Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Музыка /

История развития музыкальных вкусов молодежи 60-70г.

←предыдущая следующая→
1 2 3 

отсутствует   единое  основание   для   группировки   слушателей,  для   их  типологии,-   на   формирование   слушательских   групп  воздействует   множество   порой   конкурирующих   факторов:   от  социально-демографических   (пол,   возраст,   род   деятельности)

 и   социалъно-культурных   (образование,    ценностные   установки   среды,   слушатепьский   опыт)   до   личностно-характерологических

потребность в удовлетворении субъектив                                                                                                                                                                                  новке,   уменьшается   значение   исследований  замкнутых аудиторий  -  посетителей  концерта,  музыкального  спектакля и  т. д.  (такие исследования  нужны, но  в качестве дополняющих,  ибо  составить  общую  картину  по  ним  не возможно)   .  Объектом   музыкально-социологического  исследования  становится  все  население страны,  ибо каждый человек   сегодня   -   фактический    слушатель   музыки.

             Оставляя  пока  в стороне  характер, качество,  самый уровень  восприятия,  нельзя  все же  не признать,  что более или  менее  систематический  контакт  с  самой разнообразной  музыкой  (о  чем  дальше)  не  может  не  способствовать  выработке  собственной  ориентации  в  мире  звуков, установлению  собственной,  пусть  не   всегда  осознанной шкалы  симпатий  и  антипатий,   которая  и   должна  быть выявлена.                                                

             Во-вторых,   происходит  колоссальное   расширение  рамок  звукового  мира,  в  котором  живет  сегодня человек. Ежедневно  работающие  радиостанции,   значительная  часть вещательного  времени  которых  отведена   музыке  (вспомним  хотя  бы  о   круглосуточной  информационно-музыкальной   программе  “Маяк”),   фирмы  грампластинок,   в  несколько  меньшей  мере  телевидение  и  кино  включают  в массовый   обиход,   предназначают   массовому   слушателю (что  и  как  им воспринимается  - вопрос  особый) поистине  безграничный  поток  музыки. В  этом потоке  есть все: от  глубокой старины  до произведений,  созданных буквально  вчера,  от признанных  вершин человеческого  гения до шлягера  и  непритязательной  танцевальной  мелодии. Правда,  большая  часть  музыкальной  продукции  МК  (массовых коммуникаций),  как  об  этом  давно  говорят и  пишут музыканты,   представляет  собой   развлекательную'  музыку.

 Но  и,  остающаяся  на  долю серьезного  искусства меньшая  часть  -  есл  учесть  масштаб  работы средств  МК сама по себе достаточно велика.                          

                Учтем еще одно немаловажное обстоятельство. Музыка звучит не только в качестве самостоятельного субъекта восприятия,  она  широко  и  во  все  увеличивающихся масштабах  (причем   серьезная  классическая   музыка  также) используется  в   качестве  компонента   других  искусств, и не только искусств, но и в спорте, в быту, в разнообразнейших  сочетаниях  с  изображением  и  словом:  от музы

 кальных  заставок  постоянных  радиорубрик  до  видовых  и документальных  кинофильмов,  от  балетных  постановок  на                                                                                                          

(а  ведь  эти   потоки  суммируются),   представляет  собой причудливое,  гевероятно  пестрое   чередование  произведений   и  фрагментов,   принадлежащих  различным   стилям  и жанрам и выполняющих самые разнообразные функции ".,      

               Не  менее  важна  другая  сторона  рассматриваемого  явления.   При   восприятии  музыки   через  средства   МК  в какой-то  мере  размываются  и  четкие границы  многих жанров,  основывающиеся  - не  в последнюю  очередь -  на различии  мест  исполнения,  исполнительских средств  и составов.-Для  слушателя,  лишенного   непосредственных  контактов  с  исполняемой   музыкой  и   зрительных  впечатлений (радио,  механическая  запись), отдаленного  от нее  в про странстве и во времени,  различие, скажем,  между оперой, ораторией,  симфонией,  балетом -  особенно если  он слушает  их  не  целиком, а  фрагментарно (и  тем более  если он не  знаком  с  сюжетом,  текстом) -  будет далеко  не столь существенно  и  безусловно,  как  для  слушателя, воспринимающего  их  в  концерте   или  музыкальном   театре.  Есть

 основания  полагать,  что гораздо  большую роль  здесь играет  разграничение  на  стилевом   и  языково-содержательном  уровне:  различие между  старинной и,  условно говоря, классической  музыкой,  привычной  и   непривычной,  остроритмичной,   моторной  и   мелодичной,  созерцательной  и  т.  д.  Во  всяком  случае средства  МК снимают  ту   приподнято-благоговейную   атмосферу  концертного  зала,  которая  сама   возвышает  восприятие   и  в которую  столь  легко  вписывается   любая  музыка   -  от Шютца  и  Могтеверди  вплоть   до  опусов   крайнего  авангарда",-  и,  наоборот,   ярче  обнажают   различия  самого музыкального материала.                                   

            Итак, мы приходим к выводу, что в новых условиях,       создаваемых МК, границы слушательской аудитории установить а ргiori невозможно.

                                                        

            " В конце концов и здесь  сохраняется возможность  выбора - хотя бы  в переключении  или выключении  репродуктора, приемника, телевизора в ситуации резкого  неприятия предлагаемого. Но в этом случае,  как остроумно  заметил А.  Моль в своей спорной  по общим  концепциям, но  интересной ценными наблюдениями  книге  “Социодинамика  культуры”  (М., 1973), как  раз пассивность  слушателя нередко  оказывается решающим факгором, ведущим к “принудительному потреблению”, ниспровергательские тенденции, на службу которым ставится  круг  <музыкального  потребления>,  определить  на  основании   каких-либо   объективных   характеристик,   кто  на какую   музыку   ориентирован   (что   в   предыдущую   эпоху специализированных   помещений   и   естественного   разделения  функций  между   ними,  а   следовательно,  дифференциации   аудитории   было   вполне   достижимо)   .  Разумеется, в  области  массовых  вкусов  нет  недостатка  в  разнообразных  суждениях  и  умозаключениях,  вроде,   например,  такого:    сегодня   происходит    дифференциация   слушательских

 групп  на  две  полярные  категории  -  слушателей  серьезной  и  слушателей  развлекательной  музыки,  и   между  этими  категориями  весьма   мало  точек   соприкосновения.  Но решительность,   с   которой   высказываются   подобные  суждения,-  увы!  -  не  может превратить  их в  твердо установленные   факты,  не   говоря  уже   об  условности   и  порой зыбкости   критериев   деления   всей  музыки   на  серьезную

 и   развлекательную.   Дифференциация   слушательской  аудитории  сегодня  -  сложная  проблема,  которую   не  решить без  эмпирическых  работ,  без  экспериментов  и  теоретического обсуждения.                                                

               Поэтому,  с  точки  зрения Э. Алексеева,  приступая  к  конкрет ным    музыкально-социологическим     исследованиям    массового  музыкального  потребления,  нужно  исходить  из  приведенных   выше  положений,   которые  можно,   очень  упрощая,  кратко  изложить  в  виде  тезисов: 1)  каждый сегодня может  услышать  все,  2)  наслушанность  человека  в мире музыки шире его осведомленности в этом мире.                                                                                      

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»