Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Возможности использования детских фортепианных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 

                 _Гипотеза .. Представление  о  стиле  музыкального  импрессионизма у школьников средних классов формируется лишь  в  процессе  постепенного приобщения учеников к этому искусству. Первая ступень в его постижении


- знакомство с фортепианными сочинениями К.Дебюсси и М.Равеля для  де­тей. Оно  составляет  некую основу для подключения в дальнейшей работе более сложных оркестровых произведений этих композиторов.

Глава 1. Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке.

1. ИМПРЕССИОНИЗМ И ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ.

 _Стиль . - одна из важнейших категорий искусствознания. В совокупнос­ти с  понятием художественного метода она выражает единство содержания


и формы в искусстве, единство их созидания.

                 _Смысл понятия стиль  . многозначен и подвижен.  Еще И.В.Гёте писал, что само слово "стиль" относится к тем,  которыми хотя уже давно поль­зуются и  они  и  они как будто определены теоритическими сочинениями, всякий употребляет их в особом смысле,  смотря по тому,  насколько  он постиг смысл, выраженный в слове. Таким образом Гёте подметил, что по­нятию стиля свойственны разнообразные,  многочисленные оттенки  значе­ния. Они характеризуют его и в наши дни, что связано со многими причи­нами: отчасти с недостаточно четким отграничением стиля от  смежных  с


ним категорий (таких,  как художественный метод и жанр),  отчасти - со специфическими особенностями каждого из видов  искусства.  Например,  в литературоведении термин "стиль" относится обычно к творчеству отдель­ных писателей.  В архитектуре понятие стиля используют только примени­тельно к  определенной  эпохе того или иного исторического периода.  В эстетике понятие стиля отличается  более  обопщенным  характером.  Оно указывает на  единство,  органичную  взаимосвязь выразительных средств произведения искусства,  диалектическое соотношение традиционного и на­ваторского в индивидуальном языке автора.

                История  _понятия стиля в музыке . начинается приблизительно с  XVIII века. Его  толкования содержатся в первых музыкально-терминологических словарях. Так   по   определению   Ж.-Ж.Руссо    ("Музыкальный    сло­варь",1768г.), стиль  есть  "отличительный характер композиции или ис­полнения", причем "этот характер значительно изменяется в  зависимости


от страны,  национального вкуса,  одаренности авторов в соответствии с содержанием, местом, временем, темой и т.д." (цит. по 23, 25). Это од­но из ранних определений стиля отмечено неоднозначностью, которая сох­раняется и в гораздо более поздних характеристиках музыкального стиля. Так, Б.В.Асафьев в "Путеводителе по концертам" расшифровывает значение термина стиль как "свойства или основные черты, по которым можно отли-

чить сочинения  одного  исторического  периода  от  другого" (цит.  по 23, с.29).  Более расширенная формулировка содержится в другой  работе Б.В.Асафьева - "Народные основы стиля русской оперы" :  "стиль я мыслю не только как некоторое постоянство средств  выражения  и  технической манеры, но  и как постоянство "музыкально-интонационного почерка" эпо­хи, народа и лично авторского, что и обуславливает характерные, повто­ряющиеся черты  музыки,  как живого языка,  на основании которого мы и восклицаем при восприятии:  "Вот Глинка, вот Чайковский и т.д.(цит. по 23, 29)

                Несколько иной подход к пониманию стиля  в  музыке,  связанной  с проблемами анализа  находим у Х.С.Кушнарева (1930-е годы).  Он считал, что с одной стороны, стиль - это "единство закономерностей соотношения обьекта и  субьекта,  общего и частного,  логического и чувственного ­словом закономерностей всех сторон и моментов формы и  содержания".  С другой стороны, Х.С.Кушнарев определил его как "исторически сложившую­ся, определенную для данного класса, на данном этапе его развития, за­кономерность воспроизведения  действительности в музыке" (цит.  по 23, 39). В этом высказывании очень существенно понимание стиля, как систе­мы элементов,  подготавливающее современную трактовку категории стиля. Интересно толкование понятия стиля  в  музыке  принадлежащее  польской исследовательнице С.Лобачевской. Под музыкальным стилем автор подразу­мевает "крупные течения в истории музыкальной  культуры,  определяемые эпохой (исторический стиль),  средой (стиль национальный),  творческой индивидуальностью (индивидуальный стиль)" (цит.  по 23,  с.41).  Здесь предпринята попытка  выделить стилевые системы и подсистемы,  которая, однако, не дает исчерпывающего представления о понятии.

                Толкование стиля  в музыкальной энциклопедии также достаточно об­щего плана:  "Стиль музыкальный - в  искусствоведении,  характеризующии систему средств  выразительности,  которая служит воплощением того или иного образного содержания" (26, с.282).

                В отечественной  музыкальной науке первым масштабным исследовани­ем, специально освещающим проблему стиля,  стала  книга  С.С.Скребкова "Художественные принципы музыкальных стилей". В этой работе автор дает следующее определение стиля: "Стиль в музыке, как и в других видах ис­кусств,- это высшии вид художественного единства. И это единство в виде тончайших видов родства так или иначе пронизывает все стороны произве­дении. В музыке оно сказывается и в тематизме,  и в музыкальном языке, и в формообразовании.  Проявляется оно в образном строе произведении в целом, в творческих традициях композитора,  в его отношении к жизни, к слушателям, к исполнителям" (29, с.10).

                Другим крупным  специальным  трудом  о музыкальном стиле является монография М.К.Михайлова "стиль в музыке".  Отталкиваясь  от  трактовки категории стиля   С.С.Скребковым  М.К.Михайлов  определяет  стиль  как "единство органически взаимосвязанных взаимодействующих элементов, об­разующее в  савокупности  целостную,  относительно устойчивую систему" (23, с.56).  В этой работе автор обращается к истории понятия стиля  в музыке. Он рассматривает его начиная с античных времен,  где стиль со­относился сперва с областью словесного искусства,  затем с архитектурой и лишь  потом с музыкой,  а точнее с музыкально-поэтическим искусством. Далее М.К.Михайлов прослеживает длительную  эволюцию  в  ходе  которой взгляд на понятие менялся: в эпоху Возрождения под стилем подразумева­лась индивидуальная манера автора, в эпоху барокко - жанр, в XVII веке - эмоциональное содержание музыки и т.д.  В книге "Стиль в музыке" по­нятие стиля рассмотрено во взаимодействии с различными категориями эс­тетики и музыкознания (такими как музыкальное мышление, художественный метод, диалектика взаимоотношения содержания и формы, общего и единич­ного, объективного и субъективного).

                М.К.Михайлов выделяет системы и подсистемы в понятии стиля: стиль эпохи - высшая ступень обопщения в музыкальной среде, низшая - индиви­дуальный стиль или манера.  Между этими "полюсами" располагается поня­тие направления (особое место занимает категория национального стиля). Более подробно иерархия внутри понятия стиля,  предлагаемая М.К.Михай­ловым, выглядит следующим образом.

                Обозначая индивидуальные особенности композиторского письма,  по-


нятие стиля приближается к понятию  _творческого почерка, манеры .. Напри­мер, говорят о стиле Скрябина, Стиле Моцарта, стиле Шопена).

                Иногда в  рамках  индивидуального  стиля различают  _стиль того или  _иного периода композиторской  деятельности 

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»