←предыдущая следующая→
1 2 3 4
(С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net)
В рамках проекта "Работай головой!"
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
В кругу частей речи русского языка глагол занимает цен-
тральное положение, так как обладает наиболее разветвленной сис-
темой форм и грамматических значений, которые в совокупности опре-
деляют важнейшие особенности построения и функционирования рус-
ских предложений различных типов.
Одними из основных форм глагола являются причастие и деепри-
частие.
Основное направление в изучении причастий - это целеустрем-
ленное введение в речевую практику соответствующих причастных
конструкций в связи с усвоением различных видов книжной речи. Эта
важнейшая целевая установка достигается при помощи раскрытия са-
мого понятия причастия и объяснения свойственных ему грамматичес-
ких особенностей.
Для раскрытия понятия причастия необходимо найти наиболее
подходящую синтаксическую базу. Такой базой может послужить наг-
лядное сопоставление синтаксических синонимов типа "снаряд, кото-
рый летит - летящий снаряд".
Наблюдая образованные глагольные формы и сопоставляя их с
исходными, ученики , направляемые учителем, обращают внимание на
то, что данные формы сохраняют значение вида и времени, но вмес-
те с тем получают окончания прилагательных и, как прилагательные,
изменяются по родам, числам и падежам.
Таким образом, причастие обозначает действие, представляет
его в виде признака предмета.
Для укрепления синтаксической базы в понимании лексико-
грамматической сущности причастия учащимся дается задание преоб-
разовать в причастия еще ряд сочетаний слова "который" с гла-
гольными формами настоящего и прошедшего времени. При этом особо
- 2 -
подчеркивается необходимость сохранения "ся" в структуре причас-
тия.
После ознакомления с общим понятием причастия необходимо
особо остановиться на образовании падежных форм причастий мужско-
го, среднего и женского рода, а также множественного числа, учи-
тывая ,что данные формы чужды речи учащихся, у которых нет естес-
твенной практики в образовании падежных форм причастий.Трениров-
ка должна начинаться с задания , требующего образовать устно, а
затем записать формы всех падежей для данных словосочетаний при-
частия с существительным. В дидактический материал включаются
причастия настоящего и прошедшего времени, в том числе и причас-
тия с "ся" , например , "звенящая струна, изменяющийся голос".
Продолжая эту работу , ученики перспективно знакомятся с
причастным оборотом и особенностями его употребления в речи.
Необходимо обратить внимание на то, что причастие с зависи-
мым словом стоит перед определяемым существительным , и просит
перестроить предложение таким образом ,чтобы причастие с зависи-
мым словом стояло после определяемого существительного.Причастие
с зависимыми словами называется причастным оборотом.Причастный
оборот , стоящий после определяемого существительного, в устной
речи выделяется паузами, а на письме запятыми.
Умение безошибочно отличать выделяемый причастный оборот от
невыделяемого начинает формироваться в процессе неоднократного
повторения .
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ И СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО
ВРЕМЕНИ. КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ.
- 3 -
Объясняя значения действительных и страдательных причастий,
учитель снова может обратиться к синонимическим отношениям , ко-
торые наблюдаются между причастиями и сочетаниями личной формы
глагола со словом "который". Ученикам предлагается 2 таких соче-
тания со словом "который" в в именительном и винительном падежах.
Эти сочетания учащиеся преобразуют в действительные и страда-
тельные причастия , после чего по вопросам учителя выясняются
смысловые различия ними и дается определение и тому и другому
Действительные причастия представляют в виде признака дей-
ствия, совершаемого самим предметом.страдательные причастия пред-
ставляют в виде признака действия,которому подвергается данный
предмет со стороны другого предмета.Уточняя дополнительные призна-
ки страдательных причастий,необходимо подчеркнуть, что при них мо-
жет быть зависимое существительное или местоимение в твори-
тельном падеже (земля, освещенная солнцем), обозначающее дей-
ствующий предмет.
После ознакомления с различиями между действительными и стра-
дательными причастиями учащиеся записывают несколько примеров,
находят в них причастные обороты и оприделяемые существительные,
ставят нужные знаки препинания и указывают действительные и стра-
дательные причастия.
Переходя к изучению правил формообразования причастий, учи-
тель сообщает ученикам о том что действительные причастия обра-
зуются от переходных так и от непереходных глаголов, а страда-
тельные причастия только от переходных глаголов и что причастия
имеют только настоящее и прошедшее время, а будущего времени не
имеют. Затем учащимся объясняются правила образования действи-
тельных причастий на основе составления схемы формообразования.
- 4 -
Пример.Действительные причастия
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|