Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Педагогика /

Причастие и деепричастие

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

 (С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net)

     В рамках проекта "Работай головой!"

 

                      ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

      В кругу частей речи русского  языка  глагол  занимает  цен-

тральное положение, так как обладает наиболее разветвленной  сис-

темой форм и грамматических значений, которые в совокупности опре-

деляют важнейшие особенности построения и  функционирования  рус-

ских предложений различных типов.

     Одними из основных форм глагола являются причастие и деепри-

частие.

     Основное направление в изучении причастий - это  целеустрем-

ленное введение в  речевую  практику  соответствующих  причастных

конструкций в связи с усвоением различных видов книжной речи. Эта

важнейшая целевая установка достигается при помощи раскрытия са-

мого понятия причастия и объяснения свойственных ему грамматичес-

ких особенностей.

     Для раскрытия понятия причастия  необходимо  найти  наиболее

подходящую синтаксическую базу. Такой базой может послужить  наг-

лядное сопоставление синтаксических синонимов типа "снаряд, кото-

рый летит - летящий снаряд".

     Наблюдая образованные глагольные формы и  сопоставляя  их  с

исходными, ученики , направляемые учителем, обращают внимание  на

то, что данные формы сохраняют значение вида и времени, но  вмес-

те с тем получают окончания прилагательных и, как прилагательные,

изменяются по родам, числам и падежам.

     Таким образом, причастие обозначает  действие,  представляет

его в виде признака предмета.

     Для укрепления синтаксической базы в понимании лексико-

грамматической сущности причастия учащимся дается задание  преоб-

разовать в причастия еще ряд сочетаний  слова  "который"  с  гла-

гольными формами настоящего и прошедшего времени. При этом  особо


                                - 2 -

подчеркивается необходимость сохранения "ся" в структуре  причас-

тия.

     После ознакомления с  общим  понятием  причастия  необходимо

особо остановиться на образовании падежных форм причастий мужско-

го, среднего и женского рода, а также множественного числа,  учи-

тывая ,что данные формы чужды речи учащихся, у которых нет естес-

твенной практики в образовании падежных форм  причастий.Трениров-

ка должна начинаться с задания , требующего образовать  устно,  а

затем записать формы всех падежей для данных словосочетаний  при-

частия с существительным.  В  дидактический  материал  включаются

причастия настоящего и прошедшего времени, в том числе и  причас-

тия с "ся" , например , "звенящая струна, изменяющийся голос".

     Продолжая эту работу ,  ученики  перспективно  знакомятся  с

причастным оборотом и особенностями его употребления в речи.

     Необходимо обратить внимание на то, что причастие  с  зависи-

мым словом стоит перед определяемым существительным  ,  и  просит

перестроить предложение таким образом ,чтобы причастие с  зависи-

мым словом стояло после определяемого  существительного.Причастие

с зависимыми словами  называется  причастным  оборотом.Причастный

оборот , стоящий после определяемого существительного,  в  устной

речи выделяется паузами, а на письме запятыми.

     Умение безошибочно отличать выделяемый причастный оборот  от

невыделяемого начинает формироваться  в  процессе  неоднократного

повторения .

     ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ  И  СТРАДАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЧАСТИЯ.    ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ И СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И  ПРОШЕДШЕГО

ВРЕМЕНИ. КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ.


                                - 3 -

     Объясняя значения действительных и страдательных  причастий,

учитель снова может обратиться к синонимическим отношениям ,  ко-

торые наблюдаются между причастиями и  сочетаниями  личной  формы

глагола со словом "который". Ученикам предлагается 2 таких  соче-

тания со словом "который" в в именительном и винительном падежах.

Эти сочетания учащиеся преобразуют  в  действительные  и  страда-

тельные причастия , после чего  по  вопросам  учителя  выясняются

смысловые различия ними и дается определение и тому и другому

     Действительные причастия представляют в виде  признака  дей-

ствия, совершаемого самим предметом.страдательные причастия пред-

ставляют в виде признака  действия,которому  подвергается  данный

предмет со стороны другого предмета.Уточняя дополнительные  призна-

ки страдательных причастий,необходимо подчеркнуть, что при них мо-

жет быть  зависимое  существительное  или  местоимение  в  твори-

тельном падеже (земля,  освещенная  солнцем),  обозначающее  дей-

ствующий предмет.

     После ознакомления с различиями между действительными и стра-

дательными причастиями учащиеся  записывают  несколько  примеров,

находят в них причастные обороты и оприделяемые  существительные,

ставят нужные знаки препинания и указывают действительные и стра-

дательные причастия.

     Переходя к изучению правил формообразования причастий,  учи-

тель сообщает ученикам о том что действительные  причастия  обра-

зуются от переходных так и от непереходных  глаголов,  а  страда-

тельные причастия только от переходных глаголов и  что  причастия

имеют только настоящее и прошедшее время, а  будущего  времени  не

имеют. Затем учащимся объясняются  правила  образования  действи-

тельных причастий на основе составления схемы формообразования.


                                - 4 -

     Пример.Действительные причастия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»