Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Изучение творчества И.А. Гончарова в школе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

 TOC \o "1-3" Введение............................................................................................................................................. PAGEREF _Toc480955059 \h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400380030003900350035003000350039000000

Глава 1. РОМАН ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ»...................................................................................... PAGEREF _Toc480955060 \h 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400380030003900350035003000360030000000

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД ЭПИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ...................................................................................................................... PAGEREF _Toc480955061 \h 11 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400380030003900350035003000360031000000

Глава 3. СИСТЕМА УРОКОВ........................................................................................................ PAGEREF _Toc480955063 \h 17 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400380030003900350035003000360033000000

Заключение....................................................................................................................................... PAGEREF _Toc480955064 \h 33 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400380030003900350035003000360034000000

Библиография................................................................................................................................... PAGEREF _Toc480955067 \h 34 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400380030003900350035003000360037000000


Введение

Выбор мною данной темы обусловлен несколькими причинами, среди которых ведущую роль играет ее актуальность для современного состояния изучения творчества И.А. Гончарова в современной школе и, в частности, 10-м классе.

Школьной программой подразумевается изучение одного из трех романов Гончарова на выбор. Чаще всего учитель литературы останавливается на «Обломове», как наиболее разработанном с точки зрения методики обучения произведении.

Однако, в последнее время участились случаи обращения учителей к последнему роману Гончарова «Обрыву». При этом учитель сталкивается с определенными проблемами при изучении этого романа, обусловленными малоизученностью в школе всего творчества Гончарова, так как изучение этого писателя стало обязательным лишь в самое недавнее время, поэтому в помощь учителю не появилось еще достаточное количество методических разработок, посвященных И.А. Гончарову и его романам. Именно актуальность и малоизученность с методической точки зрения творчества Гончарова и романа «Обрыв» обусловили мой выбор.

Моя курсовая работа включает в себя введение, основную часть и заключение.

Во введении мною обосновывается тема курсовой работы, ее актуальность и значение для современного состояния методики.

Основная часть включает в себя теоретическую и практическую части. В первой мною даются основные положения по изучению эпических произведений в старших классах, а также краткий литературоведческий анализ романа. И, наконец, в заключении даются выводы, сделанные на основе анализа как самого романа, так и методических разработок, посвященных данной теме, а также на основе собственных впечатлений, проявившихся в ходе работы.


 

Глава 1. РОМАН ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ»

В историю отечественной и мировой художественной прозы Гончаров вошел как один из создателей и крупнейших мастеров «эпоса нового мира» – реалистического романа.

В отличие от Тургенева, Григоровича или Писемского, деливших свои художественные симпатии между романом и иными жанрами, автор «Обыкновенной истории» в своем творчестве с самого начала романоцентричен. Его ранние повести и очерки не просто содержат зародыш ряда мотивов и образов будущей трилогии, но как бы «заготавливают» ее основные структурные компоненты. К «Обломову», «Обрыву» в свою очередь тесно примыкают созданные после них «Литературный вечер», «На родине», «Слуги старого века». Только в контексте романной трилогии можно правильно осмыслить и «Фрегат «Паллада» – произведение уникальное в русской и мировой литературе путешествий и по жанру, и по концептуальности созданного в нем, поистине глобального образа современности.

В 1869 году на страницах журнала «Вестник Европы» увидел свет последний роман Гончарова «Обрыв», замысел которого возник еще два десятилетия назад, когда писатель, после долгого перерыва побывал в родном Симбирске. «Тут, – сообщал он в статье «Лучше поздно, чем никогда», – толпой хлынули на меня старые знакомые лица, я увидел еще не оживший тогда патриархальный быт и вместе новые побеги, смесь молодого со старым. Сады, Волга, обрывы Поволжья, родной воздух, воспоминания детства – все это залегло мне в голову и почти мешало кончать «Обломова»…Я унес новый роман, возил его вокруг света и в программе, небрежно написанной на клочках..." (VIII, 71–72).

По первоначальному замыслу роман должен был называться "Художник". Именуя так своего центрального героя Бориса Райского, Гончаров исходил из представления об особом духовно–психическом складе творческой ("артистической") личности. Она, по его убеждению, отличалась от других людей развитым чувством красоты и потребности в ней, а также огромной ролью в мировосприятии такого человека способности воображения – фантазии. Артистами–художниками "от природы" писатель считал таких, например, современников, как И.С.Тургенев, В.П.Боткин, Ф.И.Тютчев, В.Г.Белинский. К ним же он относил и себя.

Сначала Гончарова интересовали в романе "более всего три лица: Бабушка (т.е. Татьяна Марковна Бережкова. – В.Н.), Райский и Вера" (VIII, 208). Присутствовал в замысле и Марк Волохов, значительно отличавшийся, однако, от своего окончательного варианта. Сосланный в провинцию "по неблагонадежности, под присмотр полиции" (VIII, 92), Волохов ограничивался протестом против бытовых сторон и форм существующего общественного порядка. Его фигура "оставалась на третьем плане" романа и была нужна "как вводное лицо, для полной обрисовки личности Веры" (VIII, 145).

Рутинные нормы старой жизни стесняли и тяготили и Веру. Независимая от природы, духовно развитая, героиня порывала с привычным укладом и уезжала вслед за Волоховым, которым увлеклась, в Сибирь. В решении девушки, внешне напоминавшем подвиг декабристок, акцентировались тем не менее не столько идейные мотивы, сколько возрождающаяся миссия и величие женской любви, подобной чувству Ольги Ильинской к Обломову.

Обострение в 60–е годы идейной борьбы неприятие Гончаровым материалистических и революционных идей демократов, в особенности их трактовки женского вопроса, взглядов на семью, наряду с рядом внешних обстоятельств привели к существенным изменениям в первоначальном плане "Обрыва". Марк Волохов "превратился к концу романа... в резкую фигуру" (VIII, 92) нигилиста–разрушителя, понятиям которого была придана идеологическая подоплека "новой правды" – сугубо рационалистического и атеистического мировоззрения. Встречи–свидания героини с Волоховым перерастают теперь в идейную сшибку двух несовместимых миропонимании, взаимонеприемлемых концепций союза мужчины и женщины: любви "срочной", чувственной, не связанной нравственными обязательствами, с одной стороны, и "вечной", исполненной духовности и долга любящих друг перед другом и обществом – с другой. Страсть Веры

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»