←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
правило правописания проверяемых безударных
гласных корня ориентировано на подбор "проверочных слов" ("Безу-
дарные гласные в корне пишутся так же, как они пишутся под ударе-
нием в словах с тем же корнем"), то от учащихся ускользает сама
суть явления, а именно: безударные гласные обозначаются той же
буквой, что и ударные в корнях с общим значением, т.е. в одноко-
ренных словах.
Главное, что есть в правиле - это его ориентированность на
семантику: корни одного значения (однокоренные слова) пишутся
всегда одинаково как с проверяемыми гласными, так и с непроверяе-
мыми. Чтобы не было ошибок типа "жилеть" (потому что "жила"), за-
дающих ложный способ действия "на основе правила", содержанием
деятельности должен стать научный способ подбора однокоренных
слов, объясняющий одно слово через другое, ближнеродственное: ма-
лыш - это совсем маленький человек, ребенок. Объясняя значение
корня через ближнеродственное слово, ученик овладевает способом
действия, адекватным правилу (психологи Д.Н.Богоявленский,
С.Ф.Жуйков и др. называют его правилообразным способом действия).
Привыкая именно так определять написание, учащиеся осваивают и
правило, которое наполняются для них истинным содержанием, и при-
ем, способ действия.
- 9 -
Изложенный подход согласуется с утвердившимся в психологии
положением о единстве сознания и деятельности, о деятельностном
подходе к обучению.
Рассматривая обучение как специально организуемый процесс,
психологи и педагоги предполагают обязательное наличие в нем вза-
имосвязанных этапов. При этом важная роль отводится "осознанию
целей и задач действия - что должно быть получено в результате
действия и на отдельных его этапах" [6], а также осознанию спосо-
бов выполнения действий. В связи с этим в самом действии (в дан-
ном случае орфографическом действии) выделяются два компонента -
ориентировочный и исполнительный, или ориентировочная и исполни-
тельная части.
Решающая роль в качественной характеристике действия принад-
лежит ориентировочной части. Согласно исследованиям П.Я.Гальпери-
на, для характеристики самой ориентировочной части решающее зна-
чение имеет ориентировочная основа действия - совокупность обсто-
ятельств, на которых фактически ориентируется ребенок при его вы-
полнении. Существует множество вариантов ориентировочной основы
действия, и все их различия имеют известное значение. Но в обуче-
нии кардинальные различия вызывают только следующие особенности
ориентировочной основы действия: ее полнота и то, как она состав-
лена, - эмпирически: для отдельных заданий или рационально - ге-
нетическим способом, который применим к любым заданиям изучаемой
области. От этого зависят основные типы ориентировки в предмете и
основные типы его учения с их разными возможностями и результата-
ми.
М.М.Разумовская отмечает, что выбор ориентиров, существенных
для становления навыка, в практике обучения связывается с особен-
- 10 -
ностями изучаемого предмета (орфографии), этапами обучения и
конкретной задачей. Например, в начальных классах при изучении
темы "Ь после шипящих", когда учащиеся еще не различают склоне-
ний, их внимание обращается на то, что существительные ж.р. ед.ч.
на шипящий принимают на письме Ь (рожь, мышь) по аналогии с др.
словами этого класса: тетрадь, кровать.
На этапе систематического курса учащиеся получаю уже иные
ориентиры: в конце имен существительных 3-го склонения после ши-
пящих пишется Ь: дочь, тишь.
Соответственно этим двум установкам система операций (испол-
нительная часть) будет различной. Направленность действий в пер-
вом случае будет ограничиваться противопоставлениями слов по ро-
довому признаку (тишь - камыш, рожь - нож). Слова типа крыш, дач
требуют введения нового коррелята - числа, что осложняет условие
действия не только из-за возрастающего количества ориентиров, но
и из-за противоречивости основного ориентира и второго, ограничи-
тельного (слова крыш, дач тоже ж.р.). Это бесспорно влияет на ка-
чество навыка.
Пятиклассники, если оставить родовой признак ориентировки,
делают ошибок в контрольных словах типа дач, крыш в среднем на
40% больше, чем при введении нового ориентира - склонения. Одна-
ко, несмотря на очевидное преимущество установки на склонение,
дать этот ориентир на этапе 1-2 классов массовой школы нельзя
из-за отсутствия необходимых знаний и умений у школьников в об-
ласти языка.
Поэтому процесс формирования навыков строится в зависимости
от этапа обучения. Признаки, на которые ориентируются учащиеся
различных возрастных групп, меняются, становясь каждый более
- 11 -
"грамматичным". Постоянное совершенствование орфографических
действия учащихся, основанное на возрастающих научных знаниях
способствует развитию школьников, качественному улучшению их на-
выков.
Но ориентировочная основа действия может быть различной не
только на разных этапах, но и для конкретного этапа обучения. Для
методики орфографии данное положение чрезвычайно важно. Очень
часто правило можно "прочитать" по-разному. Результаты же обуче-
ния напрямую определяются удачным или менее удачным раскрытием
содержания правила. На что конкретно направляется внимание учени-
ка при усвоении им тех или иных написаний, имеет решающее значе-
ние в становлении навыков орфографии.
При этом, однако, подчеркивает
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
|
|