←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
задач і богач і картечь і
і рощ і клещ і мощь і
і і пастбищ і і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і крыш і камыш і роскошь і
і рогож і саквояж і залежь і
АДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩ
ш2
Как видим: в данной таблице представлены все варианты инте-
ресующей нас орфограммы.
Предельно конкретным стало и такое указание - разнообразить
тренировочный материал. Теперь ясно, что разнообразить трениро-
вочный материал - это значит подбирать для упражнений дидактичес-
кий материал с учетом вариантов орфограммы. В этом случае чрезвы-
чайно важны сведения о степени трудности вариантов орфограммы и
- 33 -
о количественном соотношении вариантов орфограммы в упражнениях.
_Обзор учебной литературы применительно к теме.
Проанализируем учебники с точки зрения интересующего нас
вопроса - о вариантности орфограммы "Ь после шипящих на конце
имени существительных".
_1.Русский язык Т.Г.Рамзаева 4 кл. (1-4) 1993 г. 5-е изд.
речь, мышь, стриж, туч, обруч, молодежь, печь помощь, каран-
даш, луч, ночь, рожь, ландыш, глушь, еж, багаж, скрипач, врач,
мяч, мощь, задач, груш, товарищ, ложь, плащ, шалаш.
_2.Русский язык М.Л.Закожурникова 2 кл. (1-3) 19-е изд.
ночь, дочь, молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь,
мяч, нож, тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь,
камыш, рубеж, багаж, богач, плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь,
малыш, борщ, обруч, лещ.
_3.Русский язык Т.Г.Рамзаева 3 кл. (1-4) 4-е изд.
луч, речь, вещь, помощь, врач, шалаш, чиж, мышь, ерш, грач,
плащ, ночь, мяч, нож, лещ, камыш, овощ, этаж, товарищ, душ, печь,
сторож, ландыш, ключ, хвощ.
_4.Русский язык М.Л.Закожурникова 3 кл. (1-3) 19-е изд.
ночь, дочь, молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь,
мяч, нож, тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь,
камыш, рубеж, багаж, богач, плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь,
малыш борщ, обруч, лещ.
_Вывод .: Во всех четырех учебниках полностью представлены 4 и
5 вариант интересующей нас орфограммы, т.е. сущ. 2-го и 3-го скл.
(в И.п. и В.п. Ед.ч.) на мягкий и твердый шипящий. В учебнике N1
- 34 -
представлен 2 вариант, т.е. сущ. 1-го скл. (в Р.п. мн.ч.). В уче-
нике N2 представлен 3-й вариант орфограммы, т.е. сущ 2-го скл. (в
Р.п. мн.ч.)
Таким образом в учебниках для 4 (1-4) и 3 (1-3) класса, ког-
да идет повторение и закрепление темы "Ь после шипящих на конце
существительных", изученной в предыдущих классах, представлены
некоторые варианты орфограммы. Однако эти слова, включенные в
учебники (или упражнения) не охватывают всех вариантов, по нашему
мнению, необходимых для изучения данной орфограммы. Что касается
учебника 2 класса М.Л.Закожурниковой по программа 1-3, когда
учащиеся впервые знакомятся с правилом "Правописание Ь после ши-
пящих на конце существительных", то здесь представлено крайне
недостаточное количество вариантов орфограммы.
3.ВАРИАНТЫ ОРФОГРАММ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬСЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИХ СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ
Исследования Н.Н.Алгазиной показали, что при изучении темы
"Ь после шипящих на конце существительных" учащиеся обычно допус-
кают ошибки двух видов: если пропускают букву Ь ("щелоч", "пус-
тош" и т.п.) или пишут лишнюю букву Ь ("много кожь", "кумачь" и
т.п.)
Причины такого явления кроются в следующем. Нередко учащиеся
пользуются при письме обобщенным правилом: "На конце существи-
тельных м.р. после шипящих Ь не пишется, а в сущ. ж.р. пишется".
Это правило помогает учащимся при написании сущ. 3-го и 2-го скл.
(врач, грач, ночь, печь и т.п.). Но встретившись с существитель-
ным 1-го скл., стоящим в родительном падеже мн.ч. учащиеся допус-
- 35 -
кают ошибки в словах типа дач, кож, (сущ. ж.р.). Происходит это
потому, что в формулировке приведенного выше правила не указаны
все необходимые условия его применения.
Ошибки имеют место и в том случае, если учащиеся неверно оп-
ределяют грамматические признаки имен существительных: род, скло-
нение. Род имен существительных учащиеся неверно определяют в том
случае, если не знают смысла слов. Индивидуальные беседы показы-
вают, что учащиеся, допускающие ошибки, не знают значения слов:
бич, кумач, смерч, патронташ, саквояж, кряж, корж, фальшь, кар-
течь и др.
 
←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
|
|