Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

 (С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net)

     В рамках проекта "Работай головой!"

 

                   КУРСОВАЯ РАБОТА

                         ТЕМА

  ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ

      1. ВНИМАНИЕ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИ-

 КА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК НЕОБХОДИМАЯ ЕЕ СТОРОНА

     Вниманием называется процесс избирательного  сосредото-

чения сознания на предметах и явлениях внешнего мира,  дейс-

твиях, образах, мыслях и чувствах самого человека.

     Внимание не  имеет своего собственного содержания.  Оно

всегда включено в другие психические  процессы:  ощущения  и

восприятия,  представления,  память,  мышление, воображение,

эмоции и чувства,  проявления воли.  Внимание включено  и  в

практические,  в частности двигательные действия людей, в их

поведенческие акты - поступки,  Это обеспечивает  ясность  и

отчетливость отражении действительности,  что является одним

из необходимых условий успешности любой деятельности.

     1.1 ВИДЫ ВНИМАНИЯ

     Различают внимание внешнее и  внутреннее,  произвольное

(преднамеренное),  непроизвольное  (непреднамеренное) и пос-

лепроизвольное.

     Внешним вниманием называется направленность сознания на

предметы и явлевия внешней среды (природной и социальной), в

которой  существует  человек,  и на свои собственные внешние

действия и поступки.

     Внутренним вниманием называется направленность сознания

на явления и состояния внутренней среды организма.


                           - 2 -

     Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важ-

ную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, дру-

гими людьми,  в познании им самого себя,  в умении управлять

собой.

     Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется раз-

личной направленностью сознания,  то внимание  произвольное,

непроизвольное  и  послепроизвольное различается по признаку

соотношения с целью деятельности.  При произвольном вниманни

сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и

конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменя-

ющихся условий. Вот простой пример. На уроке литературы учи-

тель рассказывает о создании

     С Пушкиным поэмы <Медный всадник>.  В данном случае за-

дача школьников - понять и  запомнить,  сколь  нелегким  был

творческий путь великого поэта и сколь выразительной получи-

лась у него картина замыслов Петра о создании новой  столицы

России  - будущего Петербурга.  Здесь внимание их включено в

восприятие речи учителя.  Затем учитель вызывает  одного  из

учеников  и  предлагает прочесть из поэмы отрывок <На берегу

пустынных волн стоял он дум великих  полн>.  Перед  учеником

стоит  задача воспроизвести определенную часть поэмы,  читая

ее вслух.  Здесь внимание включено в процесс  выразительного

чтения перед слушателями и сосредоточено уже, с одной сторо-

ны,  на точности передачи слов текста, с другой - на эмоцио-

нальной передаче их смысла.

     Аналогичные примеры могут быть взяты из практики обуче-

ния технике движения на уроках физической культуры,  из уро-

ков по другим предметам. В них отчетливо выступает организу-

ющая и регулирующая роль произвольного внимания.  Оно возни-

кает и сохраняется легко в силу интереса,  вызываемого самой

деятельностью, высокой художественностью ее предмета.


                           - 3 -

     Произвольное внимание нередко требует проявления  воле-

вых  усилий.  Это отметил еще К.  Маркс,  анализируя процесс

труда. Он писал: "Кроме напряжения тех органов, которыми вы-

полняется труд, в течение всего времени труда необходима це-

лесообразная воля,  выражающаяся во внимании, и притом необ-

ходима  тем  более,  чем меньше труд увлекает рабочего своим

содержанием и способом исполнении,  следовательно чем меньше

рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллек-

туальных сил". В таких случаях человеку приходится преодоле-

вать себя,  лишь усилием воли он может заставить себя сосре-

доточить внимание и взяться за работу.  В жизни они встреча-

ются  сплошь и рядом.  Скажем,  ученику приходится заставить

себя сосредоточиться на подготовке  уроков  вопреки  желанию

смотреть по телевизору хоккейный матч. Таким образом, произ-

вольное сосредоточение сознания на процессах обучения,  тру-

да, тренировочных занятий обусловлено в основном целями, за-

дачами, требованиями деятельности и пониманием необходимости

ее  выполнения.  Волевые  же усилия мобилизуют на достижение

цели,  помогают отвлекаться, способствуют длительному сохра-

нению внимания.

     Н е п р о и з в о л ь н  о  е  внимание  возникает  без

предварительно  поставленной  цели  - как реакция на сильный

звук (скажем,  сигнал сирены <Скорой  помощи>),  яркий  свет

(например,  движущаяся  электрореклама  о новом кинофильме),

новизну предмета (новая марка автомобиля,  новая форма маски

вратаря хоккейной команды, новая книга в витрине магазина).

    Предметом непроизвольного внимания становится любой нео-

жиданый раздражитель (например,  гимнаст, впервые неожиданно

для зрителей и участников соревнований закончивший  комбина-

цию  тройным  сальто после больших оборотов на перекладине).

При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на корот-


                           - 4 -

кий  срок.  Но  непроизвольное внимание может удерживаться и

длительно - в тех случаях,  когда восприятие предмета,  даже

мысль  о нем,  вызывает живой интерес,  окрашивается

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»