Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Лингвометодические основы изучения написания буквы ерь после шипящих в окончаниях существительных с учетом вариантов орфограмм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 

                                - 20 -

деленных этапов  обучения со своими совершенно конкретными целями

и задачами.  Так, в период обучения грамоте дети учатся правильно

сидеть, правильно держать ручку, соблюдать ровную строчку, верный

наклон букв, затем учатся писать элементы букв, отдельные буквы,

слоги, слова и т.д.

     Позднее, но тоже на начальном этапе обучения, учащихся приу-

чают уже  анализировать  элементы  письменной речи с точки зрения

грамматической формы, лексического или грамматического значения и

т.д. По  словам психолога С.Ф.Жуйкова,  в ходе занятий "у младших

школьников складывается система умственных операций, в результате

выполнения которых решаются грамматико-орфографические задачи оп-

ределенного типа".

     В период  систематического курса (5-9 классы) этапы обучения

тоже должны выделяться,  так как без них сложно говорить о разви-

тии, совершенствовании  навыков  правописания у школьников данной

возрастной группы.

     2. Не только  четко обозначенные этапы с их целями и задачами

влияют на качество обучения,  но также не менее  важное  значение

имеет осознание обучающимися способов действия.  При этом замече-

но, что разный способ действия имеет свой  результативный  "пото-

лок". Если применяемый способ перестает в определенный период обу-

чения давать требуемые результаты, его следует заменить другим.

     3. Способ действия тесно связан с его ориентировочной осно-

вой - той системой конкретных операций, которые позволяют достичь

искомого результата.  Например,  при одном и том же теоретическом

способе действия обнаружения орфограмм результаты получаются раз-

ными, когда  ученик  ориентируется  на наличие ударных-безударных

звуков, место согласных в слове или на факт  наличия  графических


                                - 21 -

вариантов,возможных в рамках произносительных норм. В этом и иных

случаях ориентировочная основа действия ведет фактически к  раз-

ным методам обучения с их различными результатами.

     4. Наконец,  психологи оговаривают и формы выполнения  дейс-

твий: 1) материальная (наличие плана выполнения действия, опорных

материалов, схем,  таблиц и т.д.);  2) речевая (ученик вслух ком-

ментирует, проговаривает  в каком порядке,  что он будет делать);

3) умственная (все операции совершенствуются в  уме,  про  себя).

Умственная форма  действия  -  преддверие  навыков,  автоматизма.

Цель обучения орфографии и есть автоматически верное письмо,  ко-

торое сложилось путем специального сознательного научения.

     В практике обучения нередко используется наиболее полно пер-

вая  форма,  слабее вторая и почти отсутствует третья.  Поэтому и

ожидаемые результаты не всегда  удается  получить.  Каждая  форма

действия требует отработки через свою систему упражнений.

     5. Если учебный процесс поставлен грамотно, не трудно бывает

наладить и самоконтроль учащихся,  который составляет важный ком-

понент их учебной деятельности.  Ученик должен прилагать  опреде-

ленный  усилия в этом направлении и правильно оценивать регулярно

получаемую информацию о своих успехах.  Такой самоконтроль оказы-

вает особенно положительное влияние на дальнейшее овладение соот-

ветствующим навыком и его совершенство.

     6. Важным является качество дидактического материала,  кото-

рый должен быть подобран с учетом вариантов орфограммы.

.

                                - 22 -

 2ГЛАВА II. ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ НАПИСАНИЯ

           2БУКВЫ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

           2С УЧЕТОМ ВАРИАНТОВ ОРФОГРАММЫ

      1. ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

     Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистичес-

ких позиций. Теоретические обобщения в области фонетики, графики,

орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и  правописа-

нию;  грамматические теории (о частях речи, словосочетании, пред-

ложении) является базой для методики обучения грамматике; на лек-

сику,  теорию текста и др.  дисциплины, изучающие речь, опирается

методика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические

основы методики обучения русскому языку.

     Понимание природы орфографии,  ее свойств раскрывается через

ее принципы,  т.  е.  через основные положения ее теории. Русская

орфография подчинена нескольким принципам.  Нас интересует морфо-

логический принцип, т.к. наша тема основана на нем. М.Р.Львов го-

ворит о том,  что морфологический принцип орфографии предполагает

единообразное,  одинаковое  написание морфем - корня,  приставки,

суффикса,  окончания, независимо от фонетических изменений в зву-

чащем  слове,  происходящих  при образовании родственных слов или

форм слова,  т.е. от позиционных чередований, других закономерных

или  традиционных  несоответствий письма и произношения.  К числу

таких несоответствий относятся:  все случаи безударных гласных  в

разных морфемах - корне,  приставке, суффиксе, окончании, оглуше-

ние звонких согласных и озвончение глухих перед  парными  глухими

или  звонкими  согласными,  оглушение  звонких в абсолютном конце


                                - 23 -

слова;  орфоэпическое традиционное произношение многих слов и со-

четаний - [c'ин'ьвъ], т.е. "синего", [кан'эшнъ], т.е. "конечно".

     Ключ к правильной передаче значений  слов,  словосочетаний

на письме, согласно морфологическому принципу орфографии, в пони-

мании значения (или,  точнее,  роли в раскрытии значения)  каждой

морфемы, в  первую  очередь,  корня слова,  а затем его суффикса,

префикса, окончания.  Любое игнорирование морфемного состава  при

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»