Лингвометодические основы изучения написания буквы ерь после шипящих в окончаниях существительных с учетом вариантов орфограмм
  Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Лингвометодические основы изучения написания буквы ерь после шипящих в окончаниях существительных с учетом вариантов орфограмм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 

она наметила семантические, фонетические и грамматические особен-

ности слов с соответствующими орфограммам,  при этом учитывая  те

трудности, которые  испытывают учащиеся при овладении программным

орфографическим материалом в силу этих особенностей.

     Как  видим,  при  определении  вариантов  одной и той же ор-

фограммы учитываются, с одной стороны, лингвистические особеннос-

ти слов  (объективно  существующие в языке),  с др.  стороны,  те

затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся именно в силу  этих

лингвистических особенностей.  Указанные  два способа определения

вариантов орфограмм взаимосвязаны.


                                - 30 -

     Каждому варианту орфограммы присуща семантическая фонетичес-

кая или грамматическая особенность.  Рассматриваемые  особенности

вариантов орфограммы  являются  несущественными,  точнее сказать,

лишними признаками орфограммы, но учащиеся берут их на учет и до-

пускают орфографические ошибки.

     Н.Н.Алгазина говорит о том, что изучение вариантов орфограм-

мы помогает  нам  выяснить суть затруднений учащихся (затруднений

лингвистического характера).  В таком случае затруднения учащихся

получают точную  и конкретную характеристику.  Она делает вывод о

том, что вариант орфограммы - это разновидность одной  и  той  же

орфограммы, находящейся в своеобразных семантических,  фонетичес-

ких или грамматических условиях, в результате чего учащиеся испы-

тывают трудности  в  применении соответствующего орфографического

правила.

     Для того, чтобы выяснить семантические, фонетические и грам-

матические особенности слов, которые затрудняют применение учащи-

мися орфографических правил, было организовано наблюдение за раз-

витием орфографических навыков у одних и тех же учащихся в  тече-

ние шести лет. В частности, были подвергнуты анализу все орфогра-

фические ошибки,  допущенные учащимися в течение 6 лет в домашних,

классных, контрольных и экспериментальных работах,  и  по  поводу

каждой ошибки  со  всеми  учащимися были проведены индивидуальные

беседы.

     Домашние, классные,  контрольные или экспериментальные рабо-

ты, выполненные учащимися в течение шести лет,  могли, во-первых,

содержать не все варианты орфограммы,  во-вторых, отдельные вари-

анты орфограммы могли быть представлены  одним-двумя  словами.  В

последнем случае  по  одному  "представителю" варианта орфограммы


                                - 31 -

легко были установлены все остальные употребительные слова, отно-

сящиеся к данному варианту  орфограммы.

     В том случае,  если вариант орфограммы не был представлен  в

домашних, классных, контрольных или экспериментальных работах, он

определялся путем анализа смысловых,  фонетических или  граммати-

ческих  особенностей слов,  на которые распространяется соответс-

твующее правило,  или путем анализа  грамматических  особенностей

предложений,  в  которых  употребляются  подлежащие анализу слова

(такие слова и предложения выписывались на отдельные карточки  из

словарей,  учебников,  сборников  упражнений и других пособий для

учителей и учащихся).  Чтобы установить,  действительно ли те или

иные смысловые,  фонетические или грамматические особенности слов

способствуют тому,  что учащиеся затрудняются применять соответс-

твующие  орфографические правила,  были подобраны тексты для дик-

тантов, упражнений типа осложненного списывания и предложены уча-

щимся для выполнения.

     По поводу допущенных ошибок с учащимися были проведены инди-

видуальные беседы.

     В результате исследовательской работы Н.Н.Алгазина установи-

ла семантические, фонетические и грамматические особенности слов,

которые затрудняют применение учащимися орфографических правил, и

наметила варианты  орфограмм  по  всем  орфографическим правилам,

изучаемым в восьмилетней школе.

     Рассмотрим значение понятия вариант орфограммы, применитель-

но к методике орфографии.  По мнению Н.Н.Алагазиной это  значение

таково:

     Конкретное  решение  получил  вопрос  о содержании наглядных

пособий по орфографии:  наглядное пособие того или иного типа  по


                                - 32 -

каждому правилу должно содержать варианты орфограммы. В результа-

те учащиеся получают конкретное представление  о  том,  на  какой

круг слов  распространяется то или иное правило (таблица с приме-

рами вариантов).

     Конкретное содержание  получил также вопрос о подборе дидак-

тического языкового материала для объяснения нового орфографичес-

кого правила и для обобщающего его повторения. Этот материал так-

же подбирается с учетом вариантов орфограммы с той же самой целью

- добиться того,  чтобы учащиеся получили наглядное представление

о случаях,  на которые распространяется изучаемое  правило.  Если

изучается или  повторяется правописание Ь после шипящих на конце

существительных, то делается такая наглядная запись (с учетом ва-

риантов орфограммы):

 ш1

                                                        Таблица

ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї

і       Ь после шипящих на конце существительных                і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ

і   I  склонение     і   II склонение    і  III склонение       і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ

і     задач     

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»