←предыдущая следующая→
1 2
Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг дру га. Трагическая смерть Ромео и Джульетты заставляет примириться враждующие издавна семьи Монтекки и Капулети.
До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, пр
оникнутое духом Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты действующих лиц "Ромео и Джульетты" дала возможность балетмейстеру Л. Лавровскому п оставить балет, который приобрёл мировую славу (премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова).
Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 год). Вместе с кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотическ ий подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный
исход битвы советского народа с фашизмом.
В 1939 году написана опера "Семён Котко" (по повести В. Катаева "Я сын трудового народа"). Действие её происходит на Украине в1918 году. Музыка Прокофьева с удивительной правдивостью рисует обра 'ы крестьян, солдат, большевиков, борющихся за установления Советской власти на Украине.
В своих произведениях советского периода композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте.
Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев сочинил симфоническую сказку "Петя и Волк". Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определённым инструментом оркестрЕ или группой инструментов: Птичка - флейтой, Утка - гобоем, Волк - валторнами, а Петя - целой группой струнных инструментов.
Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижёр. Учас
твовал в работе Союза композиторов. Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и остроумную "Автобиографию". Был отличным шахматистом. С увлечением водил автомобиль. Люб (л танцевать, быть среди людей.
Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера "Война и мир". Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ k великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил осуществление. Вновь поставил перед собой композитор задачу редкой сложности. Из огромного литературного п
роизведения нужно было отобразить самые важные сцены. В оперу вошли, с одной стороны, тонкие психологические "мирные" сцены, в которых участвуют Наташа Ростова, Соня, князь Андрей, Пьер Безухо в; с другой - монументальные картины, рисующие борьбу народа с наполеоновскими захватчиками. Опера получилась необычной по жанру. В ней сочетаются лирико-психологическая драма и национальна
я эпопея. Новаторская по музыке и по композиции, опера развивает вместе с тем традиции русских классиков - Мусоргского и Бородина. С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к психолог ической характеристике героев, раскрываемой через правдивую вокальную интонацию. Интересно, что опера "Война и мир" написана не на условный стихотворный текст либретто, а подлинный текст ро ,ана. Прокофьеву важна была сама интонация толстовской речи, которую он сумел передать в музыке. И это придаёт особенную достоверность вокальным партиям героев оперы.
"Война и мир" - любимое сочинение Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.
В победном 1945 году увидели свет три значительных произведения композитора:
пятая симфония, посвящённая "величию человеческого духа";
первая серия кинофильма "Иван Грозный" - новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном;
светлый сказочный балет "Золушка". Этот спектакль, поставленный осенью, был первой послевоенной премьерой в Большом театре.
В последующие годы появилось ещё несколько новых работ. Среди них: опера "Повесть о настоящем человеке" (по одноимённой книге Б. Полевого), прославляющая мужество советских людей в годы вой ны; балет "Сказ о каменном цветке" (по П. Бажову) - о радости творчества, обращённого к народу; оратория "На страже мира" (на слова С. Маршака); концерт-симфония для виолончели с оркестром.
Снова Прокофьев пишет для детей. Сюита "Зимний костёр" для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (на слова С. Маршака) посвящена советским пионерам.
Седьмая симфония была задумана вначале как симфония специально для детей, но в процессе работы приобрела более широкое значение - мудрой симфонической сказки, утверждающей красоту и радо
сть жизни. Это последнее законченное произведение Прокофьева.
В конце 40-х - начале 50-х годов Прокофьев тяжело заболел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения театров и концертов.
Самое трудное время наступало для него тогда, когда врачи запрещали ему сочинять музыку или разрешали работать не более 20 минут в день.
Большую часть времени в эти годы Прокофьев проводил на своей даче на Николиной горе на берегу Москвы-реки. Он очень любил эти места, совершал далёкие прогулки (если позволяло здоровье). Сюд
а приезжали к нему музыканты - почитатели и исполнители его музыки: композитор Д. Кабалевский, пианист С. Рихтер и другие. Некоторые из них написали впоследствии интереснейшие воспоминания о великом композиторе.
Умер С. С. Прокофьев в Москве 5 марта 1953 года.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|