Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Лингвометодические основы изучения написания буквы ерь после шипящих в окончаниях существительных с учетом вариантов орфограмм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 

подчеркивает М.М.Разумовская, необходимо

учитывать следующее обстоятельство. Признаки, на которые предсто-

ит ориентироваться ученику  в  своей  практической  деятельности,

обычно уже  намечены  в  формулировке орфографического правила.Но

чтобы правило "работало",  чтобы ученик, решая вопросы написания,

руководствовался именно данными в правиле ориентирами, направлен-

ность упражнений (исполнительная часть) должна согласовываться  с

содержанием правила (ориентировочной частью).  В практике же обу-

чения такого соответствия часто не бывает,  чем и объясняется не-

редко наблюдаемый  разрыв  между  знанием  словесной формулировки

правила (установки) и произвольно складывающимся  орфографически-

м навыком.  Например,  правило  правописания  О-Е после шипящих в

корне, как  оно  дано  в  учебнике  (установка   на   запоминание

слов-исключений) не  соответствует исполнительной части (упражне-

ния требуют подбора однокоренных слов). Рассогласование установки

и действия ослабляет результаты обучения: ориентировочные признаки


                                - 12 -

"по правилу" не совпадают с фактической направленностью  действия

ученика "по заданию" упражнения. Навык формируется в условиях не-

совпадения, рассогласования ориентировочной и исполнительной час-

тей орфографического  действия,  что не может не сказаться на его

качестве.

     Представляется, однако,  бесспорным,  что  характер заданий

должен иметь такую направленность,  чтобы действия  "по  заданию"

отрабатывались на основе правила на теоретической основе.  Навыки

формируются на основе знания способов выполнения действия. Наибо-

лее успешно  - быстро и безошибочно - учащиеся овладевают навыком

на основе знания  и  применения  алгоритма  или  алгоритмического

предписания.

     Решая вопрос о работе на формированием у школьников орфогра-

фических навыков,  учитель должен прежде всего учитывать психоло-

гическую природу орфографического навыка.  Как уже было  сказано,

навыки -  это автоматизированные компоненты сознательной деятель-

ности. При этом нужно учитывать,  что слово  "автоматизированный"

означает способ образования навыка как действия,  вначале основы-

вающегося на сознательном применении определенных правил  и  лишь

затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации.

     Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство: ав-

томатизированный навык  позволяет на каждом шагу, в частности при

затруднениях, вновь становиться сознательным.

     Навыки формируются на базе умений (П.Я.Гальперин,  Е.Н.Каба-

нова-Меллер, Д.Б.Эльконин и др.). Умения в свою очередь связаны с

усвоением знаний и их применением на письме (Н.С.Рождественский).

     Условия, необходимые для формирования орфографических  навы-

ков таковы:


                                - 13 -

     - высокий научный уровень преподавания орфографии;

     - связь между формированием орфографических навыков и разви-

тием речи;

     - знание орфографических правил;

     - знание схемы  применения  правил  (схемы  орфографического

разбора )  и умение производить орфографический разбор,  способс-

твующий применению правил;

     - упражнения,  отрабатывающие умения применять орфографичес-

кое правило.

     Причем следует подчеркнуть,  что "упражнения и правильно по-

нятая тренировка - это не повторение одного и  того  же  первично

произведенного движения или действия,  а повторное разрешение од-

ной и той же задачи,  в процессе которой первоначальное  движение

(действие) совершенствуется  и  качественно  видоизменяется" [Ру-

бинштейн].

     Как формируются навыки? Как организовать быстрое, безошибоч-

ное и прочное овладение учащимися навыками?

     Умения и  навыки формируются на основе выполнения определен-

ной системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процес-

се творческого их применения в изменяющихся ситуациях.

     Что же следует понимать под термином "упражнение"?  В психо-

логии упражнением  называют  многократное выполнение определенных

действий или видов деятельности,  имеющее целью их освоение, опи-

рающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и

корректировкой. В этом определении подчеркивается  целенаправлен-

ность упражнений,  которые  осуществляются  на основе понимания и

тщательно продуманного  педагогического  руководства.  Стихийное,

неуправляемое повторение  действий может не привести к их усовер-


                                - 14 -

шенствованию или приведет к механической тренировке в  применении

действий в стандартных условиях.  Педагогическое руководство уп-

ражнениями учащихся предполагает применение определенной методики

занятий и научно обоснованных пособий и руководств для учащихся.

     Сначала учащиеся неуверенно владеют  изучаемыми  действиями,

при затруднении  пытаются  вспомнить соответствующее правило.  По

мере совершенствования действия потребность в припоминании прави-

ла или  способа  отпадает.  Постепенно действия автоматизируются,

переходят в навыки.  Внимание учащихся при этом переключается  на

процесс получения  необходимого результата и на качество выполне-

ния действия или операции.  При этом контроль человека над  авто-

матизированным действием никогда не прекращается.  Например, уче-

ник автоматически записывает слова,  которые диктует учитель. Ему

не приходится, вспоминать правила, как писать отдельные буквы. Но

как только в диктанте встречается слово с незнакомой или  сложной

орфограммой, в процессе письма включается память,  мышление и др.

психологические процессы.

     Осуществляя функцию "скрытого контроля", сознание

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»