Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Лингвометодические основы изучения написания буквы ерь после шипящих в окончаниях существительных с учетом вариантов орфограмм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 

упражнения.       і

іоценка навыков и умений         і                              і

АДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩ

 ш2.0

     Дадим краткую характеристику  каждому из видов упражнений.


                                - 17 -

     Подготовительные упражнения  имеют  своей  целью подготовить

школьников к восприятию новых знаний и способов их применения  на

практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный харак-

тер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.

     Вводные упражнения  применяются  для  того,  чтобы создать у

учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения,  подго-

товить условия  для самостоятельного поиска новых способов выпол-

нения действий  или  формирования соответствующего правила (алго-

ритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического ма-

териала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося

основой для усвоения навыков.

     Пробные упражнения - это самые первые задания на  применение

только что  полученных знаний.  Их используют тогда,  когда новый

материал усвоен еще непрочно, и учащиеся могут допустить ошибки в

его применении.

     Тренировочные упражнения направлены  на  усвоение  учащимися

навыков в  стандартных  условиях.  От  проблемных  они отличаются

большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их вы-

полнении, а  также  большим  разнообразием заданий,  сложность и

трудность выполнения которых постепенно нарастает.

     Дидактическая цель  творческих упражнений заключается в том,

чтобы сформировать у учащихся правильно и быстро решать  проблемы

на основе  творческого применения полученных знаний и приобретен-

ных навыков.

     Контрольные задания носят, главным образом, обучающий харак-

тер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные

и творческие  элементы.  Контрольные  задания должны быть средней

трудности и состоять из типовых ситуаций без  особого  усложнения


                                - 18 -

содержания.

     Отметим далее,  что важным условием формирования  орфографи-

ческих навыков  является  вариантность дидактического материала,

подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в  применении

орфографических правил.

     И, наконец,  воспитание учащихся,  которое осуществляется  в

ходе формирования орфографических навыков, также является необхо-

димым условием успешной работы с учащимися по орфографии.

     Известно, что  орфографический  навык  является  необходимым

компонентом письменной речи.  Значит, орфографический навык - это

речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с ра-

ботой по развитию речи учащихся.  Кроме того,  очень важно, чтобы

учащиеся прошли через этап "совмещения" двух задач:"выражать свои

мысли в письменной форме, соблюдать при этом орфографические нор-

мы" [Богоявленский].

     При этом совмещении орфографическое действие становится спо-

собом выполнения  другого  действия  В  результате вырабатывается

прочный орфографический навык.

     При изучении орфографии систематически проводится работа над

значением  слов  и фразеологизмов,  что способствует формированию

орфографического навыка и обогащению словаря учащихся,  например:

тушь - туш, недостает - не достает; не покладая рук и т.д. и т.п.

     Работа над  словосочетанием  при  изучении  орфографии имеет

свою специфику:  учащиеся по зависимому слову устанавливают  ос-

новное слово,  например при изучении правил правописания безудар-

ных гласных Е и И в падежных окончаниях существительных и т.д.  В

этом трудность для учащихся, которая преодолевается только трени-

ровочными упражнениями.


                                - 19 -

     Работа над предложением особенно уместна при изучении право-

писания окончаний,  а также частиц и союзов. Учащиеся составляют

собственные примеры (иногда по образцам),  заменяют или вставляют

отдельные слова в предложении и т.д.

     Работа над связной речью ведется исходя из того, какие зада-

чи ставятся по развитию связной речи.  Работа по орфографии  осу-

ществляется попутно.

     Готовя учащихся к очередному изложению или  сочинению,  учи-

тель, с одной стороны систематически ведет работу над орфографи-

ческими ошибками,  допущенными в последней работе,  с  другой  -

систематически ведет  работу  по  предупреждению орфографических

ошибок в очередном изложении или сочинении.

     Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стре-

мится к тому,  чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкрет-

ную учебную задачу,  решать эту учебную задачу рациональным спо-

собом, контролировать себя. В таком случае учитель будет осущест-

влять воспитание  культуры умственного труда,  что является сос-

тавной частью умственного и трудового  воспитания.  Учебный  труд

при умелой  его  организации  способствует не только формированию

навыков рационального умственного труда, но и воспитанию трудолю-

бия, привычки работать добросовестного,  в полную силу, доводя на-

чатое дело до конца.  А все это вместе успешно готовит школьников

к самостоятельной трудовой деятельности.

     Вывод по II главе:  поскольку навык складывается не сразу, а

постепенно,  а качество его определяется способом  действия,  для

достижения  учебных целей особенно важно осознать следующие поло-

жения психологической теории:

     1. Процесс формирования навыков предполагает наличие  опре-


   

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»