Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

хотя

и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизи-

рованно.

     Способность распределять внимание имеет важное значение

для любого учителя и спортивного тренера.  Умение  рассказы-

вать  (показывать)  содержание  учебного материала и в то же

время наблюдать за действиями, поведением занимающихся - од-

но из основных педагогических умений. Эта способность воспи-

тывается главным образом в процессе накопления опыта в опре-

деленном виде деятельности.

     Свойства внимания проявляются в зависимости от  условий

и требований деятельности либо раздельно (например,  при ра-

боте с микроскопом необходима только  концентрация  внимания

на фоне его устойчивости),  либо в различных сочетаниях.  Но

есть такие виды деятельности,  в которых нужны все  свойства

внимания.  Например,  у  вратаря хоккейной команды в течение

всего матча внимание должно быть сосредоточено только на иг-

ре.  Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры.

Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с  боль-

шей  интенсивностью  быть привлечено к игре.  В различные ее

моменты вратарю необходимы и распределение,  и переключение,

и достаточно широкий объем внимания.  Столь же разносторонне

проявляется внимание и у полевых игроков в те несколько  де-


                           - 8 -

сятков секунд,  иногда в т.  минуты, которые они находятся в

игре.

           1.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ

     Физиологические механизмы внимания очень сложны.  К ним

относится  в первую очередь ориентировочно-исследовательский

рефлекс. Его И. П. Павлов назвал рефлексом <что такое? >. Он

служит  основой  непроизвольного  внимания  и  возникает при

действии неожиданных и новых раздражителей. Но главным в ме-

ханизмах  внимания является образование в коре больших полу-

шарий головного мозга очагов <оптимального возбуждения>  (по

И.  П. Павлову) и открытое А. А. Ухтомским явление доминанты

(от глагола доминировать,  т.  е. господствовать). А. А. Ух-

томским  же введено понятие р а б о ч е й д о м и н а н т ы.

Оно обозначает, что возникающие в коре головного мозга очаги

доминирующих  возбуждений не ограничиваются какими-то изоли-

рованными пунктами,  а образуют сложные системы возбужденных

зон к о н с т е лл я ц и и (созвездия), которые служат физи-

ологическим механизмом внимания.  Нельзя не  отметить  также

значения в механизмах внимания (особенно произвольного) вто-

росигнальных влияний,  а также взаимодействия коры и подкор-

ковых образований.

     Р а с с е я н о с т ь - особое состояние человека,  при

котором  он  не может сосредоточить внимание на определенном

предмете,  на речи другого человека,  на своих мыслях, дейс-

твиях и др.  Причинами рассеянности могут быть: глубокое не-

гативное переживание (потрясение),  болезнь и  др.  Рассеян-

ность бывает кажущейся:  человек не замечает окружающего, не

отвечает на обращения к нему, что-то забывает. На самом деле

это  не  рассеянность,  а  только сосредоточенность на своих


                           - 9 -

мыслях,  чувствах,  т.е. яркое проявление внутреннего внима-

ния.

     2. ОСОБЕННОСТИ  ВИДОВ  И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ПОД-

              РОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

     Как я уже сказал, внимание неразрывно связано с другими

психическими процессами, протекающими у подростков на уроках

физкультуры. Причем,  я считаю, что внимание наиболее сильно

связано с наблюдением.

     Наблюдение -   целенаправленный   процесс  осмысленного

восприятия предметов и явлений.  Главными предметами  такого

восприятия  для спортсменов являются они сами и их противни-

ки.  В процесс наблюдения непременно включено внимание.  Оно

характеризуется  высокой  устойчивостью  и  в зависимости от

особенностей предмета наблюдения другими свойствами:  сосре-

доточенностью, распределенностью, переключаемостыо. Система-

тическое упражнение в наблюдении за  противником,  партнером

по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой сорев-

нований приводит к тому, что наблюдение и внимание становят-

ся  свойствами личности спортсмена -- н а б л юд а т е л ь н

о с т ь ю и в н и м а т е л ь н о с т ь ю. Наблюдательностью

называется  умение  подмечать малозаметные признаки или осо-

бенности предметов и явлений,  имеющие значение для познания

их  сущности.  Внимательность,  как избирательная направлен-

ность сознания на предмет  наблюдения,  неотделимая  сторона

наблюдательности.

     Процесс наблюдения на учебно-тренировочных  занятиях  и

соревнованиях  служит  основным каналом познания спортсменом

самого себя, партнеров и особенно противников с целью разга-


                           - 10 -

дывания  их  тактических  замыслов  и реализации собственных

тактических действий.  Например, в специальном исследовании,

проведенном на борцах,  установлена важность создания на ос-

нове наблюдения образа противника. В структуру образа входят

знания о технике, тактике, стиле ведения поединка, опытности

борца,  о его физических качествах (силе, быстроте, выносли-

вости,  ловкости), об эмоционально-волевых особенностях (со-

ревновательном на строении, смелости, решительности, настой-

чивости,  упорстве) и др. В оценке перечисленных характерис-

тик  больше  всего затруднений вызывают эмоционально-волевые

особенности,  и тем в большей мере, чем ниже спортивная ква-

лификация оценивающего борца.  Составленный на основе наблю-

дения  образ  противника  сопоставляется  с   представлением

спортсмена о себе самом.  Это позволяет наметить тактический

план действия в предстоящей схватке с данным противником.

     Наблюдение ведется  в ходе соревновательного поединка с

целью

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»