←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ...
баржа), рож (рожа), краж (кража), лыж (лыжа), туч (туча),
тысяч (тысяча), галош (галоша) тещ (теща), рощ (роща).
_2.Окончание сущ. III скл. Ед.ч.
Существительные III скл. с основой на шипящий в форме И.(В.)
падежа пишутся с Ь на конце: горечь, дичь, мелочь, фальшь, плешь,
роскошь, чушь, мышь, молодежь, блажь, упряжь, вещь.
Примечание: от этих существительных следует отличать сущ.
м.р. II скл. с основой на шипящий, в которых на конце Ь не пишет-
ся: неуч, рвач, скетч, фиксаж, чиж, хлыщ, мякиш, голыш.
_Анализ .: мы считаем, что данное правило верно, т.к. оно отра-
жает варианты орфограммы. Однако, если рассматривать его с точки
зрения доступности для учащихся начальных классов, то, по нашему
мнению, оно сложно, т.к. данная тема изучается в начальной школе
до знакомства со склонением существительных. К тому же данная
формулировка очень объемная.
II. Русский язык Т.Г.Рамзаева 4 кл. (1-4) 5 изд.
1.На конце существительных женского рода в ед.ч. после шипя-
щих пишется Ь: молодежь, помощь, речь, глушь.
_Анализ .. Мы согласны с формулировкой правила, данной в этом
- 27 -
учебнике, т.к. она отражает самый существенный признак, по кото-
рому пишется Ь. Н, мы считаем, что при изучении данного правила,
необходимо оговорить и продемонстрировать варианты, при которых Ь
не пишется.
III. Русский язык Т.Г.Рамзаева 4 кл. (1-4) 4 изд.
1.На конце существительных женского рода после шипящих пи-
шется Ь:речь, вещь, помощь.
2.На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не
пишется: товарищ, мяч, багаж.
_Анализ .: Мы не согласны с данной формулировкой правила. Пото-
му что она ведет к появлению ошибок типа: задачь (ж.р.), чащь
(ж.р.), которые возникают в результате того, что в данной выше
формулировке не указаны все необходимые условия его применения.
IV.Русский язык. М.Л.Закожурникова 2 кл (1-3) 19 изд.
1.На конце существительных женского рода после шипящих пи-
шется Ь: рожь, мышь, вещь.
На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не
пишется: нож, кирпич, шалаш, плащ.
_Анализ .: Мы не согласны с данной формулировкой правила. Пото-
му что она ведет к появлению ошибок типа: задачь (ж.р.), чащь
(ж.р.), которые возникают в результате того, что в данной выше
формулировке не указаны все необходимые условия его применения.
_Вывод.
Мы считаем, что формулировка правила, для того чтобы она бы-
ла руководством к действию должна быть таковой:
После шипящих на конце существительных _ Ь пишется только . у
существительных _женского рода в единственном числе: . ночь, глушь,
- 28 -
молодежь, помощь.
т.к. она содержит все необходимые и достаточные признаки ор-
фограммы. По нашему мнению, именно такая формулировка правила
ориентирует учащихся на выяснение всех существенных признаков,
определяющих правильность написания: позволяет установить учащим-
ся ту последовательность при анализе, которая фактически нужна
ученику для определения написания.
2."О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ПО ОРФОГРАФИИ"
Как известно, к методическим средствам обучения русскому
языку относятся:
а) дидактические (т.е. учебный) языковой материал;
б) методы (приемы) усвоения материала;
в) организация обучения.
В данной главе осветим вопрос о дидактическом материале.
Нельзя не согласиться с мнением Приступы Г.Н., который ут-
верждает, что "...дидактический материал - основа основ учебного
процесса по языку. От качества этого материала и эффективности
его использования зависит успех обучения..."
Прежде всего важно отметить, что для учащихся слова, на ко-
торые распространяется одно и то же правило, различны по труднос-
ти.
М.В.Ушаков в одной из своих статей отмечает, что "... разно-
образные условия синтаксического, словарного, морфологического
характера, сталкиваясь и переплетаясь, образуют внутри каждого
правила своеобразные узлы трудностей...".
- 29 -
Очень хорошо об этом же сказал Н.С.Рождественский: "В каждом
частном правиле имеются случаи или варианты разного характера.
Они создают в пределах орфограммы разные трудности. Например, ус-
тановлено, что из четырех слов в одной и той же грамматической
форме: по дороге, по деревне, по улице, по аллее - четвертое сло-
во собирает большее количество ошибок, меньшее - по деревне, и по
улице, еще меньшее - по дороге. Объясняется это в данном случае,
очевидно, разными фонетическими условиями: наличием разных звуков
перед конечным Е, имеется также ввиду и степень употребительности
слова".
Отсюда вывод: необходимо учитывать трудности в пределах
каждой орфограммы, то есть производить отбор трудных случаев при
изучении орфографических тем, включенных в программу.
Вот почему возникла необходимость изучить вопрос о так назы-
ваемых вариантах орфограмм.
Что же такое вариант орфограммы ?
Работой над вариантами орфограмм занималась Н.Н.Алгазина.
Изучив орфографические ошибки и причины, порождающие эти ошибки,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ...
|
|