Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

окрашивается положи-

тельными эмоциями удовольствия,  удивления, восхищения и др,

Так  может приковать внимание учащихся преподаватель,  инте-

ресно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит

о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специ-

ально, с целью достижения положительного результата деятель-

ности, в данном случае урока.

    Следовательно, внимание являетсся  не  только  фактором,

огранизующим психическую деятельность, но и само может регу-

лироваться извне, в частности в педагогическом процессе.

     П о  с  л  е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает

вслед за произвольным.  Это значит, что человек сначала сос-

редоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности,

иногда с помощью немалых волевых усилий,  затем сам  процесс

рассматривания  предмета  или сама деятельность вызывает на-

растающий интерес,  и внимание продолжает  удерживаться  уже

без всякого усилия.

    Так было однажды с человеком, никогда не игравшим в шах-

маты.  Он оказался в условиях,  когда нечего было читать. На

столе лежало руководство к шахматной игре.  Он  взял  книгу,

полистал,  отложил. Снова взял. Стал бегло прочитывать неко-

торые страницы.  Незаметно для себя задержался на  одной  из

них, все внимательнее и внимательнее стал вникать в содержа-

ние.  Кончилось тем,  что он вышел из комнаты (дело  было  в

гостинице),  попросил шахматную доску, фигуры и с увлечением

начал уже практически постигать азы игры в шахматы.  У  него

возникло устойчивое послепроизвольное внимание.

     Все три вида внимания - это динамичные  процессы,  свя-

занные  взаимными  переходами,  но всегда какой-то из них на


                           - 5 -

какое-то время становится преобладающим.

          1.2. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

     Свойствами внимания называются особенности его проявле-

ния. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, пе-

реключение и распределение внимания.

    Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого

и воспроизводимого материала. Во множестве экспериментов лю-

дям  различного  возраста  предлагалась  в  течение 0,1 сек.

воспринять ряд из 12 букв,  а затем записать те, которые они

смогли запомнить.  Оказалось, что у взрослых в среднем объем

внимания составляет всего 4 - б букв. У детей он еще меньше.

3начит, объем внимания ограничен. Однако его можно увеличить

путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смыс-

ловые связи (например, объединяя буквы в слова).

     К о н ц е н т р а ц и я внимания - свойство, выражающе-

еся полной поглощенностью предметом,  явлением, мыслями, пе-

реживаниями,  действиями,  на которых сосредоточено сознание

человека.

     При наличии такой сосредоточенности человек  становится

высокопомехоустойчивым.  Лишь  с трудом его можно отвлечь от

мыслей, в которые он погружен.

     Ярко выраженная  концентрация внимания,  как показывают

исследования, отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатле-

тов,  прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов пе-

ред самым началом упражнения.

     Устойчивость внимания - способность длительно быть сос-

редоточенным на определенном предмете или на одном и том  же

деле.  Она  измеряется  временем  сосредоточения при условии

сохранения отчетливости отражения в  сознании  предмета  или


                           - 6 -

процесса деятельности.  Устойчивость внимания зависит от це-

лого ряда причин:  значимости дела,  интереса к нему, подго-

товленности рабочего места,  навыков. Она имеет существенное

значение для достижения успехов в учении, труде и спорте.

     П е  р  е  к л ю ч е н и е внимания выражается в произ-

вольном,  сознательном перемещении его с одного предмета  на

другой,  в  быстром переходе от одной деятельности к другой.

Оно диктуется самим ходом деятельности,  возникновением  или

постановкой новых ее задач.

     Это свойство внимания имеет важное значение  во  многих

профессиях  и но многих видах спорта,  особенно в спортивных

играх. Здесь речь идет о переключениях внимания в рамках од-

ной  деятельности  и  на фоне его устойчивости на протяжении

всей игры,  т.  е.  в особо сложной ситуации. Иная ситуация,

скажем,  при переходе от урока физической культуры в шкале к

уроку математики.  Но для  некоторых  учеников  переключение

внимания здесь оказывается даже более трудным,  чем в рамках

одной игровой деятельности.

     Не следует  смешивать переключение внимания с о т в л е

ч е - и и е м,  которое выражается в непроизвольном переносе

сосредоточенности  сознания на что-то другое либо в снижении

интенсивности сосредоточенности.  Это проявляется в кратков-

ременных колебаниях внимания.  Они особенно заметны при сос-

редоточении на раздражителях пороговой силы (скажем,  на ти-

кании  наручных часов - оно слышится то более,  то менее от-

четливо).

     Отвлечение внимания  еще  ярче  выражено при восприятии

конкурирующих изображений (рис.  4.).  Если поставить задачу

смотреть  все время на нарисованный профиль,  то изображение

часто будет сменяться видением вазы. Такие отвлечения длятся

мгновения.


                           - 7 -

     Истинное отвлечение является следствием многих  причин.

Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания,  сниже-

ние интереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном

характере) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие

перерывы в работе, физкультпаузы и др.

     Р а с п р е д е л е н и е внимания - свойство, благода-

ря которому возможно выполнение двух или более действий (ви-

дов деятельности) одновременно, но только в том случае, ког-

да одни действия привычны для человека и осуществляются хотя

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»