Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Возможности использования детских фортепианных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 

случае  они выступают в комплексе:  тема возникает на основе пентатонического зву­коряда, вырисовываясь на фоне оригинальнейших гармоний, в которых под­черкнуты секунды и кварты:

ПРИМЕР   N 1.

                Важно, что  восточная  музыка  раскрепостила мысль композитора от функциональности европейской гармонии и породила изумительный по  кра­сочности и новизне гармонический язык.

                Сильным увлечением Дебюсси и Равеля стала музыка Испании.  В про­изведениях Дебюсси "Вечер в Гренаде",  "Прерванная серенада",  "Ворота Альгамбры", "Маски", "Иберия" претворен не только неповторимо самобыт­ный музыкальный  язык  андалусийского фольклора,  но и его характерный дух. После создания пьессы "Вечер в Гренаде",  Дебюсси  стал  истинным родоначальником новой испанской школы,  неразрывно связанной с импрес­сионистическим стилем.

                Для Равеля Испания, ее культура были может быть еще более привле­кательными, чем для Дебюсси.  "Испанский час",  "Испанская  ропсодия", "Балеро", "Песни  Дон-Кихота" - это далеко не полный перечень произве­дении пронизанных ритмами,  мелодиями  и  инструментальными  приемами, свойственными народной испанской музыке.  В "Испанской рапсодии" впер­вые в полной мере сказалась близость Равеля  к  испанскому  фольклору.

Она проявилась  не только в использовании подменной народной мелодии в IV части, но и в органичном претворении типичных особенностей народно­го музыкального искусства целого ряда областей Испании в сфере мелоди­ки, метроритма,  лада и гармонии, в имитировании звучания народных ис­панских инструментов:

ПРИМЕР  N 2.

                Народно-танцевальные элементы  Равель  органично претворил в "Ци­ганской рапсодии" для скрипки с оркестром.  Они наложили отпечаток как на "огненную"  ритмику  произведения,  так и на его гармонический язык (например, на сопоставлении минора и мажора).

                Искания позднего  периода  творчества  Дебюсси отмечены интересом композитора к джазу.  В "Кэк-уоке" из "Детского уголка" и фортепианной прелюдии "Менестрели"  - Дебюсси претворил его самые характерные приз­наки: блюзовые интонации,  синкопированный "качающийся" ритм, гармонии банджо (параллельные септаккорды), пентатоническая мелодика и типичные африканские гармонии, построенные на пустых квинтах и секундах.

                В отличие от ряда более поздних направлении (экприссионизм, конс­труктивизм, урабанизм и др.) искусство импрессионистов  воспевает  мир естественных человеческих переписываний (иногда драматических), но ча­ще передает радостное ощущение жизни. Большинство художественных и му­зыкальных импрессионистических  произведений  как  бы заново открывают перед слушателями прекрасный поэтичный мир природы,  нарисованный тон­кими,чарующими и пленительными красками.

3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.

                Наиболее яркими представителями импрессионизма в  музыке  принято считать К.Дебюсси  и М.Равеля.  Хотя пути обоих композиторов пересека­лись, они во многом оставались непохожими друг на друга.  Дебюсси  был почти на  30  лет  старше  Равеля и на композиторском поприще выступил значительно раньше, но дарование его, проидя долгии путь формирования, полностью раскрылось лишь в середине 90-х годов. В это время появились такие произведения,  как "Послеполуденный отдых фавна",  квартет и др. Творческая личность  Равеля  сформировалась значительно раньше,  когда композитору было всего 20 лет. Его фортепианная "Хабанера", написанная в середине  90-х годов уже вполне характеризует будущего автора "Бале­ро". В дальнейшем деятельность Дебюсси и Равеля развивалась в  течение двух десятков лет параллельно и была отмечена сходными явлениями в об­ласти композиторских стилей.

                Композиторские почерки Дебюсси и Равеля сближает изысканность му­зыкального языка,  безукоризненный вкус и тот особый аристократизм ду­ха, которым проникнуты творения многих французских музыкантов.

                Равель высоко ценил музыку Дебюсси.  Он  выражал  восхищение  его фортепианными пьесами,  играл их публично, был в восторге от "Фавна" и "Иберии", о которых писал в одной из своих статей,  что был "тронут до слез этой струящейся "Иберией", ее ароматами ночи, так глубоко волную­щими".(цит. по 21, с.95) Музыка Дебюсси открыла Равелю целый мир бога­тейших художественных возможностей:  исключительную образность, ежеми­нутно возникающие зыбкие  неуловимые  ощущения,  прихотливо  сменяющие друг друга, игру красок, живописность музыкальной фактуры.

                Равель многое заимствовал из арсенала творческих находок Дебюсси. Эти заимствования нетрудно найти в гармоническом языке молодого Равеля - например чувственную роскошь мягко дисанирующих аккордов в  "Шахере­заде", обилие  нонаккордовых  созвучий  в "Игре воды",  а также частое частое обращение композитора к старинным ладам,  диатоническим и нату­ральным звукорядам.  Тяготение Равеля к импрессионизму не ограничилось комплексом новейших технических средств - эстетика  импрессионизма,  с ее культом впечатления-ощущения и преднамеренной фиксацией единичного, стала на определенное время эстетикой самого Равеля ("Отражения", "Иг­ра воды", "Призраки ночи").

                Музыка Дебюсси и Равеля тесно связана (хотя это не всегда заметно внешне) с национальными традициями французского искусства ("Бергамасс­кая сюита" Дебюсси,  сонатина для фортепиано "Гробница Куперена" Раве­ля). Творчество  обоих композиторов испытало интереснейшее влияние ис­панского фольклора,  который стал живительным источником,  обогативший образный строй, мелодику и ладогармонический язык их сочинений.

                Оба композитора страстно приветствовали  все  новое  в  искустве, резко противопоставляя  в  своей  музыке решительное обновление форм и методов творчества закостенелому академизму.

                Однако, будучи представителями одного направления французской му­зыки, Дебюсси и Равель выступили каждый со своей индивидуальной  пози­ции. Дебюсси  утверждал своим искусством идеалы,  часто расходящиеся с традициями классики,  он впервые на языке музыки заговорил о таких ве­щах, о которых до него никто не говорил, причем сделал это так, как до него  никто не делал.  Равель, наоборот, более  тяготел  к  традициям XVIII-XIX веков,  не  порывал с ними.  При этом следует заметить,  что традиция наполняется у Равеля современным содержанием.

                Дебюсси почти не говорит о чувствах. Он "поэт ощущений"(33 с.19). Равель, напротив предпочитает настоящие человеческие чувства - яркие и страстные: Трио, "Балеро", концерт ре мажор для фортепиано с оркестром - достаточно убедительные тому примеры.

                Дебюсси, как истинный импрессионист, передавал в своей музыке по­этические впечатления от действительности с неизбежным привкусом субъ­ективизма, Равель же предпочитает логическую переработку уже существу­ющих музыкальных жанров (народная песня,  народный танец, вальсы эпохи Штрауса) и,  следовательно  выступает как более объективный и вместе с тем менее непосредственный художник"(3 с.35).  В  данном  высказывании верно подмечено коренное различие стилей и индивидуальностей,  опреде­ляющее сомобытность искусства двух мастеров.  Оно проявляется в  целом ряде компонентов  их  музыкального  языка.  Так,достаточно  отличается трактовка композиторами музыкальной формы. У Дебюсси логика ее выстра­ивается скорее  не  по принципу

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»