Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Возможности использования детских фортепианных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 

фортепианных сочинений для детей:"Детс­кий уголок"  К.Дебюсси и "Моя матушка-гусыня" М.Равеля,поскольку в них музыкальный язык достаточно упрощен.И даже один из авторов  (М.Равель) говорил, что "намерение воспризвести в этих пьесах поэзию детства при­вело ... к упрощению моего стиля и очищению моего почерка".(цит.по 21,

с.84).Хотя мы  не исключаем возможности использования других сочинений этих композиторов (как целиком,так и в  виде  фрагментов).Предлагаемый материал может  служить пособием для учителя музыки,желающего познако­мить учеников с детскими фортепианными сочинениями импрессионистов.

                                В 1908 году К.Дебюсси написал цикл из 6 пьес для  фортепиано под названием  "Детский уголок".Это произведение он посвятил своей го­рячо любимой дочери Эмме :"моей дорогой маленькой Шушу с нежными изви­нениями отца за то, что последует".Все пьесы "Доктор Gradus ad Parnas­sum","Колыбельная Джимбо","Серенада  кукле","Снег  танцует","Маленький пастух","Кукольный кэк-уок" - это небольшие зарисовки,  в которых ком­позитор мастерски создал образы и картины детства.

             В "Детском  уголке" К.Дебюсси обратился к форме сюиты,возрожденной композиторами-романтиками.Новая "романтическая" сюита существенно  от­личалась от  старинной  своим  содержанием и композиционными чертами.В сочинении композитора-импрессиониста находим такие ее принципы,как:

а) стремление к конкретности музыкальных образов,к программности,кото­рое проявляется у К.Дебюсси в названии не только цикла,но и каждой ми­ниатюры;

б) свободное тональное сопоставление частей:все пьесы написаны в  раз­ных тональнастях(C dur, B dur, E dur, d moll, A dur, Es dur),с явным преобладанием мажорного лада.Сочетание мажорных тональностей  с  ожив­ленными темпами  не  случайно - оно явно отражает жизнерадостность,лю­бознательнось,подвижность,свойственные поведению детей.С этим  связано и достаточно жанровое разнообразие пьес (среди них есть жанровые сцен­ки-"Серенада кукле","Кукольный кэк-уок","Колыбельная  Джимбо";портрет­ные зарисовки-"Маленький  пастух";волшебный пейзаж,  рожденный детской фантазией-"Снег танцует").

                Одной из  характерных черт сочинения стала его юмористическая ок­раска.Музыковед Н.Копчевский пишет,  что тонкий авторский "юмор заклю­чен уже  в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутли­вое обращение отца к ребенку,  который воспитывается под  руководством английской "мисс""(15,с.171).Юмористическое настроение создает пароди­рование этюдов М.Клементи (сборник "Gradus ad Parnassum"-"Путь к  Пар­насу") и известной музыки Р.Вагнера ("Тристан и Изольда").Переосмысле­ние тем и музыкальных образов этих сочинений ярко проявилось в  первой и последней пьесах цикла.

                Фортепианная сюита К.Дебюсси "Детский уголок" - призведение,в ко­тором воплощен  наивный  и  мудрый,  сказочный и реальный,  забавный и грустный, а целом чудесный и добрый мир детства.И хотя сочинение  было создано в начале века,  главные герои сюиты - кукла,  игрушечный слон, пастушок - любимы, близки и понятны современным детям.

                                      Первая пьеса цикла называется "Доктор  Gradus  ad  Parnas­sum". Ее  заглавие связано со знаменитым циклом этюдов М.Клементи.Сис­тематические упражнения в технике  игры  на  фортепиано,  предлагаемые М.Клементи в виде этюдов - один из путей, постепенно приближающих юно­го пианиста к вершинам исполнительского мастерства.Сочинение же  К.Де­бюсси "Доктор  Gradus ad Parnassum" охарактеризована самим автором как "род гигиенической и прогрессивной гимнастики,  следовательно подобает играть эту пьесу каждое утро натощак,  начиная умеренно,  чтобы закон­чить оживленно"(цит.по 17,с.68).В  словах  композитора  звучит  тонкая ирония в адрес всевозможных технических упражнений.Ее подчеркивают ав­торская ремарка "ровно и без  сухости",мягкость  фигураций,  созвучия, насыщенные секундовыми сочетаниями.Фактура основана на ровном и непре­рывном движении шестнадцатых, прекращающемся ненадолго - в центральном эпизоде, где композитор изображает рассеянность ученика:

                                                                                ПРИМЕР N 9.

                Живому непосредственному развитию художественного образа способс­твует отказ  композитора  от  схемаичных,  квадратных структур,  столь свойственных этюду. Иронизируя таким образом над инструктивным жанром, Дебюсси одновременно значительно опоэтизировал его.

                "Колыбельная Джимбо" (так звали игрушечного слона Шушу) рождает в нашем представлении образ неуклюжего,  немного тяжеловесного существа, вызывающего однако,  самые добрые чувства. Жанр колыбельной как нельзя лучше помогает  показать образ с легким оттенком юмора.  Ведь звучание колыбельной чаще всего ассоциируется с чем то маленьким, беззащитным и нежным. У  Дебюсси же этот жанр характеризует пусть и игрушечного,  но всетаки слона.  Отсюда - и нетипичное для колыбельной использование на протяжении всей  пьессы  низкого регистра,  и нетрадиционный для колы­бельной аккомпанемент в виде чередующихся больших  секунд.  Тяжеловес­ная, несколько  угловатая мелодия колыбельной построена по звукам пен­татонического звукоряда,  что придает музыке некоторый восточный коло­рит:

ПРИМЕР  N 10

                Основным,"строительным" материалом пьесы являются секунды,  кото­рые то "колышутся", то "топчутся" на месте, образуя вместе с сопровож­дением целотоновое звучание. Использование столь необычных выразитель­ных средств  -  одно  из  проявлении связей Дебюсси с русской музыкой. Вчастности, можно провести аналогию с  романсом  А.П.Бородина  "Спящая княжна", в  котором  композитор широко применил целотоновые последова­ния, мерцающие секунды в сопровождении и пентатоническое строение  ме­лодии.

                Развитие материала  в  "Колыбельной  Джимбо"  осуществляется   по сквозному принципу:  каждое новое мелодическое образование подготавли­вается предшествующим и появляется незаметно. В целом эта пьеса богата тонкими оттенками  настроения,  очень  живописна по колориту и пленяет удивительно мастерским использованием скромной  палитры  выразительных средств.

                Очень изящна и грациозна третья часть сюиты -  "Серенада  кукле". На ее жанровую принадлежность указывает уже само название. Как извест­но, серенада приветственная или любовная песня,  исполняемая под окном возлюбленой. Главные признаки жанра - плавная, выразительная мелодия и аккомпонимент, подражающии звучанию гитары или мандолины.

                В "Детском уголке" героиней серенады,  Дебюсси сделал куклу, поэ­тому перечисленные жанровые признаки заключают в себе  нечто  игрушеч­ное. Уже первая авторская ремарка,  предписывающая исполнять всю пьесу на левой педали подчеркивает  прозрачность  и  некоторую  иллюзорность звучания музыки. Весь комплекс музыкально-выразительных средств харак-


теризует "кукольное" звучание серенады:  облегченная фактура, забавная "прыгающая" мелодия,  построенная на широких интервалах и предворяемая форшлагом, своеобразная гармония, в которой выделяется звучание пустых кварт и квинт, внезапные динамические контрасты, резкие смены главного и отрывистого движения:

ПРИМЕР  N 11.

                В "Серенаде кукле" особенно наглядно проявилось умение композито­ра выводить  один мотив из другого,  благодаря чему

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»