←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
упражнения. і
іоценка навыков и умений і і
АДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩ
ш2.0
Дадим краткую характеристику каждому из видов упражнений.
- 17 -
Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить
школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на
практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный харак-
тер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.
Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у
учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подго-
товить условия для самостоятельного поиска новых способов выпол-
нения действий или формирования соответствующего правила (алго-
ритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического ма-
териала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося
основой для усвоения навыков.
Пробные упражнения - это самые первые задания на применение
только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый
материал усвоен еще непрочно, и учащиеся могут допустить ошибки в
его применении.
Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися
навыков в стандартных условиях. От проблемных они отличаются
большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их вы-
полнении, а также большим разнообразием заданий, сложность и
трудность выполнения которых постепенно нарастает.
Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том,
чтобы сформировать у учащихся правильно и быстро решать проблемы
на основе творческого применения полученных знаний и приобретен-
ных навыков.
Контрольные задания носят, главным образом, обучающий харак-
тер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные
и творческие элементы. Контрольные задания должны быть средней
трудности и состоять из типовых ситуаций без особого усложнения
- 18 -
содержания.
Отметим далее, что важным условием формирования орфографи-
ческих навыков является вариантность дидактического материала,
подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении
орфографических правил.
И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в
ходе формирования орфографических навыков, также является необхо-
димым условием успешной работы с учащимися по орфографии.
Известно, что орфографический навык является необходимым
компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык - это
речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с ра-
ботой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы
учащиеся прошли через этап "совмещения" двух задач:"выражать свои
мысли в письменной форме, соблюдать при этом орфографические нор-
мы" [Богоявленский].
При этом совмещении орфографическое действие становится спо-
собом выполнения другого действия В результате вырабатывается
прочный орфографический навык.
При изучении орфографии систематически проводится работа над
значением слов и фразеологизмов, что способствует формированию
орфографического навыка и обогащению словаря учащихся, например:
тушь - туш, недостает - не достает; не покладая рук и т.д. и т.п.
Работа над словосочетанием при изучении орфографии имеет
свою специфику: учащиеся по зависимому слову устанавливают ос-
новное слово, например при изучении правил правописания безудар-
ных гласных Е и И в падежных окончаниях существительных и т.д. В
этом трудность для учащихся, которая преодолевается только трени-
ровочными упражнениями.
- 19 -
Работа над предложением особенно уместна при изучении право-
писания окончаний, а также частиц и союзов. Учащиеся составляют
собственные примеры (иногда по образцам), заменяют или вставляют
отдельные слова в предложении и т.д.
Работа над связной речью ведется исходя из того, какие зада-
чи ставятся по развитию связной речи. Работа по орфографии осу-
ществляется попутно.
Готовя учащихся к очередному изложению или сочинению, учи-
тель, с одной стороны систематически ведет работу над орфографи-
ческими ошибками, допущенными в последней работе, с другой -
систематически ведет работу по предупреждению орфографических
ошибок в очередном изложении или сочинении.
Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стре-
мится к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкрет-
ную учебную задачу, решать эту учебную задачу рациональным спо-
собом, контролировать себя. В таком случае учитель будет осущест-
влять воспитание культуры умственного труда, что является сос-
тавной частью умственного и трудового воспитания. Учебный труд
при умелой его организации способствует не только формированию
навыков рационального умственного труда, но и воспитанию трудолю-
бия, привычки работать добросовестного, в полную силу, доводя на-
чатое дело до конца. А все это вместе успешно готовит школьников
к самостоятельной трудовой деятельности.
Вывод по II главе: поскольку навык складывается не сразу, а
постепенно, а качество его определяется способом действия, для
достижения учебных целей особенно важно осознать следующие поло-
жения психологической теории:
1. Процесс формирования навыков предполагает наличие опре-
 
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
|
|