Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Лингвометодические основы изучения написания буквы ерь после шипящих в окончаниях существительных с учетом вариантов орфограмм

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

задач          і   богач           і   картечь            і

і     рощ            і   клещ            і   мощь               і

і                    і   пастбищ         і                      і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ

і     крыш           і   камыш           і   роскошь            і

і     рогож          і   саквояж         і   залежь             і

АДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩ

 ш2

     Как видим:  в данной таблице представлены все варианты инте-

ресующей нас орфограммы.

     Предельно конкретным  стало и такое указание - разнообразить

тренировочный материал.  Теперь ясно,  что разнообразить трениро-

вочный материал - это значит подбирать для упражнений дидактичес-

кий материал с учетом вариантов орфограммы. В этом случае чрезвы-

чайно важны   сведения о степени трудности вариантов орфограммы и


                                - 33 -

о количественном соотношении вариантов орфограммы в упражнениях.

          _Обзор учебной литературы применительно к теме.

     Проанализируем учебники с  точки  зрения  интересующего  нас

вопроса -  о  вариантности  орфограммы  "Ь после шипящих на конце

имени существительных".

      _1.Русский язык Т.Г.Рамзаева 4 кл. (1-4) 1993 г. 5-е изд.

     речь, мышь, стриж, туч, обруч, молодежь, печь помощь, каран-

даш, луч,  ночь,  рожь,  ландыш, глушь, еж, багаж, скрипач, врач,

мяч, мощь, задач, груш, товарищ, ложь,  плащ, шалаш.

      _2.Русский язык М.Л.Закожурникова 2 кл. (1-3) 19-е изд.

     ночь, дочь,  молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь,

мяч, нож,  тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь,

камыш, рубеж,  багаж,  богач,  плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь,

малыш, борщ, обруч,  лещ.

      _3.Русский язык Т.Г.Рамзаева 3 кл. (1-4) 4-е изд.

     луч, речь,  вещь, помощь, врач, шалаш, чиж, мышь, ерш, грач,

плащ, ночь, мяч, нож, лещ, камыш, овощ, этаж, товарищ, душ, печь,

сторож, ландыш, ключ, хвощ.

      _4.Русский язык М.Л.Закожурникова 3 кл. (1-3) 19-е изд.

     ночь, дочь,  молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь,

мяч, нож,  тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь,

камыш, рубеж,  багаж,  богач,  плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь,

малыш борщ, обруч,  лещ.

      _Вывод .: Во всех четырех учебниках полностью представлены 4  и

5 вариант интересующей нас орфограммы, т.е. сущ. 2-го и 3-го скл.

(в И.п.  и В.п. Ед.ч.) на мягкий и твердый шипящий. В учебнике N1


                                - 34 -

представлен 2 вариант, т.е. сущ. 1-го скл. (в Р.п. мн.ч.). В уче-

нике N2 представлен 3-й вариант орфограммы, т.е. сущ 2-го скл. (в

Р.п. мн.ч.)

     Таким образом в учебниках для 4 (1-4) и 3 (1-3) класса, ког-

да идет  повторение  и закрепление темы "Ь после шипящих на конце

существительных", изученной в  предыдущих  классах,  представлены

некоторые варианты орфограммы.  Однако эти  слова,  включенные  в

учебники (или упражнения) не охватывают всех вариантов, по нашему

мнению, необходимых для изучения данной орфограммы.  Что касается

учебника 2  класса  М.Л.Закожурниковой  по программа 1-3,  когда

учащиеся впервые знакомятся с правилом "Правописание Ь после  ши-

пящих на  конце  существительных",  то здесь представлено  крайне

недостаточное количество  вариантов орфограммы.

      3.ВАРИАНТЫ ОРФОГРАММ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬСЯ

         В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИХ СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ

     Исследования Н.Н.Алгазиной показали,  что при изучении  темы

"Ь после шипящих на конце существительных" учащиеся обычно допус-

кают ошибки двух видов:  если пропускают букву Ь ("щелоч",  "пус-

тош"  и т.п.) или пишут лишнюю букву Ь ("много кожь",  "кумачь" и

т.п.)

     Причины такого явления кроются в следующем. Нередко учащиеся

пользуются при письме обобщенным правилом:  "На  конце  существи-

тельных м.р.  после шипящих Ь не пишется, а в сущ. ж.р. пишется".

Это правило помогает учащимся при написании сущ. 3-го и 2-го скл.

(врач, грач,  ночь, печь и т.п.). Но встретившись с существитель-

ным 1-го скл., стоящим в родительном падеже мн.ч. учащиеся допус-


                                - 35 -

кают ошибки в словах типа дач,  кож,  (сущ. ж.р.). Происходит это

потому, что в формулировке приведенного выше правила  не  указаны

все необходимые  условия его применения.

     Ошибки имеют место и в том случае, если учащиеся неверно оп-

ределяют грамматические признаки имен существительных: род, скло-

нение. Род имен существительных учащиеся неверно определяют в том

случае, если не знают смысла слов.  Индивидуальные беседы показы-

вают, что учащиеся,  допускающие ошибки, не знают значения  слов:

бич, кумач,  смерч, патронташ, саквояж, кряж, корж, фальшь, кар-

течь и др.

 

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»