Модель усвоения базы знаний
Модель усвоения базы знаний изучаемой темы – это перечень элементов базы с определением уровня усвоения каждого элемента.
Выделяют 3 уровня усвоения:
· репродуктивный – усвоение (умение воспроизводить, повторять пересказывать, писать) элемент базы знаний и решать типичные для изучаемого предмета задачи в типичных условиях.
· алгоритмично-действующий - умение использовать элементы базы знаний для решения типичных задач изучаемого предмета в новых условиях.
· творческий - умение использовать базу знаний для получения новых знаний и решения новых задач изучаемого предмета в новых условиях, в нетрадиционных ситуациях (нехватка времени, конфликт, кризис).
Элементы базы знаний можно объединить в 3 группы:
1) понятия, термины, обозначения, символы;
2) теоретические знания: законы, формулы, зависимости, причины, теории, модели;
3) прикладные знания: факты, наблюдения, примеры, рекомендации.
Элементы базы знаний и уровни их усвоения
Тема |
Кол-во часов |
Группа элементов |
Элементы базы знаний |
Уровень усвоения |
Моя тема |
3 |
Термины… |
Бух. учет Хоз. средства |
1 2 |
Теоретические… |
Особ. баланса Ф-ла ликвидности |
3 2 |
||
Прикладные… |
… |
1 |
Формы обучения:
1) лекция информационного характера;
2) семинар с обсуждением предлагаемых вопросов, подготовкой учениками реферативных выступлений;
3) деловая игра.
Структура занятий:
Занятие 1:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей, задач.
3. Изложение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Итоги занятия, домашнее задание.
Занятие 2:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей, задач.
3. Повторение материала путем проверки домашнего задания.
4. Закрепление материала.
5. Оценка знаний учеников.
6. Итоги занятия, домашнее задание.
Занятие 3:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей, задач.
3. Распределение ролей и предоставление требуемого наглядного материала.
4. Проведение деловой игры.
5. Оценка знаний.
6. Подведение итогов.
Группы и элементы |
Уровень усвоения базы знаний |
|||||
базы знаний |
репродук-тивный |
алгорит-мический |
твор-ческий |
|
||
1.Термины и понятия: |
|
|||||
- менеджмент |
+ |
|
||||
- менеджер |
+ |
|
||||
- организация (учреждение) |
+ |
|
||||
- внутренняя среда организации |
+ |
|
||||
- микросреда |
+ |
|
||||
- макросреда |
+ |
|
||||
- принятие решений |
+ |
|
||||
- планирование |
+ |
|
||||
- цели |
+ |
|
||||
- стратегии |
+ |
|
||||
- политика |
+ |
|
||||
- процедура |
+ |
|
||||
- правило |
+ |
|
||||
- программа |
+ |
|
||||
- бюджет |
+ |
|
||||
- организация (процесс) |
+ |
|
||||
- руководство |
+ |
|
||||
- мотивация |
+ |
|
||||
- лидерство |
+ |
|
||||
- контроль |
+ |
|
||||
|
||||||
2. Теоретические знания: |
|
|||||
- Организация как открытая система |
+ |
|
||||
- Менеджер. Его , признаки, цель,роли. Уровни менеджеров |
+ |
|
||||
- Процесс управления: |
+ |
|
||||
- планирование |
+ |
|
||||
- организация |
+ |
|
||||
- руководство |
+ |
|
||||
- контроль |
+ |
|
||||
- принятие решений |
+ |
|
||||
|
||||||
3. Практические навыки: |
|
|||||
- Решение задачи на платежную матрицу |
+ |
|
||||
- Имитация деятельности организации |
+ |
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Заходит в класс и приветствует учеников. |
1. Приветствуют учителя вставанием. |
Предлагает учащимся приготовиться к уроку. а) Переходит к пункту 3. б) Дает ученикам дополнительную минуту, чтобы они приготовились к уроку. |
Учащиеся готовятся к уроку. а) Учащиеся готовы к уроку. б) Учащиеся не готовы к уроку. |
3. Проводит выявление отсутствующих. |
3. Каждый отвечает учителю, когда он называет фамилию учащегося. |
Говорит вступительные слова, тем самым мотивируя учеников к изучению данной новой темы. а) Переходит к пункту 5. б) Продолжает мотивацию, используя понятные термины, говоря об интересующих учащихся вопросах. |
4. Внимательно слушают учителя. а) Ученики готовы к восприятию нового материала. б) Ученики готовы к восприятию нового материала. |
5. Объясняет цели, задачи урока. |
5. Осознают цели, задачи урока. |
6. Проводит изложение нового материала. Говорит достаточно медленно и отчетливо, чтобы любой мог понять. Основные положения – диктует. |
6. Записывают основные положения лекции, внимательно слушают и пытаются осознать комментарии. Записывают вопросы, чтобы задать после изложения материала. |
7. Предлагает задать вопросы, касающиеся материала, который был изложен, возможно, недостаточно ясно. |
7. Задают вопросы по неясным аспектам. |
8. Предлагает другим ученикам ответить на вопросы одноклассников. |
8. Отвечают на вопросы. |
9. Корректирует ответы учеников и добивается полного понимания изложенного. |
9. Внимательно слушают и записывают основные положения. |
10. Предлагает задать вопросы, не затронутые в изложении, но интересующие учеников, как по данной теме, так и по непосредственно связанным темам. |
10. Задают интересующие их вопросы. |
11. Отвечает на вопросы. |
11. Внимательно слушают, переспрашивают в случае непонимания. |
12. Проводит закрепление нового материала путем вопросов к ученикам, касающихся изложенного материала. |
12. Отвечают на вопросы. |
13. Разъясняет домашнее задание. Объясняет ученикам, что необходимо иметь на уроке закрепления изученного материала (конспект сегодняшнего занятия, письменные принадлежности, калькулятор). |
13. Записывают домашнее задание, требуют объяснения в случае непонимания или неясного понимания. |
14. Подводит итоги занятия, благодарит за внимание, прощается с учениками. |
14. Прощаются с учителем, вставая. |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Заходит в класс и приветствует учеников. |
1. Приветствуют учителя вставанием. |
2. Проводит проверку готовности учащихся к уроку. |
2. Готовятся к уроку (готовят письменные принадлежности, конспект занятия изложения нового материала, калькуляторы). |
3. Проводит выявление отсутствующих. |
3. Каждый отвечает учителю вставанием, когда учитель называет фамилию учащегося. |
4. Говорит вступительные слова, объясняет ученикам, что будет происходить на сегодняшнем уроке. Объясняет цели, задачи урока. |
4. Внимательно слушают учителя. Осознают цели, задачи урока. |
5. Проверяет домашнее задание. |
5. Выборочно 2 – 3 ученика рассказывают подготовленную ситуацию. |
6. Предлагает ученикам просмотреть конспект и повторить содержание в течение 2 – 3 минут. |
6. Повторяют конспект прошлого занятия. |
7. Проводит оценку знаний теоретического материала в форме теста: раздает ученикам карточки с вопросами теста, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы: задания для контроля”. |
7. Отмечают в карточках правильные ответы, а, где необходимо, дополняют суждение или пишут правильный ответ. Сдают заполненные карточки теста учителю. |
8. Разъясняет ученикам метод решения задачи на платежную матрицу. См. “Дидактические материалы: задача на платежную матрицу”. |
8. Записывают ход решения. |
9. Предлагает ученикам задать вопросы по задаче, добивается полного понимания хода решения. |
9. Задают вопросы, спрашивают неясные моменты. |
10. Отвечает на вопросы учеников. |
10. Внимательно слушают ответы и разъяснения. |
11. Проводит самостоятельную работу: раздает ученикам карточки с вопросами, чистые листы, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы: самостоятельная работа”. |
11. Пишут ответы на вопросы. Сдают карточки с вопросами и листы с ответами учителю. |
12. Зачитывает и разъясняет задание для мозговой атаки. См. “Дидакти-ческие материалы: мозговая атака”. |
12. Внимательно слушают задание, спрашивают неясные моменты, тезисно конспектируют задание. |
13. Выслушивает варианты решений учеников задания “мозговая атака”. Проводит “конкурс" лучшего решения. |
13. Предлагают решения ситуации по заданию “мозговая атака”. |
14. Зачитывает ученикам ситуации из раздела “Это интересно". См. “Дидакти-ческие материалы: “Это интересно”. |
14. Внимательно слушают учителя. |
15. Проводит деловую игру: разъясняет задание, назначает роли участников, отвечает на вопросы учеников, корректирует поведение учеников во время игры, дает полезные советы. |
15. Выслушивают задание, задают вопросы по неясным моментам, выбирают роли в игре, участвуют в игре. |
16. Выставляет оценки за активность на уроке. |
16. Молча слушают подведение итогов занятия. |
17. Объясняет ученикам, где и когда можно будет узнать результаты самостоятельной работы и теста. |
17. Запоминают или записывают. |
18. Подводит итоги занятия, благодарит за внимание, прощается с учениками. |
18. Прощаются с учителем, вставая. |
|
|