Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Возможности использования детских фортепианных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 

недоброжелателями, стало общераспространенным термином, утратив иронический оттенок.

Родственное живописному  импрессионизму  многообразием  тончайших

ньюансов передаваемых чувств и настроении изысканностью манеры их  вы­

ражений во  французской  поэзии конца 19 века рождается  _течение симво­ _лизма .. Его  яркими  представителями  становятся:  Ш.Бодлер,  П.Верлен, С.Малларме, А.Рембо. Сонет Ш.Бодлера "Соответствие" является евангели-


ем новой поэтики:

Природа - некий храм,где от живых колонн Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме, И взглядом родственным глядит на смертных он.

Нерасторжимые, сроднясь как тень и свет, Глубокий, темный смысл обредшие в слияньи,


Подобно голосам на дальнем расстояньи, Перекликаются звук, запах, форма цвета.

Есть запах чистоты. Он зелен точно сад,

Как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен. Другие - царственны, в них роскошь и разврат,

Для них границы нет,их зыбкий мир безбрежен, Так мускус и бензой, так нард и фимиам


                Восторг ума и чувств дают изведать нам.

                Поэзия символистов  в основном еще строится по законам классичес­кой поэтики:  логическое развитие мысли или образа от начала к  концу, достаточно четкая рифма и глубокие цезуры. Но в этот классический "кор­сет" одеты небывалые дотоле темы и образы, неслыханные метафоры и бес­конечно расширенная лексика.

                Отдельные элементы,  неотъемлимы от понятия символизма,  появились во французской поэзии очень давно,  но их синтез и идентификация худо­жественного произведения с символом произошли именно в конце 19, нача­ле 20 вв. Символ у символистов - это "вектор смысла", указывающий нап­равление, в котором должны  устремляться  мысли  и  чувства:  "Назвать предмет -  значит на 3/4 уничтожить наслаждение от степенного угадыва­ния: внушить образ - вот мечта..." (С.Малларме).

                Интереснейшим моментом является в символизме тесное соприкоснове­ние поэзии с музыкой, которая способна передать удивительное богатство оттенков чувств,  смысла, красок. Не случайно характерной чертой эсте­тики символистов является "омузыкаливание" в  стихах.  "Яркий"  пример этого нходим  в  стихотворении П.Верлена "Искусство поэзии".  Приводим его отрывок:

                "Сначала музыку! Певучий

                   Придай размер стихам твоим,

                   Чтоб невесом, неуловим,

                   Дышал воздушный строй созвучий.

                   Строфу напрасно не чекань,

                   Пленяй небрежностью счастливой,

                   Стирая в песне прихотливой


                   Меж ясным и неясным грань.

                   Ищи оттенок не цвета,

                   Есть полутон и в тоне строгом

                   В полутонах, как флейта с рогом,

                   С мечтой сближается мечта.

                   Так музыку - всегда, везде!

                   Пусть будет стих твой окрыленным,

                   Как бы гонцом души влюбленной

                   К другой любви, к другой звезде."

                В обстановке непрекращающейся борьбы между традиционными и новыми направлениями в живописи и поэзии складывается  _музыкальный  импрессио­ _низм .. Основоположником  этого направления стал К.Дебюсси,  который ут­верждал, что именно красота природы способна возбудить  художественную фантазию композитора. Потребность передать в звуках состояние природы,


ее образы вызывает поиски Дебюсси новых красок, новых, свежих, вырази­тельных средств.

                Кроме картин  природы,  композиторы-импрессионисты  вдохновлялись сюжетами античной мифологии,  сказочностью,  фантастическими образами, средневековыми легендами,  экзотикой Востока.  Именно с этой  стороной импрессионизма смыкались  поиски  ярко национального языка не только у французских авторов (М.Равелля, О.Мессиана), но и у М.Фальи (Испания), К.Шимановского (Польша), Дж.Энеску (Румыния), О.Респиги (Италия).

Тонкими нитями музыкальный импрессионизм связан с французским по-

этическим символизмом и живописным импрессионизмом.  Если влияние сим­волистской поэзии обнаруживается преимущественно в ранних произведени­ях Дебюсси  и  Равеля,  то влияние живописного импрессионизма на твор-

чество Дебюсси и в меньшей степени на Равелля,  оказалось шире и  пло­дотворнее. В  творчестве художников и композиторов-импрессионистов об­наруживается родственная тематика:  колоритные жанровые сценки,  порт­ретные зарисовки, но исключительное место занимает пейзаж.

                Есть общие черты и в художественном методе  живописного  и  музы­кального импрессионизма - стремление к передаче первого непосредствен­ного впечатления от явления. Отсюда тяготение импрессионистов не к мо­нументальным, а к миниатюрным формам.  Образы произведений зыбки и за­вуалированы, полны намеков,  символики,  художественных ассоциаций. Их главная задача  -  возбудить фантазию слушателя,  направить ее в русло определенных впечатлений,  настроений.  Именно переходы этих состояний (одного - в другое, другого в третье и т.д.) определяют основную логи­ку развития.

                Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств выразительности.  Поиски Дебюсси и Равеля, так же как и худож­ников-импрессионистов, были направлены на расширение круга выразитель­ных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую оче­редь на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музы­ки. Эти поиски коснулись лада и гармонии, мелодии и метроритма, факту­ры и инструментовки.

                Значение мелодии,  как основного выразительного элемента  музыки, ослабляется, в  то же время возрастает роль ладагармонического языка и оркестровой палитры,всилу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористического начал.

                Частое обращение Дебюсси и Равеля к старинным народным  ладам,  а так же к целотонному звукоряду в сочетании с натуральным мажором и ми­нором аналогично колоссальному обогащению  цветовой  палитры  художни­ков-импрессионистов: длительное  "балансирование" между двумя отдален­ными тональностями без явного предпочтения одной из них несколько  на­поминает тонкую игру светотеней на полотне: сопоставление несколькото­нических трезвучий или их обращений в отдаленных тональностях произво­дит впечатление, аналогичное мелким мазкам "чистых" красок расположен­ных рядом на холсте и образующих неожиданно новое цветовое сочетание.

Музыкальный язык К.Дебюсси и М.Равеля богат неразрешенными аккор-

довыми задержаниями, нонаккордами, ундецимаккордами. Альтерированные и квартовые созвучия не разрешаются, а причудливо сменяются, как элемен­ты звукового колорита.

                Особую свежесть музыке композиторов-импрессионистов придало прет­ворение ладовых и ритмических элементов,  заимствованных из  фольклера народов Востока,  Испании, Америки. В частности на Дебюсси особое впе­чатление произвела музыка, которую исполнял индонезийский оркестр "га­мелан": пентатонический звукоряд,  свободное голосоведение,  необычные гармонии, своеобразная тембровая  окраска.  Отдельные  элементы  этого своеобразного искусства Дебюсси органично ввел в "Квартет", сюиту "Для фортепиано", в фортепианную пьесу "Пагоды".  В  последнем  случае 

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»