←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ...
она наметила семантические, фонетические и грамматические особен-
ности слов с соответствующими орфограммам, при этом учитывая те
трудности, которые испытывают учащиеся при овладении программным
орфографическим материалом в силу этих особенностей.
Как видим, при определении вариантов одной и той же ор-
фограммы учитываются, с одной стороны, лингвистические особеннос-
ти слов (объективно существующие в языке), с др. стороны, те
затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся именно в силу этих
лингвистических особенностей. Указанные два способа определения
вариантов орфограмм взаимосвязаны.
- 30 -
Каждому варианту орфограммы присуща семантическая фонетичес-
кая или грамматическая особенность. Рассматриваемые особенности
вариантов орфограммы являются несущественными, точнее сказать,
лишними признаками орфограммы, но учащиеся берут их на учет и до-
пускают орфографические ошибки.
Н.Н.Алгазина говорит о том, что изучение вариантов орфограм-
мы помогает нам выяснить суть затруднений учащихся (затруднений
лингвистического характера). В таком случае затруднения учащихся
получают точную и конкретную характеристику. Она делает вывод о
том, что вариант орфограммы - это разновидность одной и той же
орфограммы, находящейся в своеобразных семантических, фонетичес-
ких или грамматических условиях, в результате чего учащиеся испы-
тывают трудности в применении соответствующего орфографического
правила.
Для того, чтобы выяснить семантические, фонетические и грам-
матические особенности слов, которые затрудняют применение учащи-
мися орфографических правил, было организовано наблюдение за раз-
витием орфографических навыков у одних и тех же учащихся в тече-
ние шести лет. В частности, были подвергнуты анализу все орфогра-
фические ошибки, допущенные учащимися в течение 6 лет в домашних,
классных, контрольных и экспериментальных работах, и по поводу
каждой ошибки со всеми учащимися были проведены индивидуальные
беседы.
Домашние, классные, контрольные или экспериментальные рабо-
ты, выполненные учащимися в течение шести лет, могли, во-первых,
содержать не все варианты орфограммы, во-вторых, отдельные вари-
анты орфограммы могли быть представлены одним-двумя словами. В
последнем случае по одному "представителю" варианта орфограммы
- 31 -
легко были установлены все остальные употребительные слова, отно-
сящиеся к данному варианту орфограммы.
В том случае, если вариант орфограммы не был представлен в
домашних, классных, контрольных или экспериментальных работах, он
определялся путем анализа смысловых, фонетических или граммати-
ческих особенностей слов, на которые распространяется соответс-
твующее правило, или путем анализа грамматических особенностей
предложений, в которых употребляются подлежащие анализу слова
(такие слова и предложения выписывались на отдельные карточки из
словарей, учебников, сборников упражнений и других пособий для
учителей и учащихся). Чтобы установить, действительно ли те или
иные смысловые, фонетические или грамматические особенности слов
способствуют тому, что учащиеся затрудняются применять соответс-
твующие орфографические правила, были подобраны тексты для дик-
тантов, упражнений типа осложненного списывания и предложены уча-
щимся для выполнения.
По поводу допущенных ошибок с учащимися были проведены инди-
видуальные беседы.
В результате исследовательской работы Н.Н.Алгазина установи-
ла семантические, фонетические и грамматические особенности слов,
которые затрудняют применение учащимися орфографических правил, и
наметила варианты орфограмм по всем орфографическим правилам,
изучаемым в восьмилетней школе.
Рассмотрим значение понятия вариант орфограммы, применитель-
но к методике орфографии. По мнению Н.Н.Алагазиной это значение
таково:
Конкретное решение получил вопрос о содержании наглядных
пособий по орфографии: наглядное пособие того или иного типа по
- 32 -
каждому правилу должно содержать варианты орфограммы. В результа-
те учащиеся получают конкретное представление о том, на какой
круг слов распространяется то или иное правило (таблица с приме-
рами вариантов).
Конкретное содержание получил также вопрос о подборе дидак-
тического языкового материала для объяснения нового орфографичес-
кого правила и для обобщающего его повторения. Этот материал так-
же подбирается с учетом вариантов орфограммы с той же самой целью
- добиться того, чтобы учащиеся получили наглядное представление
о случаях, на которые распространяется изучаемое правило. Если
изучается или повторяется правописание Ь после шипящих на конце
существительных, то делается такая наглядная запись (с учетом ва-
риантов орфограммы):
ш1
Таблица
ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї
і Ь после шипящих на конце существительных і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і I склонение і II склонение і III склонение і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і задач  
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ...
|
|