Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Возможности использования детских фортепианных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 

деятельности . (например,  в  творчестве Бетховена выделяют ранний,  зрелый и поздний стили).  В истории музыки часто отмечают общие особенности письма у разных композиторов, объеди­ненных определенной эстетико-художественной платформой. В таких случа-

ях речь идет о  _стилях композиторских школ . (например, о школе французс­ких клавесинистов, Венской классической школе, школе В.д,Энди и т.д.).

Понятие стиля характеризует также особенности творчества компози-

торов одной страны.  В этом случае оно классифицируется как _ националь­ _ный стиль . (например, русский стиль, австро-немецкий стиль и т.д.).

                В музыкознании существует также понятие  _стиль жанра ., которое зак­лючает в себе характерные качества произведений, входящих в какую либо жанровую группу (например,  в джазовом стиле, в народно-бытовом стиле,

в стиле романса).

Наиболее сложной  проблемой  является  толкование термина "стиль"

как исторической категории ( _стиль эпохи .).  "Эпохальный стиль" обопщает значительный круг  музыкально-художественных  явлений в пределах более

или менее длительного исторического отрезка времени.  Последовательная смена историко-художественных  стилей в развитии большинства видов ис­куств происходила следующим образом:

                - стиль барокко (конец XVI - середина XVIII вв.)

                - стиль классицизма (XVII - XVIII вв.)

                - стиль романтизма (XIX в.)

                В теории музыкального стиля выделяют также  _стиль направления .. По­нятие стиль направления отмечает существование стилевой общности у ря-


да композиторов, обнаруживающих единство музыкально-эстетических прин­ципов и  в основном соответствует понятию направления в литературе и в других искусствах.  Стиль направления подчинен стилевой  системе  более высокого уровня эпохиально-исторической.  Он может объединять различные по широте охвата явления,  что зависит от его исторически-художествен­ной значимости.  Ею определяется продолжительность периода существова­ния и степень распространения стиля направления за пределы области его возникновения.

                В качестве примера сочетания перечисленных факторов можно указать на Н-м.  Представляя  собой  в широкой исторической перспективе по су­ществу поздний этап эволюции романтизма, он вместе с тем выступает как своего рода эпохиальная стилевая система связанная с именем К.Дебюсси, фактически создавшим ее в музыке,  названная стилевая система вышла за пределы Франции.  Безоговорочному  признанию данного стиля эпохиальным препятствует временная ограниченность его существования -  всего  при­мерно три с половиной десятилетия.  Однако скорость и широта распрост­ранения этого стилевого направления на протяжении краткого периода как бы поднимает  его  до  уровня эпохального стиля.  Достаточно напомнить различные национальные варианты музыкального импрессионизма  в  России (А.Скрябин, С.Прокофьев,  И.Стравинский),  Италии (О.Респиги), Испании (М.Фалья), Польша (К.Шимановский),  Англии (С.Скотт, Г.Холст), Венгрии (Б.Барток). Жизнеспособность импрессионистских тенденций и связанной с ним стилистики сохраняется еще и в более позднее время на родине  имп­рессионизма (О.Мессиан)  и за ее пределами (А.Хачатурян).  Стиль этого направления существенно обогатил  средства  европейского  музыкального

искусства, составивший видный этап его эволюции. Особенно это сказалось в гармонии, фактуре,  использовании богатства инструментальных  тембров,в расширении понятия тематизма,  в обогащении принципов и формообразова­ния.

                Понятие стиля очень сложное и многозначное.  До сих пор искусство­веды не пришли к единой трактовке этого понятия.

                Теория музыкального  стиля  наиболее  полно освещена в монографии М.Н.Михайлова "Стиль в музыке".  Он выстраивает внутри  понятия  стиля такую иерархию:  от творческого почерка, манеры, через стиль направле­ния к эпохиальному стилю - самой широкой по масштабу категории.

Музыкальный импрессионизм  в  системе  историческо-художественных

стилей занимает промежуточное положение по отношению к стилю  эпохи  и


художественному направлению.

                              2. ИМПРЕССИОНИЗМ. СУТЬ ПОНЯТИЯ.

                 _Течение импрессионизма . возникло в 70-х годах XIX в.  его породила общественно-историческая обстановка,  сложившаяся во Франции вслед  за поражением Комунны и установлением буржуазной республики.


                Первоначально импрессионизм представляла группа художников: К.Мо­не, К.Писсаро,  Э.Дего,  А.Сислей, О.Ренуар и др. Эти мастера работали независимо друг от друга,  но встречаясь время от времени они пришли к общности творческих идей, и к сходству средств служащих их воплощению. В результате между 1874 и 1886 годами было организовано  8  совместных выставок, познакомивших  любителей и знатоков живописи с новым искусс­твом - искусством импрессионистов.

                Эстетика и  техника письма названных художников возникла на эмпи­рической основе.  Выход из мастерской на открытый воздух и  наблюдение за действием солнечного света в природе навели их на мысль, что верное воспроизведение действительности художником может основываться  только

на представлении того,  что он в ней _ видит .,  а не то, что о ней знает. Иначе говоря, живописец должен уловить и передать в произведении облик природы, возникающий  только на основе впечатления,  в его чувственных наблюдениях. Поскольку окружающая действительность предстает перед ним


в новом  ощущении (взависимости от погоды и времени суток),  поскольку "схваченная" художником - лишь документ  минуты.  Суть  этой  эстетики очень метко выразил Э.Мане: "Не создается пейзаж, морина, лицо: созда­ется впечатление от времени дня, пейзажа, морины, лица".

                На новую  технику  живописи  навела импрессионистов игра света на воде. Из наблюдаемого ими разложения и соединения красок  на  дрожащей поверхности воды родилась идея класть на полотно краски одну к другой, не смешанными предварительно на палитре и  только  тех  цветов,  какие имеются в солнечном спектре.  На полотне пятнышки этих красок,  должны вызвать у зрителя впечатление вибрации,  скрадывающей всякую  четкость контуров изображаемых  предметов,  представляющей их в форме наброска. Всвязи с этим линии рисунка потеряли ведущее значение и на первый план выступила чувственная прелесть краски.  Потому картины импрессионистов стали своего рода "поэмами света" в его многообразных  проявлениях  от ярко, заливающего  все  полотно сияния,  до ярких радужных бликов,  от тонких трепетных мерцаний до легкой жемчужной дымки, окутывающей пред­меты.

                Основной темой их творчества стала Франция - ее  природа,  быт  и люди: рыбацкие поселки и шумные парижские улицы, мост в Море и собор в Руане, крестьяне и балерины, прачки и рыбаки.

                Настоящим откровением  в  полотнах  художников  - импрессионистов явился пейзаж.  Их наваторские устремления раскрылись  здесь  во  всем своем разнообразии  оттенков  и ньюансов.  На картинах импрессионистов появились подлинные живые краски природы, ощущение прозрачности возду­ха и тончайшая игра светотеней.

                Встреченные вначале враждебно и скептически публикой, частью кри­тики, художники постепенно завоевали признание. Слово "импрессионисты" (от названия картины К.Моне "Впечатление.Восход солнца", по французски impression - впечатление),  данное в насмешку недоброжелателями

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»