Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Возможности использования детских фортепианных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 

импрессионистов.

Музыкальный материал,  предложенный Н.А.Терентьевой вполне досту-

пен детям  младшего школьного возраста.  Но,  на наш взгляд,  не стоит сравнивать музыку Дж.Россини (Увертюра к опере  "Вильгельм  Телль")  и М.Равеля ("Восход  солнца"),  творивших в разные исторические периоды.

Для детей  _младшего . школьного возраста такое  сравнение  очень  сложная задача. Следует  отметить  то,  что  картина просыпающегося леса в ув.


Дж.Россини - лишь фон,  на котором  разворачиваются  сюжетные  события оперы, а у Равеля она - самоценный эпизод балета,  где красочный музы­кальный язык составляет саму суть музыки. Более удачным на наш взгляд, будет сравнение эпизода "Восхода солнца" М.Равеля с "Утром" Э.Грига из сюиты "Пер Гюнт".

                Автор программы на своих уроках широко использует принцип целост­ности, т.к.  для детей младшего школьного возраста особенно характерно синкретическое восприятие мира. Для более полного понимания предложен­ной музыки, ученикам прослушать стихи, изобразить в красках настроения музыки, пластически проинтонировать ее. Но стихи, предложенные Н.А.Те­рентьевой, а точнее их эмоциональный строй, на наш взгляд не соответс­твует миру  чувств  той  музыки,  для  усиления восприятия которой они предназначены. Более удачным было бы  привлечение  образов  из  поэзии символистов.

                                                   Программа Музыка 1 - 8 классыпод ред.

Ю.Б.Алиева М.: Просвещение, 1993 г.

                Программа "Музыка" под редакцией Ю.Б.Алиева предусматривает нача­ло знакомства детей с музыкой импрессионистов уже  во  2-м  классе.  В контексте темы  года  "Выразительные возможности музыки" во II-ой чет­верти (тема "Музыка выразительная") автор предлагает в качестве  мате­риала для  слушания  фортепианную миниатюру К.Дебюсси "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", а в III-й четверти (тема "Кто исполняет музыку") - пьесу  для  флейты соло "Сиринкс" того же автора.  Достоточно раннее приобщение детей к музыке импрессионистов (в частности К.Дебюсси) выг­лядит вполне логичным в цвете центральной идеи Программы - постепенное постижение учениками характерных особенностей  историко-художественных направлений в музыке (в том числе импрессионизма).  Но как нам кажется предложенная музыка несколько сложна для детского восприятия  (в  осо­бенности это  касается пьесы для флейты соло "Сиринкс") и на начальном этапе знакомства с импрессионизмом целесообразнее  использовать  более доступные сочинения.  Таковыми вполне могли бы быть произведения К.Де­бюсси и М.Равеля, адресованные детской аудитории.

                Следующее соприкосновение  с  творчеством  К.Дебюсси возникает во II-ой четверти 3 класса.  Тема этой четверти - "Симфоническая  музыка. Симфонический оркестр,  группы  его  инструментов".  Для прослушивания вновь предлагается "Лунный свет" К.Дебюсси,  но уже в переложении  для арфы. И  здесь нам кажется удачным момент обращения к знакомой музыке, звучащей в другом исполнении.  Так же в рамках тематики II-ой четверти можно добавить  больше оркестровой музыки импрессионистов в виде фраг­ментов (например, "Облака" К.Дебюсси, "Балеро" М.Равеля и др.)

                В средних                    и   старших  классах  центральной  задачей  программы

Ю.Б.Алиева становится формирование у учащихся представлений о  различ­ных историко-художественных стилях. После рассмотрения в 5 классе сти­ля русской композиторской школы,  в 6 классе учащиеся приступают к ос­воению понятия музыкального стиля во всех его видах и проявлениях.

                В 7 классе учащиеся получают представление о таких стилевых  нап­равлениях в искусстве конца XIX - начало XXв.в.  (и соответственно му­зыкальных стилей),  как импрессионизм,  эксприссионизм, неоклассицизм. Среди тем I-ой четверти,  посвещенных этим направлениям встречаем тему "Импрессионизм в музыке". Она раскрывается на примерах следующих музы­кальных произведении:  для  слушания  - "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", прелюдии для фортепиано "Девушка с волосами цвета льна" и "Са­ды под дождем",  прелюдия "Послеполуденному отдыху Фавна",  К.Дебюсси: "Игра воды",  "Красавица и чудовище" и "Волшебный сад" из  сюиты  "Моя матушка гусыня",  "Болеро" М.Равеля. Для пения - "Песня дитя" из оперы "Дитя и волшебство" М.Равеля:  романсы "Чудный вечер", "Рождественская песня бездомных детей" К.Дебюсси.

                Круг произведений предложенных Ю.Б.Алиевым,  на наш взгляд доста­точно сложен  для  учеников  7  класса (особенно вокальные сочинения). Данный выбор музыкального  материала,  автор  программы  обуславливает важностью образовательной линии, т.к. в прямой зависимости от получен­ных знаний сказывается уровень художественного  вкуса  подростка,  его идеалы, убеждения,  эстетические потребности и творческие способности.


Хотелось бы отметить, что первоначально данная Программа была рассчита­на на 10 лет обучения по 2 (два) часа в неделю, затем тот же объем ма­териала был "уложен" в 8 лет по одному часу в неделю.  Следовательно к импрессионизму ребята  бы обращались в 9 - 10 классах,  и при занятиях музыкой 2 часа в неделю знакомство с кругом музыкальных  произведений, определенных Ю.Б.Алиевым,  было бы вполне продуктивным. Но ввиду огра­ниченного количества часов и сравнительно небольшого возраста учеников следовало бы несколько изменить выбор предлагаемых для изучения произ­ведении и выгодно дополнить его детской музыкой К.Дебюсси и  М.Равеля. Нам кажется,  что вокальные сочинения импрессионистов можно оставить в стороне, как и прелюдию к "Послеполуденому отдыху Фавна"  К.Дебюсси  и "Игру воды" М.Равеля, т.к. в этих произведениях музыкальный язык очень сложен, и ученикам будет трудно понять и принять его.

                Автор Программы  не  останавливается на методах подачи материала, целиком полагаясь на творческии подход учителем музыки.

                Следует отметить, что тема "О стилях в музыке" впервые вводится в школьную программу. И еще один положительный момент - привлечение про­мизведении К.Дебюсси  на  уроках  музыки в начальной школе,  что будет способствовать постепенному овладеванию основами столь  сложного  нап­равления как импрессионизм.

Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для обще образовательной школы. М.: Просвещение, 1983г.


                В  _Программе  по музыке . для общеобразовательных школ  _Д.Б.Кабалевс­ _кии . на произведениях импрессионистов специально не останавливается. Он включает их в качестве музыкальных примеров в темы общего характера.

                Так, в IV-ой четверти 4 класса (тема "Можем ли мы услышать  живо­пись?") в качестве музыки для слушания предлагается "Хабанера" из "Ис­панской рапсодии" М.Равеля. Д.Б. Кабалевскии делает акцент на слуховом анализе тембрового оформления основной.  Это вполне закономерно,  пос­кольку импрессионистам своиственно подчеркнутое внимание  к  тембровым краскам. Многие  произведения  К.Дебюсси и М.Равеля воспринимаются как живописные звуковые картины. В "Хабанере" автор Программы советует пе­дагогу обратить  внимание  ребят  на необычно мягкое,  нежное звучание трубы. Все дети знают трубу как воинственный,  боевой,  призывный инс­трумент и  открытие ими новых звуковых качеств хорошо известного музы­кального инструмента способствует

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»