Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Лингвометодические основы изучения написания буквы ерь после шипящих в окончаниях существительных с учетом вариантов орфограмм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 

баржа),  рож (рожа),  краж (кража), лыж (лыжа), туч (туча),

тысяч (тысяча), галош (галоша) тещ (теща), рощ (роща).

      _2.Окончание сущ. III скл. Ед.ч.

     Существительные III скл. с основой на шипящий в форме И.(В.)

падежа пишутся с Ь на конце: горечь, дичь, мелочь, фальшь, плешь,

роскошь, чушь, мышь, молодежь, блажь, упряжь, вещь.

     Примечание: от этих существительных  следует  отличать  сущ.

м.р. II скл. с основой на шипящий, в которых на конце Ь не пишет-

ся: неуч, рвач, скетч, фиксаж, чиж, хлыщ, мякиш, голыш.

      _Анализ .: мы считаем, что данное правило верно, т.к. оно отра-

жает варианты орфограммы.  Однако, если рассматривать его с точки

зрения доступности для учащихся начальных классов,  то, по нашему

мнению, оно сложно,  т.к. данная тема изучается в начальной школе

до знакомства  со  склонением  существительных.  К тому же данная

формулировка очень объемная.

     II. Русский язык Т.Г.Рамзаева 4 кл. (1-4) 5 изд.

     1.На конце существительных женского рода в ед.ч. после шипя-

щих  пишется Ь: молодежь, помощь, речь, глушь.

      _Анализ .. Мы согласны с формулировкой правила,  данной в  этом


                                - 27 -

учебнике, т.к.  она отражает самый существенный признак, по кото-

рому пишется Ь.  Н, мы считаем, что при изучении данного правила,

необходимо оговорить и продемонстрировать варианты, при которых Ь

не пишется.

     III. Русский язык Т.Г.Рамзаева 4 кл. (1-4) 4 изд.

     1.На конце существительных женского рода после  шипящих  пи-

шется Ь:речь, вещь, помощь.

     2.На конце существительных мужского рода после шипящих Ь  не

пишется: товарищ,  мяч, багаж.

      _Анализ .: Мы не согласны с данной формулировкой правила. Пото-

му что она ведет к появлению ошибок  типа:  задачь  (ж.р.),  чащь

(ж.р.), которые  возникают  в результате того,  что в данной выше

формулировке не  указаны все необходимые условия его применения.

     IV.Русский язык. М.Л.Закожурникова 2 кл (1-3) 19 изд.

     1.На конце  существительных  женского рода после шипящих пи-

шется Ь: рожь, мышь, вещь.

     На конце  существительных  мужского  рода после шипящих Ь не

пишется: нож, кирпич, шалаш, плащ.

      _Анализ .: Мы не согласны с данной формулировкой правила. Пото-

му что она ведет к появлению ошибок  типа:  задачь  (ж.р.),  чащь

(ж.р.), которые  возникают  в результате того,  что в данной выше

формулировке не  указаны все необходимые условия его применения.

      _Вывод.

     Мы считаем, что формулировка правила, для того чтобы она бы-

ла руководством к действию должна быть таковой:

     После шипящих  на  конце  существительных _ Ь пишется только . у

существительных  _женского рода в единственном числе: .  ночь, глушь,


                                - 28 -

молодежь, помощь.

     т.к. она содержит все необходимые и достаточные признаки ор-

фограммы. По  нашему  мнению,  именно  такая формулировка правила

ориентирует учащихся на выяснение  всех  существенных  признаков,

определяющих правильность написания: позволяет установить учащим-

ся ту последовательность при анализе,  которая  фактически  нужна

ученику для определения написания.

      2."О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

          ПО ОРФОГРАФИИ"

     Как известно,  к методическим  средствам  обучения  русскому

языку относятся:

     а) дидактические (т.е. учебный) языковой материал;

     б) методы (приемы) усвоения материала;

     в) организация обучения.

     В данной главе осветим вопрос  о дидактическом материале.

     Нельзя не  согласиться с мнением Приступы Г.Н.,  который ут-

верждает,  что "...дидактический материал - основа основ учебного

процесса  по  языку.  От качества этого материала и эффективности

его использования зависит успех обучения..."

     Прежде всего важно отметить,  что для учащихся слова, на ко-

торые распространяется одно и то же правило, различны по труднос-

ти.

     М.В.Ушаков в одной из своих статей отмечает, что "... разно-

образные условия  синтаксического,  словарного,  морфологического

характера, сталкиваясь  и  переплетаясь,  образуют внутри каждого

правила своеобразные узлы трудностей...".


                                - 29 -

     Очень хорошо об этом же сказал Н.С.Рождественский: "В каждом

частном правиле имеются случаи или  варианты  разного  характера.

Они создают в пределах орфограммы разные трудности. Например, ус-

тановлено, что из четырех слов в одной и  той  же  грамматической

форме: по дороге, по деревне, по улице, по аллее - четвертое сло-

во собирает большее количество ошибок, меньшее - по деревне, и по

улице, еще меньшее - по дороге.  Объясняется это в данном случае,

очевидно, разными фонетическими условиями: наличием разных звуков

перед конечным Е, имеется также ввиду и степень употребительности

слова".

     Отсюда вывод:  необходимо  учитывать  трудности  в  пределах

каждой орфограммы,  то есть производить отбор трудных случаев при

изучении орфографических  тем, включенных в программу.

     Вот почему возникла необходимость изучить вопрос о так назы-

ваемых вариантах орфограмм.

     Что же такое вариант орфограммы ?

     Работой над  вариантами  орфограмм  занималась Н.Н.Алгазина.

Изучив орфографические ошибки и причины,  порождающие эти ошибки,

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»