Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

целью разгадать отдельные намерения противника и уяснить его

тактический план в целом. Ориентирами при этом служат стати-

ческие признаки (поза,  дистанция, характер захватов и др.),

динамические (сила, скорость, темп и ритм действий, маневри-

рование по ковру и др.),  функциональные (характер  дыхания,

своевременность реакций, мимика и др.) и результативные (ак-

тивность, число удачных и неудачных действий, предупреждений

и др.).  На основании такой текущей информации в тактические

действия вносятся коррекции по ходу схватки.

     В другом  исследовании изучались различные признаки об-

манных и истинных действий у боксеров.  С помощью наблюдения

боксеры  научаются различать их в подготовительные моменты и

в момент выполнения действия. В первом случае они ориентиру-

ются на дистанцию (она при подготовке финтов больше, чем при

подготовке истинных действий),  на характер  стойки  боксера


                           - 11 -

(открытая-закрытая)  и на выражение лица (например,  один из

боксеров перед истинным ударом непроизвольно сводит  брови).

Данная информация позволяет корректировать тактические дейс-

твия уже в каждом боевом эпизоде.

     Таковы назначение  и роль наблюдательности и вниматель-

ности и в других видах спорта,  особенно в спортивных играх,

где  необходимо еще заботиться о согласованности собственных

действий с действиями партнеров.  Наблюдательность и  внима-

тельность  теснейшим образом связаны с антиципацией и такти-

ческим мышлением спортсменов.

       3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

     В физическом  воспитании  и спорте,  как в любой другой

деятельности,  внимание является  обязательным  компонентом.

Без этого деятельность не может быть продуктивной.  Однако в

условиях учебных занятий,  спортивной тренировки, соревнова-

ний формы проявления и функционирования внимания не одинако-

вы.

     В учебных  и тренировочных занятиях,  конечно,  есть та

или иная общая цель. Однако основное значение имеют вытекаю-

щие  из общей цели частные задачи.  Они связаны с овладением

спортивной техникой,  развитием физических, волевых, мораль-

ных качеств,  разучиванием определенных тактических комбина-

ций и др. Конкретными задачами, которые ставит учитель, тре-

нер или сам спортсмен,  и определяется направленность созна-

ния - внимание занимающихся. Например, на занятиях по легкой

атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учи-

тель ставит перед группой старших школьников задачу:  совер-

шенствовать технику отталкивания.  Тем самым он определяет и

направленность сознания занимающихся на восприятие собствен-


                           - 12 -

ных  движений  в  момент отталкивания.  Вслед за тем учитель

ставит новую задачу:  овладеть координацией движений в  фазе

полета.  Этим  он направляет внимание учеников на восприятие

собственных движений в полете. Все шло хорошо. Но у двух че-

ловек почему-то с движениями в полете не ладилось.  Учитель,

выясняя причины,  установил,  что эти два ученика  решали  в

каждой попытке другую,  свою, задачу: они были сосредоточены

на выполнении отталкивания, которое им не удавалось.

     Эти факты  не  только определяют значение задачи в нап-

равленности и проявлении внимания.  Они говорят о том,  что,

поставив задачу перед учащимися,  необходимо убедиться,  что

она принята всеми.

     В условиях  с о р е в н о в а н и й направленность соз-

нания соревнующихся определяется уже не частными учебными  и

воспитательными задачами, а главной целью - достижением воз-

можно более высокого спортивного результата.  Особенность же

проявления внимания зависит от специфических для каждого ви-

да спорта условий деятельности.

     Это можно проследить, сравнив, например, два вида спор-

та - стрельбу и футбол.

     В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие

свойства внимания,  как его концентрация и устойчивость.  НО

линии огня одновременно находятся несколько стрелков. Каждый

из них производит выстрелы в своем темпе.  Казалось бы,  для

любого из них <чужие> выстрелы должны служить фактором,  от-

рицательно влияющим на концентрацию внимания.  Но данные ус-

ловия  для стрелков - постоянно действующий,  привычный фак-

тор. Концентрация же внимания столь интенсивна, что они, как

правило,  даже не слышат выстрелов соседей.  Нужно,  правда,

оговориться,  что это относится к спортсменам, находящимся в

состоянии полной готовности к соревнованиям.


                           - 13 -

     Совершенно иначе все обстоит в футболе. Объективные ус-

ловия игры таковы, что от игроков постоянно требуется прояв-

ление всех свойств внимания.

     Прежде всего  это  относится к полной сосредоточенности

на процессе игры в целом.  Внимание  футболистов  динамично.

Игра требует его распределения, при котором в сознании отра-

жаются и противники,  и партнеры,  и мяч,  и границы поля, и

ворота,  а также частых переключений,  изменяющегося объема,

варьирующей устойчивости.  Внимание включено в процесс  наг-

лядно  действенного  мышления при решении тактических задач.

Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с  целью

контроля  и  саморегуляции собственных действий,  поступков,

самочувствия.

     Таким образом, внимание в физическом воспитании и спор-

те - один из важных факторов успешности деятельности. Но ус-

ловия деятельности,  требующие проявления внимания,  в то же

время способствуют его развитию.


                           - 14 -

             ЛИТЕРАТУРА

     1. Психология, Под. ред. Пуни А.Ц., М.:1984.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»