├ыртэр /
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2
21. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ 2ИНФОРМАТИКИ И НОВЫХ 2ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В наше время повсеместного распространения электронных вы- числительных машин (ЭВМ) человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Этим объясняется интерес исследователей и практиков всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине - информатике. На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об иформационно - логических моделях, и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изу- чаемым вопросам. Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки. Появились различия между инфор- матикой как наукой с собственной предметной областью и информаци- онными технологиями. Технология, в отличии от науки, предполагает созидательную деятельность для получения определенных результатов человеком, который использует данную технологию. Можно выделить некоторые информационные технологии, базирую- щиеся на применении компьютера, без которых человек не может обойтись в современном мире. Это универсальные технологии, осно- ванные на работе с текстовыми редакторами, электронными таблица- ми, базами данных, графическими редакторами, а также мультимедиа и телекоммуникационные технологии. По мимо этого, существует множество специализированных компьютерных технологий (например, редактирование, компьютерная верстка, бухгалтерский учет, создание компьютерной анимации, рек- ламы, проектирование в архитектуре, моделирование одежды и многое другое). Еще один важный раздел компьютерных технологий - это компьютерные технологии обучения, представляющие колоссальные возможности для повышения эффективности занятий, придания им ин- тереса и динамичности. Очевидно, что знания этих технологий долж- на давать школа. По мере распространения компьютерной техники вся совокупность взаимодействующей с ней людей все более четко разде- ляются на две большие группы: 1) системные и прикладные программисты, разрабатывающие сис- темы математического обеспечения и пакеты прикладных программ для решения больших классов задач из самых различных отраслей; 2) широкий круг пользователей. Для представителей первой группы написание программ на тех или иных языках или непосредственно в машинных кодах является обязательной составной частью их профессиональной деятельности. Более того, продуктом деятельности системных программистов явля- ются средства общения с ЭВМ, предназначенные для широкого круга пользователей. Общение пользователей с ЭВМ протекает в рамках специализированных, заранее разработанных программных систем, ис- пользующих привычную для них профессиональную и бытовую термино- логию. Таким образом, для значительного большинства людей, исполь- зующих ЭВМ в своей работе или быту, знакомство с конкретными язы- ками и системами необходимо не в большей степени, чем телефонному абоненту нужны технические подробности работы телефонного аппара- та и АТС. В тоже время, с точки зрения пользователя, существуют глубо- кие и неглубокие уровни применения компьютера. Если человек ис- пользует компьютер для печатания какого либо документа, то компь- ютеру ничего н известно о содержательной стороне решаемой пробле- мы и используется он только как "умная" пишущая машинка с провер- кой орфографии. Если же работающий за компьютером специалист со- общает ему сведения о содержании задачи, о ее понятиях и объектах (архитектор, составляющий проект дома, или предприниматель опти- мизирующий свой подход), то пир таком глубоком применении компь- ютера возможна значительно более высокая эффективность его ис- пользования. А для этого необходимо нечто большее, чем "общий язык с компьютером", - нужна общая мысль, понятия, отдельный стиль мышления и навыки умственных действий. В настоящее время такой набор необходим практически каждому специалисту в любой из отраслей науки и техники. Ниже рассмотрены наиболее существенные из них. Навык планировать структуру действий, необходимых для дости- жения заданной цели при помощи фиксированного набора средств час- то называют умением алгоритмически мыслить, хотя термин "структу- ра действий" несколько шире классического определения алгоритма. Деятельность пользователя по описанию алгоритма решаемой за- дачи состоит в том, что видя перед собой конечную цель - резуль- тат, он конструирует программу (в широком смысле слова), план действий, представляющий последовательность отдельных более или менее стандартных операций. То, что в обиходе называют иногда программистскими способностями, определяется в первую очередь умением представить сложное действие в виде организованной сово- купности простых. При этом, пользователь должен спланировать не только сами действия, но и используемые при этом информационно - технические ресурсы. Человек, использующий накопленные машинными системами инфор- мационные фонды, даже будучи освобожденный от описания структуры данных, должен тем не менее отдавать себе отчет о классах исполь- зуемых величин и их взаимосвязях. При этом весьма важен навык представить себе структуры информационных объектов в формализо- ванном виде. Значение этого навыка в настоящее время повышается в связи с распространением интегрированных баз данных, информационных сис- тем и АСУ, основу которых составляют информационные модели. При работе с такими моделями необходимо отразить в них все существен- ные для решения поставленной задачи свойства объектов и их взаи- модействия, иначе решение, предложенное машиной может сослужить пользователю плохую службу. Решение задачи может быть эффективным только в том случае, когда правильно определен объем сведений, необходимых для ее ре- шения, и правильно организован их поиск. При этом вырабатываются навыки формирования поисковых механизмов и пользования ими. По мере роста емкости и снижения стоимости запоминающих устройств ЭВМ становится реальна перспектива передачи машинам всего инфор- мационного фонда, накопленного человечеством. Это дает возмож- ность пользователю оперативно получить практически любые необхо- димые ему сведения. Тем более важным оказывается умение правильно определить, какие именно сведения необходимы и по каким признакам организовать их поиск. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуника- ции - умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понять текстовое сообщение. Системный и прикладной программист должен приобрести навык общения с машиной или системой на различных уровнях в зависимости от их "обученности". С системами низшего уровня (имеющие незначи- тельное математическое обеспечение) общение возможно только при помощи указаний о "микродействиях" - машинных операциях. В систе- мах с высоким уровнем математического обеспечения программист должен строить свою программу из крупных блоков - операторов язы- ка высокого уровня и готовых программ, в том числе и разноязыко- вых. Пользователь далекий от подобного глобального подхода к ре- шаемым задачам, тем не менее обязан, если он хочет рационально общаться с машиной, уметь превратить в процедуры часто используе- мые конструкции для того, чтобы в последствии применять их как элементарные предписания. Для рационального использования вычислительной техники поль- зователь должен иметь привычку своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области. Если такая привычка не сформиро- вана, нельзя гарантировать, что даже опытный пользователь, хорошо владеющий перечисленными выше навыками, догадается обратиться в нужный момент к ЭВМ, если такая задача
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2
|
|