Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Преподавание искусства

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

      В истории искусства формирование каждого художественного на­правления происходит вместе со становлением педагогической сис­темы, формулирующей его принципы. Вносимое общественной жиз­нью новое содержание рождает не только новое искусство, но и со­ответствующую ему художественную педагогику, собственно шко­лу. Задача школы заключается в том, чтобы активно способство­вать утверждению породившего ее художественного направления, и она успешно разрешается тогда, когда в самой школе склады­вается метод, полностью отвечающий потребностям нового искус­ства и дающий возможность воспитывать поколения художников, продолжающих выдвинутые идейные и творческие принципы.

В развитии каждой педагогической системы можно проследить эволюцию двух ее сторон: метода, наиболее подвижной и револю­ционной части, и более консервативного ремесла художника, узко­профессиональной стороны обучения.

      Метод, чутко реагируя на всякое движение искусства, являет­ся первым показателем существа тех положений, которые пропа­гандируются школой. По методу можно судить о ее прогрессив­ности или отсталости.                          Высокоплодотворная школа неизменно бы­вает теснейшим образом связана с передовым направлением в ис­кусстве. Так, связь педагогической системы Академии художеств XVIII века с передовыми устремлениями отечественного искусст­ва обусловила ее высокий расцвет, тогда как отрыв академичес­кого метода от общего развития русского искусства в XIX веке

вызвал упадок и возникновение вне академических стен прогрес­сивных художественных школ (как, например, школы Венециано­ва или Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве). Частич­ное возрождение Академии художеств, связанное с именем Чис­тякова, было возможно только благодаря появлению качествен­но новой системы, хотя и продолжавшей лучшие традиции акаде­мической школы, но переработавшей их на основе передовой эсте­тики своего времени согласно требованиям искусства демократи­ческого реализма.

      Школа — это фундамент, на котором художник начинает свою самостоятельную творческую жизнь, но поскольку содержание вос­питавшей его педагогической системы обусловливается художе­ственным методом определенного направления искусства, то внут­ри этой системы может возникнуть и нередко возникает противо­речие метода с комплексом собственно изобразительных средств, с профессиональной стороной обучения. Подобный конфликт не­избежен, когда метод школы начинает отставать от метода пере­дового искусства, точнее, когда искусство, которое школа пред­ставляет, теряет свою прогрессивную роль. Так было с передвиж­никами, которые заимствовали профессиональное мастерство у Академии, но, руководствуясь иными идейными посылками, стали на самостоятельный творческий путь и соответственно обрели иной художественный метод, в котором, впрочем, продолжали жить луч­шие традиции академической системы. В то же время молодые ху­дожники не сталкивались с таким противоречием, когда пройден­ная ими школа выражала передовое искусство, как то было в Ака­демии художеств XVIII века, воспитавшей Угрюмова и Мартоса, или позднее в отношении выучеников Чистякова, системе которого обязаны своим воспитанием Суриков и Репин. Поэтому, чтобы по­нять художественный метод мастера, нужно зачастую рассмотреть не только ту школу, которую он прошел, но и школу, соответствую­щую его зрелому творчеству, так как в ней ясно выражается су­щество представляемого им направления искусства. Таким образом, педагогическая система, какой бы значительной и замкнутой в се­бе она ни казалась, неразрывно связана с практикой искусства, его сегодняшним или завтрашним днем. И потому исследование педагогической системы всегда неотделимо от анализа того искус­ства, которому она обязана своим рождением, позволяя глубже понять как художественное направление в целом, так и творчес­кую в широком смысле этого слова лабораторию ее отдельных представителей.

История русской художественной академической школы уходит своими истоками к рубежу XVII—XVIII веков, времени оконча­тельного формирования нового, светского искусства. Отсюда берут свое начало те традиции и принципы, развитие которых обусловило ее самобытность и стало источником ее жизненности и силы. И если проследить педагогическую систему Академии художеств в становлении, то для этого нужно обратиться ко всей истории ху­дожественного образования XVIII века.

 Ведущие черты культуры Петров­ского времени обусловили характер современного искусства. Ос­новные виды изобразительного искусства, за которыми признаются воспитательные функции, как и литература и печать, подчиняются задачам просветительства. При Санкт-Петербургской типографии организуется Рисовальная школа — первая регулярная школа России.

       Сам факт появления Рисовальной школы был чрезвычайно зна­менателен. Прежде всего, он означал, что в подготовке художни­ков впервые утверждается специально учебный раздел, предшест­вующий собственно профессиональному обучению и служащий не­обходимым фундаментом для него. Организованные систематичес­кие занятия по рисунку поставили художников-преподавателей, перед необходимо­стью разработки самостоятельного метода преподавания, тем бо­лее что никаких руководств не существовало: иконописные уста­рели, а новых—ни оригинальных, ни переводных—еще не было. Продолжая   традиции   Оружейной   палаты,  эти   педагоги развивают национальный метод рисунка, в основе которого лежала передача формы с помощью светотени, где линия понимается не как абсолютный контур,  а как   граница объема. Здесь со всей определенностью ставится вопрос о пра­вильной последовательности в работе — с чего начинать рисунок и как его вести, и поскольку это в равной мере касалось обучения и творчества, то в школе одновременно с формированием педаго­гической системы начинает получать оформление самый творчес­кий метод нового изобразительного искусства. В программу обуче­ния, помимо копирования с оригиналов, в большей или меньшей степени знакомых и ученикам Оружейной палаты, вошло—и это было принципиально важным — рисование с обнаженной модели. Переход к работе с натуры сказался на всех художниках теперь уже Оружейной канцелярии, которые занимались наравне с уче­никами, что дало им высокое умение в «изображении фигур», неоднократно отмечавшееся впоследствии. По месту, занятому ею в истории родного искусства, школа вполне заслуживала того вы­сокого имени академии, которым ее обычно называли современ­ники.

      Постановка преподавания в Рисовальной школе определялась тем принципиально новым пониманием изобразительной грамоты, которое складывается в начале XVIII века. Давая возможность точного и объективного изображения видимого, натурный рисунок с его реалистической направленностью приобретал безусловную ценность одного из способов изучения действительности. И в этом смысле он рассматривался не только как основа нового, условно говоря, светского искусства — живописи, скульптуры или художе­ственных ремесел, но и как вид знания, определенным образом способствующий приобретению достоверных сведений об окружа­ющем мире. Именно познавательные возможности рисунка сообща­ли ему в представлении современников большое значение. Благо­даря этим возможностям он как бы сопутствовал отдельным раз­делам науки и признавался практически необходимым для пред­ставителей самых разнообразных профессий—от естествоиспы­тателей до навигаторов и инженеров. Поэтому почти одновремен­но с открытием Рисовальной школы поднимается вопрос о широ­кой постановке художественного специального образования и, что было не менее знаменательным, о необходимости включить рису­нок в начальные сведения по живописи в числе обязательных об­щеобразовательных предметов. Так возникает несколько, впрочем оставшихся нереализованными, проектов российской Академии художеств. Вместо них дело обучения художников сосредоточива­ется в Канцелярии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»