Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Лингвометодические основы изучения написания буквы ерь после шипящих в окончаниях существительных с учетом вариантов орфограмм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 

сознание как бы на-

ходится всегда "в резерве", включаясь тогда, когда выполнение ав-

томатизированных действий  наталкивается на какие-то препятствия:

кончились чернила в авторучке,  неправильно подобрано  слово,  на

бумаге оказался  волосок,  и буква не получилась,  - во всех этих

случаях немедленно включается "главный контролер" -  человеческое

сознание. Оно  осуществляет  анализ затруднений и определяет путь

преодоления препятствий.  В результате такого контроля и устране-

ния затруднения функционирование выработанного навыка продолжает-

ся.

     Показателями успешного формирования навыка являются: 1) уве-


                                - 15 -

личивающаяся быстрота выполнения отрабатываемых движений;  2) по-

вышение их качества,  точности, согласованности; 3) падение физи-

ческого и нервного напряжения у самого работающего  человека.

     Нетрудно вспомнить,  что  взрослый,  обучая  ребенка писать,

прыгать или играть на рояле, не только показывает ему образец ав-

томатизируемого действия.  Учитель объясняет, как его надо произ-

вести, какие ошибки и почему допустил  ученик,  находит  средства

побудить ребенка  к новой пробе.  Давая оценку выполненного дейс-

твия и приложенного учеником старания,  приводит обоснование выс-

казанного им оценочного суждения.

     Таким образом, в процессе выработки навыка у человека огром-

ную роль играет речь и те меры социального воздействия людей друг

на друга,  которые связаны с многообразными формами  межлюдского

общения. Следует  особо  подчеркнуть  важное значение в выработке

навыка осознания ребенком цели автоматизируемых  действий  и  его

собственное желание овладеть соответствующим навыком. Велика так-

же и роль самоконтроля.

     Как же  решается  проблема формирования у учащихся навыков в

педагогической теории и практике?

     Как педагогическая наука, так и школьная практика в послед-

ние годы значительно продвинулась в  вопросе  определения  рацио-

нальных способов формирования у школьников учебных навыков. Нема-

ло сделано в совершенствовании  содержания  упражнений,  изменение

соотношения репродуктивных  и творческих упражнений в пользу пос-

ледних, применении проблемных заданий, методики руководства рабо-

той учащихся в процессе выполнения упражнений.  Однако до сих пор

не выработана дидактическая система упражнений, предусматривающая

постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности уча-


                                - 16 -

щихся в их выполнении.  В предложенной Онищук В.А.  дидактической

системе упражнений первые задания имеют репродуктивный характер и

предусматривают актуализацию ранее  приобретенных  знаний,  чувс-

твенного и практического опыта, на которые должно опираться усво-

ение новых навыков.  Они выполняются под жестким контролем и  при

помощи постоянной корректировки учителя,  но при этом требуют ми-

нимума самостоятельности и творчества.  Переход от предшествующих

видов знаний  и  упражнений  к последующим предполагает не только

постоянное нарастание трудности и сложности заданий,  но и усиле-

ние самостоятельности  в их выполнении и творческого подхода в их

решении. Представление о последовательности упражнений и их соот-

ветствие целям  и  задачам  обучения на различных этапах усвоения

навыков может дать  таблица.

                  Последовательность упражнений

             в процессе усвоения  учащимися навыков

 ш1.0

ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї

і Дидактическая цель (задача)    і                              і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ

і Актуализация опорных знаний    іПодготовительные упражнения.  і

іи навыков.                      і                              і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ

і Усвоение знаний (правил,       іВводные упражнения (познава-  і

іпонятий).                       ітельные, мотивационные).      і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ

і Первичное применение           іПробные упражнения.           і

ізнаний.                         і                              і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ

і Овладение навыками в стан-     іТренировочные упражнения (по  і

ідартных условиях.               іобразцу, инструкции, заданию).і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ

і Творческий перенос знаний      іТворческие упражнения         і

іи навыков в нестандартные       і                              і

іусловия (усвоение умений)       і                              і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ

і Контроль, коррекция и          іКонтрольные упражнения.     

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»