов,  выявление отношения  к различным  музыкальным  жанрам взрослого  населения крупных  промышпенных  городов  -  Свердловска  и Челябинска ', причем следует особо подчеркнуть  широту охвата              

 материала: результаты анкетных  опросов сопоставлялись               анализом статистических и других  объективных данных  (от   социально-демографической   структуры  аудитории                                                                       

 ' (  Можно указать,   например,  на   поднимаемую  в   книге  малоисследованную  проблему “телесмотрения”,  связываемую авторами  с определенным   телевизионно-газетным    типом   повседневной культуры,- проблему, в которой сталкиваются  сложные, противоречивые тенденции. Об интересе  к этой  проблеме свиде          тельствуют конкретно-социологические исследования уральских          социологов под руководством Л. Н. Когана (см.  кн.: Телеви           зионная аудитория:структура,ориентации, культурная активность. Свердловск, 1973).                                                                                                                                                                                                                                                           

            концертов и оперных спектаклей до цифр  продажи грам            пластинок, музыкальных инструментов и радиотоваров) .          

             Ценность представляют наблюдения автора над динамикой развития музыкальной культуры  населения рассматриваемого  региона  в  60-е годы,  зафиксированные им    тревожные факты снижения удельного веса серьезной музыки в общефилармонических концертах, нарастания

количества продаваемых  пластинок с  записями эстрадной            музыки в сравнении с серьезной и т. д. Автор приходит к важному  выводу: само  по себе  широчайшее распространение средств воспроизводения музыки (проигрыватель и магнитофон) отнюдь не ведет  автоматически к  повышению музыкальной  культуры народа.  Нужны целенаправленные и хорошо  скоординированные воспитательные действия.                                                  

      Значение исследования снижается из-за недостатков           методики опросов  (“звучащей анкете”  предпочтена вербальная форма опроса, о чем см. дальше), слабости теоретических  основ  (неубедительная   дифференциация  и    классификация  музыкального материала;  неточное представление  о  факторах,   способствующих  полноценному  восприятию, и т. д.) . В результате возникает сомнение         

 в полной достоверности тех фактических данных, которые           получены  путем  анкетировапия (данные  анализа объективных материалов, наоборот,  никаких сомнений  не вызывают) '.                                                     

                Одна   из  фундаментальных   и  сложных   задач,  стоящих

 перед   эмпирической   музькальной  социологией,   -  нарисовать  реальную   картину  бытования   музыки  в   нашей  стране,  иначе  говоря,  показать,  какая  музька   какими  группами   слушателей   предпочитается.   Сложность   задачи   заключается   в   том,    что,   видимо,    отсутствует  

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»