←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
хотя
и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизи-
рованно.
Способность распределять внимание имеет важное значение
для любого учителя и спортивного тренера. Умение рассказы-
вать (показывать) содержание учебного материала и в то же
время наблюдать за действиями, поведением занимающихся - од-
но из основных педагогических умений. Эта способность воспи-
тывается главным образом в процессе накопления опыта в опре-
деленном виде деятельности.
Свойства внимания проявляются в зависимости от условий
и требований деятельности либо раздельно (например, при ра-
боте с микроскопом необходима только концентрация внимания
на фоне его устойчивости), либо в различных сочетаниях. Но
есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства
внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение
всего матча внимание должно быть сосредоточено только на иг-
ре. Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры.
Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с боль-
шей интенсивностью быть привлечено к игре. В различные ее
моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение,
и достаточно широкий объем внимания. Столь же разносторонне
проявляется внимание и у полевых игроков в те несколько де-
- 8 -
сятков секунд, иногда в т. минуты, которые они находятся в
игре.
1.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ
Физиологические механизмы внимания очень сложны. К ним
относится в первую очередь ориентировочно-исследовательский
рефлекс. Его И. П. Павлов назвал рефлексом <что такое? >. Он
служит основой непроизвольного внимания и возникает при
действии неожиданных и новых раздражителей. Но главным в ме-
ханизмах внимания является образование в коре больших полу-
шарий головного мозга очагов <оптимального возбуждения> (по
И. П. Павлову) и открытое А. А. Ухтомским явление доминанты
(от глагола доминировать, т. е. господствовать). А. А. Ух-
томским же введено понятие р а б о ч е й д о м и н а н т ы.
Оно обозначает, что возникающие в коре головного мозга очаги
доминирующих возбуждений не ограничиваются какими-то изоли-
рованными пунктами, а образуют сложные системы возбужденных
зон к о н с т е лл я ц и и (созвездия), которые служат физи-
ологическим механизмом внимания. Нельзя не отметить также
значения в механизмах внимания (особенно произвольного) вто-
росигнальных влияний, а также взаимодействия коры и подкор-
ковых образований.
Р а с с е я н о с т ь - особое состояние человека, при
котором он не может сосредоточить внимание на определенном
предмете, на речи другого человека, на своих мыслях, дейс-
твиях и др. Причинами рассеянности могут быть: глубокое не-
гативное переживание (потрясение), болезнь и др. Рассеян-
ность бывает кажущейся: человек не замечает окружающего, не
отвечает на обращения к нему, что-то забывает. На самом деле
это не рассеянность, а только сосредоточенность на своих
- 9 -
мыслях, чувствах, т.е. яркое проявление внутреннего внима-
ния.
2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ПОД-
РОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Как я уже сказал, внимание неразрывно связано с другими
психическими процессами, протекающими у подростков на уроках
физкультуры. Причем, я считаю, что внимание наиболее сильно
связано с наблюдением.
Наблюдение - целенаправленный процесс осмысленного
восприятия предметов и явлений. Главными предметами такого
восприятия для спортсменов являются они сами и их противни-
ки. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Оно
характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от
особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосре-
доточенностью, распределенностью, переключаемостыо. Система-
тическое упражнение в наблюдении за противником, партнером
по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой сорев-
нований приводит к тому, что наблюдение и внимание становят-
ся свойствами личности спортсмена -- н а б л юд а т е л ь н
о с т ь ю и в н и м а т е л ь н о с т ь ю. Наблюдательностью
называется умение подмечать малозаметные признаки или осо-
бенности предметов и явлений, имеющие значение для познания
их сущности. Внимательность, как избирательная направлен-
ность сознания на предмет наблюдения, неотделимая сторона
наблюдательности.
Процесс наблюдения на учебно-тренировочных занятиях и
соревнованиях служит основным каналом познания спортсменом
самого себя, партнеров и особенно противников с целью разга-
- 10 -
дывания их тактических замыслов и реализации собственных
тактических действий. Например, в специальном исследовании,
проведенном на борцах, установлена важность создания на ос-
нове наблюдения образа противника. В структуру образа входят
знания о технике, тактике, стиле ведения поединка, опытности
борца, о его физических качествах (силе, быстроте, выносли-
вости, ловкости), об эмоционально-волевых особенностях (со-
ревновательном на строении, смелости, решительности, настой-
чивости, упорстве) и др. В оценке перечисленных характерис-
тик больше всего затруднений вызывают эмоционально-волевые
особенности, и тем в большей мере, чем ниже спортивная ква-
лификация оценивающего борца. Составленный на основе наблю-
дения образ противника сопоставляется с представлением
спортсмена о себе самом. Это позволяет наметить тактический
план действия в предстоящей схватке с данным противником.
Наблюдение ведется в ходе соревновательного поединка с
целью
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|