Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Возможности использования детских фортепианных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 

способствует возрастанию интереса,  как к  тембру самого инструмента,  так  и к музыке,  которую он исполняет.  В данном случае не секрет,  что богатство возможностей разных инструментов  ор­кестра нередко "выпадает" из поля зрения детей, и знакомство с музыкой импрессионистов - чрезвычайно благодатный материал для восполнения по­добных потерь.

                Как произведение для слушанья используется один из  симфонических ноктюрнов К.Дебюсси - "Праздненства" (4 класс,  IV четверть). По мысли Д.Б.Кабалевского, музыка "Праздненств" должна "вызывать яркие зритель­ные образы - картины народного гуляния" (прогр.  К. с.37). Но в данном случае авторская программа К.Дебюсси,  от которой явно отталкивался  в постановке своей  педагогической задачи Д.Б.Кабалевскии,  не только не проясняя ситуацию содержания в музыке , а на оборот - усложняет ее. По словам композитора, "Праздненства" запечатлели воспоминания о народных ночных гуляниях в Булонском лесу в виде "ослепительных и  химерических видении" (цит. по 9, с.76). Нам думается судить о таких образах школь­никам чрезвычайно трудно.  Это касается и возникновения у них зритель­ных ассоциации ночного народного праздника во Франции,  для чего нужно быть осведомленными о культуре этой страны.  На наш взгляд неподготов­ленным слушателям,  какими  являются  ученики ...  класса,  достаточно сложно адекватно  воспринять  ярко-импрессионистическое  произведение. Для этого требуется богатый опыт общения с импрессионистами.

                Без подготовительного этапа совершенно невозможно постижение  та­кого сложного произведения как "Болеро" М.Равеля. Оно фигурирует в ка­честве музыки для слушания на уроках I-ой четверти в  6  классе  (тема "Музыкальный образ").  Д.Б.Кабалевскии  видит  задачу  педагога в том, чтобы помочь детям воспринять это произведение как  единый,  развиваю­щийся образ танца.  По нашему мнению,  такая задача может быть успешно


решена при следующих условиях:  _во-первых .,  при наличии положительного опыта предыдущего общения учеников с крупными,  масштабными произведе­ниями  _во-вторых .,  при умении учащихся не только различать тембры музы­кальных инструментов,  но  и  слышать тембровое развитие симфонической партитуры,  _наконец .,  важна способность педагога увлечь детей,  повести их за собой.

                В предварительных замечаниях автор говорит,  что одной  из  задач учителя на уроках музыки является воспитание у учеников чувства стиля, которое формируется в результате накопления музыкального опыта. Но тот опыт, который  приобретают учащиеся,  обратившись к музыке К.Дебюсси и М.Равеля, очень мал для достижения поставленной цели.  И сам Д.Б.Каба­левскии не отрицает возможности расширения круга избранных им произве­дении.

Сочинения К.Дебюсси  и М.Равеля можно очень органично включить во

многие темы, заявленные в программе.

                Например, в теме "Между музыкой разных народов мира нет неперехо­димых границ" можно использовать любую часть из "Детского  уголка"  (в особенности "Кукольный кэк-уол"), или "Моей матушки гусыни".

В 4 классе в каждой четверти также возможно  обращение  к  музыке

импрессионистов - в темах "Что стало бы с музыкой, если бы не было ли­тературы" ("Моя матушка гусыня") и "Можем ли мы увидеть музыку и услы­шать живопись?" (Здесь нужно включать произведения более показательные

в плане импрессионистического стиля:  "Облака",  "Паруса", "Затонувшии собор" К.Дебюсси с привлечением репродукции живописцев Э.Моне, Э.Дега, О.Ренуара).

                В теме  "Музыкальный  образ" сочинений импрессионистов могут быть представлены в различных вариантах.  Предлагается как обращение к  уже знакомым ("Маленькии пастух" К.Дебюсси,  "Разговор Красавицы и Чудови­ща", "Мальчик с пальчик",  "Принцесса дурнушка" М.Равеля) так и к нез­вучавшим ранее произведениям "Девушка с волосами цвета льна", Прелюдия

к "Послеполуденному отдыху Фавна" К.Дебюсси, "Уиндина" М.Равеля)

Мы предлагаем включить произведения импрессионистов и в 8 класс в

тему "Что значит современность в музыке". Здесь лучше привлекать сочи­нения, в которых претворяются элементы современного музыкального языка


- в частности,  джаза ("Кукольный кэк-уок",  "Генерал Лявин - эксцент­рик", "Менестрели" К.Дебюсси).

                В своей Программе Д.Б.Кабалевскии ограничивается очень узким кру­гом произведении импрессионистов: "Праздненства" К.Дебюсси, "Хабанера" и "Болеро" М.Равеля. К тому же, если учитывать сложность выразительных средств в этих произведениях,  то вероятность их полноценного восприя­тия детьми очень мала.

                Нам видятся  по  крайней  мере  два  пути  решения этой проблемы: 1)систематическое обращение к сочинениям импрессионистов  по  принципу "от простого к сложному", прдводящее к пониманию многокрасочных, насы­щенных звучании и выстроенной совершенно  по-особому  логики  развития образов в "Праздненствах",  "Болеро" и др. подобным им крупных оркест­ровых произведении, 2)при отсутствии первой возможности вероятно необ­ходима замена  столь  сложных  образов  музыкального импрессионизма на более доступные для восприятия школьниками (как по тематике,  так и по композиторскому языку).

                Анализ тематического плана Программы убедил нас, что некоторые из тем очень  органично  могут  включать  в себя произведения К.Дебюсси и М.Равеля.В целом Программа Д.Б.Кабалевского дает весьма  широкие  воз­можности привлечения сочинений импрессионистов на уроках музыки в шко­ле.

                                Подробно проанализировав    программы    Н.А.Терентьевой   , Ю.Б,Алиева,Д.Б.Кабалевского, мы убедились,  что у каждого из них  свой подход к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки.

Н.А.Терентьева в Программе музыкально-эстетическое воспитание уже

во втором  классе включает в уроки музыку К.Дебюсси и М.Равеля,привле­кая на помощь другие виды искусств.Темы уроков очень органично включа­ют в себя предложенные автором произведения.


                Ю.Б.Алиев в  своей Программе знакомство с музыкой импрессионистов осуществляет в 7 классе в контексте изучения стилей  и  художественных направлений.Он предлагает  произведения  не только для слушания,  но и для пения.

                Сочинения композиторов-импрессионистов  включены  и  в  Программу Д.Б.Кабалевского.Он привлекает  их  в качестве материала для слушания.

Мы предложили некоторые  варианты  дополнений  проанализированных

программ,которые заключаются  в  более  раннем  обращении к сочинениям К.Дебюсси и М.Равеля,в расширении репертуара засчет детской фортепиан­ной музыки этих авторов и последовательном изучении импрессионистичес­ких сочинений.

                                             АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛОВ

                                             К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.

                             К.Дебюсси и  М.Равель  - самые яркие представители импрессио­низма в музыке.Творчество этих композиторов включает большой круг раз­ножанровых произведений,  предназначенных  для  разных исполнительских составов.Музыкальный язык  импрессионистов  яркий,насыщенный,но  очень сложный.Мы решили,что  лучше осуществить знакомство школьников с музы­кой импрессионистов на примере фортепианных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»