Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Изобретение языка: концепции возникновения языка от Демокрита до А. Смита

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 

МОСКОВСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Р Е Ф Е Р А Т

на тему

ИЗОБРЕТЕНИЕ ЯЗЫКА: 

КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЯЗЫКА

ОТ  ДЕМОКРИТА  ДО   А. СМИТА  

                                                     Составила:  Трофимова Ю. В.,

                                                                            гр. 21А7

1998 г.


Оглавление

 TOC \t "My Title;2" Понятие языка. Первоначальные формы его выражения    GOTOBUTTON _Toc415924456   PAGEREF _Toc415924456 2

Демокрит и эпикурейцы............................................................ GOTOBUTTON _Toc415924457   PAGEREF _Toc415924457 2

Витрувий..................................................................................... GOTOBUTTON _Toc415924458   PAGEREF _Toc415924458 7

Проблема происхождения языка в свете  эпохи Возрождения      GOTOBUTTON _Toc415924459   PAGEREF _Toc415924459 7

Теория общественного договора Т. Гоббса......................... GOTOBUTTON _Toc415924460   PAGEREF _Toc415924460 8

Этапы становления речи (Пьер Луи Мопертюи). Концепция Э. Кондильяка        GOTOBUTTON _Toc415924461   PAGEREF _Toc415924461 9

Стихийностя возникновения языка (Ж.-Ж. Руссо)........... GOTOBUTTON _Toc415924462   PAGEREF _Toc415924462 11

"Соображения о происхождении и формации языков" А. Смита        GOTOBUTTON _Toc415924463   PAGEREF _Toc415924463 13

Концепция В. Вундта................................................................. GOTOBUTTON _Toc415924464   PAGEREF _Toc415924464 14

Корни языка в физических действиях............................ GOTOBUTTON _Toc415924465   PAGEREF _Toc415924465 17

Заключение................................................................................. GOTOBUTTON _Toc415924466   PAGEREF _Toc415924466 19

Список литературы................................................................ GOTOBUTTON _Toc415924467   PAGEREF _Toc415924467 21


Понятие языка.
Первоначальные формы его выражения

Язык – наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Язык родился из естественных звуков. Уже каждый крик – своего рода язык. Человек трудился над совершенствованием этого важного, хотя еще и весьма примитивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. Крик при этом распадался на свои составные части; так появился ряд звуков, которые сначала являлись только особыми звуковыми оттенками крика. Звуки обособлялись от крика, опять срастались в звуковые образования и превращались в основы слов, при этом пантомимический характер звуков играл решающую роль. Такой звуковой комплекс, как, например, "хо", мог уже столь отчетливо отличаться от других звуковых комплексов ("ха", "хе" и т.д.), что возникала привычка связывать его с наличием и появлением какого-то определенного предмета. Поэтому, когда появлялся этот предмет, появлялся как бы сам по себе и в одной и той же форме этот звуковой комплекс. Данный процесс обратим: восприятие звукового комплекса влечет за собой возникновение представления о предмете. Звуковой комплекс превращается в магическое слово, обладающее способностью совершать колдовство с предметом (в мышлении первобытных народов представления и реальность еще весьма и весьма различаются). Язык еще и сегодня рассматривается в некоторых случаях как обладающий магической силой ("заговаривание", заклинание, молитвы и т.д.).

Демокрит и эпикурейцы

Демокрит связывал возникновение языка с образом жизни первобытных людей и с их нуждами. Он так представлял себе возникновение человечества. Сначала у людей была жизнь, похожая на звериную. Они вразброд выходили на пастбища и питались травой и плодами деревьев. Страх перед зверями заставил их объединиться и помогать друг другу. Голос их первоначально был нечленораздельным и бессмысленным, но постепенно они перешли к членораздельным словам, устано­вив друг с другом символы для каждой вещи, и тем самым создали средство для изъяснения относительно всего. Хотя, как мы помним, Платон устами Сократа назвал грубым соображение о договоре между людьми именовать так или иначе вещи. Для Платона, создателя мира идей и государства философов, древние люди были ничтожными и неспособными ни придумать имена, ни договориться об их значении. Договорная гипотеза, предполагающая естественное, на основе человеческих потребностей появление имен, более созвучна материалистическому мировоззрению. И впервые она была сформулирована за век до платоновского "Кратила" знаменитым философом-материалистом античности Демокритом (V—IV вв. до н. э.). Его энциклопедические знания, глубина мышления, широта философского охвата вопросов (по словам Аристотеля, он "размышлял обо всем") создали ему большой научный авторитет среди философов. Вместе со своим учителем Левкиппом он является основоположником философии атомизма и детерминизма.

В этом рассуждении нетрудно усмотреть постановку научной задачи: как произошел переход от нечленораздель­ных, неосмысленных звериных звуков к членораздельному изъяснению слова. Мы не знаем, пытался ли Демокрит ответить на этот вопрос, но то, что он сделал его очевидным. для нас вне сомнений.

Приведенные рассуждения Демокрита легко объясняют разнообразие языков и племен. Поскольку люди составляли слова случайным образом (а не "по природе вещей"), постольку в разных человеческих объединениях создавались разные языки. Объединения людей, разбросанные по всему миру, положили начало разным племенам с их "разнозвучными" языками.

Эпикур и эпикурейцы, продолжая традицию Демокрита, внесли свои добавления и уточнения в договорную теорию. Эпикур, например, полагал, что прежде, чем племена установили обозначения вещей, у них развились особые способы выдыхания воздуха. Дело в том, что человеческая природа вообще и впечатления людей в особенности испытывают сильное воздействие окружающих вещей и местности, где живет племя. Особенные впечатления, испыты­ваемые людьми разных племен, вызывают особое выдыхание воздуха, что и привело впоследствии к появлению различных языков, а не просто случайность установления имен, как полагал Демокрит.                            

Однако простое выдыхание воздуха оказалось плохим средством "взаимосообщения", так как оно было двусмысленным и недостаточно сжатым. Чтобы отделаться от этих недостатков, люди племен "сообща установили особые обозначения" (задержим внимание на этой аргументации Эпикура: люди сообща и сознательно — хотя, с современной точки зрения, последнее не принципиально — избавлялись от того, что мешало им в общении, а не только в "изъяснении" себя или вещей: двусмысленность приводит к непониманию собеседника, длинноты — к неэкономному расходу энергии говорящего и утомлению слушающего, что выражается в одном из принципов функционирования языка — сжатием звуковой и смысловой стороны языковых выражений; аргументацию Эпикура можно назвать первым в истории философии обращением к процессу коммуникации).

Кроме слов, установленных для вещей, люди изобрели слова для абстрактных понятий или таких вещей, которые нельзя воспринять, например атомы. Это явилось результа­том того, что разум уточнил переданное человеку природой и "открыл кое-что сверх этого".

Уже эпикуреец Диоген

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»