←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...
сознание как бы на-
ходится всегда "в резерве", включаясь тогда, когда выполнение ав-
томатизированных действий наталкивается на какие-то препятствия:
кончились чернила в авторучке, неправильно подобрано слово, на
бумаге оказался волосок, и буква не получилась, - во всех этих
случаях немедленно включается "главный контролер" - человеческое
сознание. Оно осуществляет анализ затруднений и определяет путь
преодоления препятствий. В результате такого контроля и устране-
ния затруднения функционирование выработанного навыка продолжает-
ся.
Показателями успешного формирования навыка являются: 1) уве-
- 15 -
личивающаяся быстрота выполнения отрабатываемых движений; 2) по-
вышение их качества, точности, согласованности; 3) падение физи-
ческого и нервного напряжения у самого работающего человека.
Нетрудно вспомнить, что взрослый, обучая ребенка писать,
прыгать или играть на рояле, не только показывает ему образец ав-
томатизируемого действия. Учитель объясняет, как его надо произ-
вести, какие ошибки и почему допустил ученик, находит средства
побудить ребенка к новой пробе. Давая оценку выполненного дейс-
твия и приложенного учеником старания, приводит обоснование выс-
казанного им оценочного суждения.
Таким образом, в процессе выработки навыка у человека огром-
ную роль играет речь и те меры социального воздействия людей друг
на друга, которые связаны с многообразными формами межлюдского
общения. Следует особо подчеркнуть важное значение в выработке
навыка осознания ребенком цели автоматизируемых действий и его
собственное желание овладеть соответствующим навыком. Велика так-
же и роль самоконтроля.
Как же решается проблема формирования у учащихся навыков в
педагогической теории и практике?
Как педагогическая наука, так и школьная практика в послед-
ние годы значительно продвинулась в вопросе определения рацио-
нальных способов формирования у школьников учебных навыков. Нема-
ло сделано в совершенствовании содержания упражнений, изменение
соотношения репродуктивных и творческих упражнений в пользу пос-
ледних, применении проблемных заданий, методики руководства рабо-
той учащихся в процессе выполнения упражнений. Однако до сих пор
не выработана дидактическая система упражнений, предусматривающая
постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности уча-
- 16 -
щихся в их выполнении. В предложенной Онищук В.А. дидактической
системе упражнений первые задания имеют репродуктивный характер и
предусматривают актуализацию ранее приобретенных знаний, чувс-
твенного и практического опыта, на которые должно опираться усво-
ение новых навыков. Они выполняются под жестким контролем и при
помощи постоянной корректировки учителя, но при этом требуют ми-
нимума самостоятельности и творчества. Переход от предшествующих
видов знаний и упражнений к последующим предполагает не только
постоянное нарастание трудности и сложности заданий, но и усиле-
ние самостоятельности в их выполнении и творческого подхода в их
решении. Представление о последовательности упражнений и их соот-
ветствие целям и задачам обучения на различных этапах усвоения
навыков может дать таблица.
Последовательность упражнений
в процессе усвоения учащимися навыков
ш1.0
ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї
і Дидактическая цель (задача) і і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і Актуализация опорных знаний іПодготовительные упражнения. і
іи навыков. і і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і Усвоение знаний (правил, іВводные упражнения (познава- і
іпонятий). ітельные, мотивационные). і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і Первичное применение іПробные упражнения. і
ізнаний. і і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і Овладение навыками в стан- іТренировочные упражнения (по і
ідартных условиях. іобразцу, инструкции, заданию).і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і Творческий перенос знаний іТворческие упражнения і
іи навыков в нестандартные і і
іусловия (усвоение умений) і і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і Контроль, коррекция и іКонтрольные упражнения.  
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...
|
|