Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Возможности использования детских фортепианных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

министерство образования российской федерации   

пермский государственный педагогический университет

                                        факультет музыки

кафедра музыковедения и музыкальной педагогики

 

БОГДАНОВА Ю.Б.

       студентка 1041 группы

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ К.ДЕБЮССИ И

М. РАВЕЛЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

дипломная работа

научный руководитель -

ст. преп., канд. иск-я

ПЫЛАЕВА Л.Д.

ПЕРМЬ 1998      

                                                                                             СОДЕРЖАНИЕ:

      Введение.

      Глава I. Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке.

      1. Импрессионизм и теория музыкального стиля.

      2. Импрессионизм. Суть понятия.

      3. Сравнительная характеристика стилей К.Дебюсси и М.Равеля.

Глава II. Детская фортепианная музыка импрессионистов в практике му-

      зыкального образования.

      1. Обзор учебных программ.

      2. Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля.

      Глава III. Некоторые результаты самостоятельной опытной работы.

1. Занятие,  посвященное знакомству с детскими фортепианными сочине-

      ниями К.Дебюсси и М.Равеля.

2. Уроки, формирующие общее представление о художественном направле-

      нии импрессионизм.

      Заключение.

      Литература.

      Нотные примеры.

                                                                                          ВВЕДЕНИЕ

                 _Актуальность темы .  в  современной  практике преподавания музыки в общеобразовательных школах,  знакомство детей с импрессионизмом  почти


не осуществляется.  Между тем,  сочинения композиторов импрессионисти­ческого направления с их яркой, красочной звуковой палитрой и живопис­но-зримыми, запоминающимися  образами  могли бы быть более активно за­действованы в школьном обучении.  Они способны не только привлечь вни­мание учащихся к одному из интереснейших историко-художественных тече­ний в искусстве,  но и всячески стимулировать детскую творческую фанта­зию.

                Безусловно, импрессионизм - понятие достаточно сложное, и деталь­ное полное раскрытие его школьниками не является обязательным.  Но об­салютно проходить мимо него в процессе обучения было бы неверно,  пос­кольку останется неосвещенным значительный этап исторического развития в музыке,  ведущий к постижения современного искусства.  Поэтому сопри­косновение с музыкальным импрессионизмом,  хотябы в плане формирования общего представления о нем, нам видится необходимым.

                Нельзя сказать,   что  сочинения  импрессионистов  совершенно  не представлены в известных на сегодня программах для общеобразовательных школ. Так,  в  программе Ю.Б.Алиева знакомство с ними осуществляется в контексте изучения стилей и художественных направлений. Но, во-первых, на изучение импрессионизма отводится сравнительно небольшое количество времени: во-вторых,  круг предложенных произведений,  на  наш  взгляд, сложен для детского восприятия. Сочинения композиторов импрессионистов включены и в Программу Д.Б.Кабалевского.  Он привлекает их в  качестве материала для  слушания  в  средних классах.  Темы,  в аспекте которых рассматриваются произведения К.Дебюсси и М.Равеля не  выстраиваются  в единую систему.  Безусловно  всего три образа не смогут сформировать у школьников чувства стиля,  что является одной из задач авторской Прог­раммы. Обращает  на себя внимание и Программа музыкально-эстетического воспитания Н.А.Терентьевой. Автор уже во втором классе знакомит учени­ков с музыкой импрессионистов, привлекая на помощь другие виды искусс­тва.

                Ни в  одной  из названных программ нет обращения к произведениям, адресованных детской аудитории,  а ведь именно они  в  первую  очередь могли бы  быть использованы - причем не только для характеристики имп-


рессионистического стиля в рамках  цикла  занятий,  посвященных  одной обопщающей теме,  вполне возможно их органичное включение в самые раз­нообразные темы школьной программы.

                Учебно-методических разработок,  которые бы непосредственно каса­лись освещения музыки импрессионистов в практике преподавания в  школе практически нет.  Нам удалось познакомиться только с одной работой по­добного рода - методическим пособием Е.Е.Абрагиной "Музыка К.Дебюсси в художественном постижении мира школьниками"(1).

                Описанной ситуацией объясняется выбор темы нашей дипломной  рабо­ты: "Детская фортепианная музыка К.Дебюсси и М.Равеля в практике музы­кального образования".


                 _Цель . настоящей  дипломной  работы состоит в том,  чтобы используя музыку К.Дебюсси и М.Равеля в опытной работе по музыкальному  воспита-

нию детей,  показать целесообразность ее введения в школьную программу

в большом обьеме.

                 _Объект . исследования  -  ученики  6-7 классов школы N 7 г.Перми (с углубленным изучением иностранных языков).

                 _Предмет . исследования - музыка К.Дебюсси и М.Равеля (в особенности их детские фортепианные произведения).

                 _Задачи . исследования:

1. Характеристика местоположения импрессионизма в системе  музыкальных историко-художественных стилей.

2. Выявление сущности течения "импрессионизм" и особенностей  воплоще-

ния его эстетики в музыке (на примере творчества К.Дебюсси и М.Равеля).

3. Рассмотрение детских фортепианных циклов К.Дебюсси  ("Детский  уго­лок") и М.Равеля ("Моя матушка гусыня").

4. Анализ и обобщение известных на сегодня программ по музыке для  об­щеобразовательной школы и методической литературы, посвященной зна­комству школьников с сочинениями импрессионистов.

5. Проверка  путем  опытной работы своих теоритических предположений о необходимости расширения круга произведений К.Дебюсси  и  М.Равеля, изучаемых в  условиях  программ  по  музыке для общеобразовательных школ.

                 _Методы . исследования: поиск, анализ и обопщение литературы по дан­ному вопросу: музыкально-теоритический анализ произведений композито­ров-импрессионистов,: опытная работа, включающая в себя анкетирование, музыкальную викторину.

                Творчество К.Дебюсси и М.Равеля, в частности детские фортепианные произведения, обделены вниманием в школьных программах по музыке.  Ва­рианты знакомства  с сочинениями импрессионистов в каждой из 3-х прог­рамм, по которым работают школьные  учителя  музыки  (Н.А.Терентьевой, Ю.Б.Алиева, Д.Б.Кабалевского),  на наш взгляд, могли бы быть более уг­лубленными и результативными. Поэтому  _новизна . нашей работы заключается: 1) в  попытке пополнить небольшой на сегодня опыт преподавания импрес­сионизма в музыке,

2) в  показе  возможных вариантов включения этого материала в школьную программу.

                 _Практическая значимость . нашей работы состоит в том,  что выводы и результаты, которые мы надеемся получить,  будут способствовать  более активному обращению  к музыке К.Дебюсси и М.Равеля в условиях работы в общеобразовательной школе.

Те материалы и выводы,  к которым мы приходим могут оказаться по-

лезными для школьной практике преподавания.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»