Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Нероссийское законодательство /

Государственная служба в Украине: сущность и принципы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 

обеспечивают условия для их производства; б) обладают особым предметом труда - информацией (собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию); в) с помощью информации воздействуют на людей, обслуживают их; г) обычно заняты умственным трудом; д) регулярно получают заработную плату; е) занимают должности в государственных, общественных, частных или иных организациях.

Государственная служба, являясь разновидностью службы вообще, и публичной службы в частности, обладает рядом присущих только ей признаков, позволяющих отграничить государственную службу от других видов службы. Государственная служба – это, прежде всего, деятельность по непосредственному выполнению функций государства. Государственная служба – это служба в государственных органах и их аппарате. Государственные служащие занимают должности в государственных органах и их аппарате. Должность – это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий (ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О государственной службе»). Как отмечает В.М. Манохин, государственная служба начинается там, где устанавливаются должности, которые неотрывны от организации государственного аппарата. Должность является первичным, нерасчлененным компонентом управленческой структуры, в определенной степени обособленным. Ее можно рассматривать как минимальный предел дифференциации управленческих функций и как средство стабилизации, формализации деятельности служащего. Должность - простейшая ячейка аппарата, предназначена для одного работника, определяющая его место и роль в управленческом ансамбле. С другой стороны это – стабильный комплекс прав и обязанностей, правовое установление, ориентированное на одного человека. Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Правовыми актами компетентного органа определяется  ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. С помощью должностей обеспечивается персонализация государственных функций и полномочий, четкое разделение труда в аппарате органа государства, индивидуализация ответственности государственных служащих. Право на государственную службу имеют граждане Украины (ст. 4 Закона Украины «О государственной службе»). В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции все граждане Украины, пользуются равным правом доступа к государственной службе. Работа государственных служащих оплачивается за счет средств государственного бюджета.

Ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О государственной службе» определяет сферу государственной службы: правовой статус Президента Украины, Председателя Верховного Совета Украины и его заместителей, председателей постоянных комиссий Верховного Совета Украины и их заместителей, народных депутатов Украины, Премьер-министра Украины, Председателя и членов Конституционного Суда Украины, Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и арбитров Высшего арбитражного суда Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителей регулируется Конституцией и специальными законами Украины. Таким образом, политические должности в государственных органах не входят в государственную службу, к которой относятся административные и патронатные должности.

С учетом разнообразных функций, стоящих перед современным демократическим социальным правовым государством (ст. 1 Конституции Украины) и выполняемых различными органами государства, государственную службу можно подразделить по ряду признаков. Каждый вид государственной службы, предопределяется спецификой задач и функций, стоящих перед соответствующим государственным органом и имеет свое правовое оформление, характеризируется особыми признаками и специальным правовым статусом, установленным соответствующими нормативными актами.

Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ч. 1 ст. 6 Конституции Украины). В соответствии с этим конституционным принципом государственную службу подразделяют на службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.

Анализ норм Закона Украины «О государственной службе» позволяет сделать вывод, что законодатель отмечает различие в правовом статусе служб и соответствующих органов, хотя такое различие сформулировано не достаточно четко. В ч. 4 ст. 6 Закона Украины «О государственной службе» указывается, что вопросы функционирования государственной службы в других государственных органах, правовое положение которых регулируется специальными законами Украины, регулируется этими органами. В ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О государственной службе» закреплено, что регулирование правового положения государственных служащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел и других, осуществляется в соответствии с указанным законом, если иное не предусмотрено законами Украины. На основании приведенного можно в системе государственной службы выделить гражданскую и милитаризованную службу.

При этом гражданская служба делиться на общую и специальную. Общая гражданская служба подразумевает осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающейся отраслевой спецификой (деятельность служащих в министерствах, государственных комитетах, местных государственных администрациях). Специальная государственная служба – это реализация особо установленных в нормативных актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность служащих (служба в органах прокуратуры, судах, дипломатической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел). Специальная служба требует дополнительной регламентации законами Украины.

Милитаризованная служба имеет ряд отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативно–правовых актов, устанавливающих правовое положение этих видов государственной службы и соответствующих государственных служащих. По мнению Д. Н. Бахраха, для милитаризованной службы характерны следующие, отличительные от гражданской службы, признаки: профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав человека и гражданина, публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка – даже при условии риска для жизни, во многих случаях с оружием в руках; поступление на государственную службу милитаризованного характера осуществляется лицами, как правило, достигшими восемнадцати летнего возраста, физически развитыми; наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций милитаризованных служащих; эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения государственной службы, для них устанавливается специальная форма одежды и знаки различия; наличие установленных в специальных административно-правовых нормативных актах особого правового статуса милитаризованных служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»